logo
Фонд социального страхования

3.1 Основные проблемы фонда социального страхования и пути их решения

В работе Фонда имеются проблемы, связанные с причинами как внутреннего, так и внешнего характера:

1) сложный и специфический финансовый механизм деятельности Фонда, наличие многочисленных разноплановых функций;

2) незавершенность законодательной базы;

3) финансовый кризис;

4) нерациональное распределение страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Помимо прямых направлений деятельности (обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) Фонд выполняет значительный объем функций (оказание помощи отдельным категориям граждан), не соответствующих его целевому назначению. Часть этих функций Фонда целесообразно передать другим государственным органам (например, органам соцзащиты). Это поможет снизить нагрузку Фонда и его подразделений, что повысит эффективность его функционирования. Проблемой можно считать незавершенность формирования законодательной базы, регламентирующей деятельность Фонда. До настоящего времени непринят Федеральный закон о Фонде социального страхования; отсутствует нормативно-правовой документ, который определил бы организационно-правовой статус Фонда как страховщика. Практика показывает, что Фонд в своей деятельности ссылается на разрозненные, а в ряде случаев на нормативные акты, которые не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям. Доходная часть бюджета Фонда напрямую зависит от текущего состояния всех сфер экономики. В частности, финансовый кризис привел кряду негативных явлений, в том числе снижению финансовой устойчивости и ликвидации предприятий, росту банкротств, сокращению числа страхователей. Все это свидетельствует о необходимости поддержания соответствующего уровня доходов бюджетов Фонда со стороны государства. Кроме того, Фонду и всем его структурным подразделениям необходимо усилить контроль за обоснованностью выдачи листов нетрудоспособности, так как кризисные явления, рост безработицы и нестабильность заработной платы приводят к тому, что работающие используют листы нетрудоспособности для поддержания своих доходов.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее ОСС НСПЗ) структурно распределяются нерационально: в среднем 89% страховых взносов направляются на гарантированные пособия и страховые выплаты; порядка 4% - на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний и 4% - на профессиональную, медицинскую и социальную реабилитацию. Однако предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с экономической и социальной точки зрения обходится дешевле, чем лечение и реабилитация пострадавшего, выплата ему пенсии по инвалидности, зачастую пожизненной. Если же страховой случай произошел, то затраты на реабилитацию и восстановление профессиональной трудоспособности должны быть предпочтительней последующих затрат на страховые выплаты. Поздняя медицинская реабилитация, длящаяся годами, малоэффективна и отвлекает значительные средства Фонда. Сокращение сроков временной нетрудоспособности с последующим снижением случаев первичного выхода на инвалидность, возвращение пострадавшего в сферу трудовой деятельности и интеграция его в общество - это основные показатели эффективности ранней реабилитации пострадавших от тяжелых несчастных случаев на производстве.

Выделим ряд основных причин нерационального распределения финансовых ресурсов Фонда в части ОСС НСПЗ:

1. нерешенные организационные вопросы по данному направлению;

2. высокий размер страховых выплат, провоцирующий иждивенческие настроения и отказ пострадавших от реабилитационных мероприятий;

3. отсутствие должного внимания и контроля страхователей к решению вопросов

сокращения производственного травматизма и профзаболеваний.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Фонд, его региональные отделения и филиалы не в полной мере выполняет одну из главных задач социального страхования - предупреждение рисковых ситуаций.

В качестве модернизации системы ОСС НСПЗ можно рассмотреть реформирование методики установления скидок и надбавок к страховым тарифам: необходимо учитывать страховые случаи за последние три года, а не за весь период деятельности страхователя; один несчастный случай со смертельным исходом приравнивать к определенному количеству дней временной нетрудоспособности. Следует также увеличивать расходы на проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами.

Дополнительные медицинские и углубленные медицинские осмотры отражают реальное состояние здоровья людей, работающих во вредных условиях. По результатам углубленных медицинских осмотров можно будет принимать меры по улучшению здоровья конкретного работника.

Таким образом, без решения поставленных проблем, невозможно создать эффективную систему социального страхования в России и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков.