logo
Фонд социального страхования

Глава 2. Бюджет фонда социального страхования

2.1 Доходы фонда социального страхования

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:

1. прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2. общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

3. дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.

4. распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов.

Доходы бюджета Фонда социального страхования (ФСС) РФ складываются за счет следующих поступлений:

1. единого социального налога;

2. страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Остальные доходы ФСС РФ, обеспечивающие около 21% поступлений в доходную базу, складываются из единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога и других поступлений. В частности, более 17% всех доходов ФСС РФ составляют средства, поступающие из федерального бюджета, передаваемые на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.

2.2 Расходы фонда социального страхования

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ. Структура расходов фонда социального страхования сформирована из трех разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: «Общегосударственные вопросы», «Образование», «Социальная политика».

Тенденция увеличения расходов, наряду с доходами характерна для фонда с момента его образования. Наибольший удельный вес в расходах ФСС занимает финансирование мероприятий социального страхования.

Общий объем расходов бюджета Фонда социального страхования запланированный в 2014 году составляет 564 917 198,6 тыс. рублей.

По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 450 277 763,8 тыс. рублей,

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 81 717 877,9 тыс. рублей, за счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 32 921 556,9 тыс. рублей;

Таблица 1. Структура расходов Фонда социального страхования РФ в 2014 г.

Вид расходов

Сумма, млрд. руб.

Доля в расходах, %

Всего расходов

91,5

100,0

Пособия по временной нетрудоспособности

9,3

10,2

Пособия по беременности и родам

5,0

5,4

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

5,7

6,3

Пособия при рождении ребенка

1,1

1,2

Ежемесячные страховые выплаты

31,1

34,0

Другие вопросы в области социальной политики

Прочее

0,5

38,9

0,5

42,4

страхование социальный финансовый бюджетный

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органом в соответствии с законодательством.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

Работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.