logo
Управление депозитными операциями коммерческого банка

2.1 Формирование депозитной политики и управление депозитными операциями коммерческого банка

Депозитная политика коммерческого банка является неотъемлемым элементом банковской политики и представляет собой совокупность: а) последовательно связанных действий по привлечению денежных средств клиентов в банки на условиях возвратности и платности; б) методов и способов её (политики) осуществления, обеспечивающих эффективное управление депозитами с целью достижения приемлемого уровня рентабельности и ликвидности банка.

Целью депозитной политики банка является привлечение банком денежных средств в достаточном объеме и с минимальными затратами, а также обеспечение такой комбинации ресурсов, которая создаст условия для эффективного (с точки зрения ликвидности, надежности и прибыльности) размещения привлеченных средств.

Управление депозитными, операциями -- это совокупность стратегических и тактических мероприятий, которые проводит коммерческий банк с целью привлечения временно свободных денежных средств клиентов, и образования на этой основе кредитных ресурсов. Надежность и постоянство источников формирования кредитных ресурсов обеспечивается на основе видов и условий (вплоть до индивидуализации) проведения депозитных операций относительно конкретных юридических и физических лиц.

Эффективное управление депозитными операциями предусматривает расширение сети и видов депозитных счетов, удовлетворения потребностей клиентов в самых разнообразных банковских услугах, обеспечение гарантий вложений через систему страхования депозитов и тому подобное. Режим функционирования депозитных счетов в банке должен отвечать потребностям максимального упрощения порядка проведения депозитных операций

Предпосылкой осуществления научно обоснованного управления депозитными операциями коммерческого банка является предыдущий анализ состояния, структуры и использования ресурсной базы и пассивных операций.

Стратегические инструменты управления депозитами банка включают мероприятия, направленные на укрепление его позиций на депозитном рынке, который предусматривает учет всего комплекса факторов, которые создают внешнюю среду для банковской деятельности. Тактические инструменты управления депозитными операциями в банке включают мероприятия улучшения внутренней организации депозитной работы: совершенствование правил и порядка осуществления депозитных соглашений, улучшения работы персонала банка, который занимается пассивными операциями, поиск новых форм работы с клиентами, уменьшение вероятности риска и нерациональных решений и тому подобное.

В стратегическом плане управления депозитной деятельностью банка опирается на маркетинг депозитного рынка, регуляции спроса и предложения депозитных услуг. В тактическом плане управления депозитными операциями банка предусматривает, в первую очередь, налаживание четкого мониторинга количества и качества своего депозитного портфеля.

Под депозитным портфелем следует понимать совокупность депозитов, привлеченных банком. Формирование депозитного портфеля следует рассматривать как непрерывный циклический процесс, состоящий из следующих основных этапов:

- анализ (исследование “поведения” средств на счетах клиентов);

- планирование (ориентация на привлечение определенных клиентов, групп клиентов и виды депозитов);

- работа по привлечению клиентов (внедрение новых продуктов, гибкая тарифная политика и индивидуальная работа с клиентами);

- контроль.

Специфической чертой депозитных операций является активная роль клиента банка, который самостоятельно определяет величину вклада, то есть частицу своих доходов, которую он направляет на сбережение. Мероприятия влияния на экономическое поведение потенциальных вкладчиков должны занять весомое место в процессе управления депозитными операциями коммерческого банка. Честность и порядочность банка относительно клиентов должны быть нормой в любых, даже самих неблагоприятных для банковской деятельности, ситуациях.

Подорожание депозитов приводит и к подорожанию кредитных ресурсов банка. Поэтому стремления банка к максимальному удовлетворению потребностей вкладчиков должны ограничиваться будущими возможностями прибыльного размещения привлеченных ресурсов под высший, сравнительно с депозитами, процент. Для реализации этого задания коммерческие банки устанавливают минимальную сумму срочного депозитного вклада, минимальный срок, на который укладываются денежные средства, годовую процентную ставку, периодичность выплаты процента (ежемесячно, ежеквартально, по окончании срока) и тому подобное.

Как в российской, так и в зарубежной практике банковского дела депозитный портфель является важной составляющей ресурсной базы коммерческого банка. От эффективности управления депозитным портфелем во многом зависят важнейшие показатели деятельности кредитной организации - рентабельность и ликвидность.

Непосредственное влияние на рентабельность коммерческого банка оказывает уровень процентной маржи. Верхняя граница коридора процентной маржи зависит от доходности активных операций, которая в последнее время устойчиво снижается под воздействием многих факторов, в том числе проводимой Банком России денежно-кредитной политики. В свою очередь, структура депозитного портфеля, с одной стороны, влияет на нижнюю границу процентной маржи за счет различной стоимости отдельных видов привлекаемых банком депозитных ресурсов. С другой стороны, стабильность депозитной базы воздействует на верхнюю границу процентной маржи за счет влияния на объем и доходность активных операций.

Для экономик развитых стран характерно преобладание долгосрочных вложений, поэтому как перед зарубежными, так как и перед российскими коммерческими банками достаточно остро стоит проблема несоответствия сроков привлечения и размещения финансовых ресурсов, т.е. задача обеспечения ликвидности и платежеспособности. Помимо фактора несоответствия сроков активных и пассивных операций, на ликвидность коммерческого банка, особенно мгновенную и текущую, оказывает влияние и другой немаловажный фактор - стабильность ресурсной базы.

Увеличение рентабельности, поддержание ликвидности - актуальные задачи, которым уделяют особое внимание как зарубежные, так и российские коммерческие банки.

Система управления депозитным портфелем банка должна включать следующие основные этапы:

1. Виды рисков, связанные с депозитными операциями банка.

v риск несбалансированной ликвидности проявляется в процессе массового востребования вкладов клиентами банка (включая массовый досрочный отзыв средств со срочных и сберегательных вкладов), что может иметь серьезные последствия для банка вплоть до его банкротства;

v риск утраченной выгоды при невозможности для банка в силу разных причин объективного и субъективного характера (например, сложной экономической ситуации на рынке, неблагоприятной конъюнктуры, конкуренции, отсутствия партнерских связей с другими банками, отсутствия положительного имиджа и т.д.) привлечь необходимые суммы средств в депозиты для обеспечения его активных операций (фактически является проявлением риска ликвидности);

v процентный риск возникает в связи с неблагоприятно складывающейся ситуацией на рынке депозитов (удорожание привлечения ресурсов для банка);

v риск трансформации, проявляющийся также в виде риска ликвидности и процентного риска.

2. Требования к информационной базе банка:

v построение динамических рядов отдельных видов депозитных ресурсов;

v классификация ресурсов по суммам, срокам, группам клиентов;

v определение размера стабильной части по каждому виду депозитов;

v учет номинальной и реальной цены депозитных ресурсов (с учетом поправки на налоги, нормы обязательных резервов и т.д.);

v определение средневзвешенной цены по группам депозитов и другие.

Определив важнейшие риски по пассивным операциям и опираясь на полноценную информационную базу, депозитная политика банка должна определять методы, способы, приемы управления рисками пассивных операций.

3. Коммерческие банки должны использовать различные методы оценки рисков по депозитным операциям, которые позволят улавливать колебания общей суммы ресурсов в течение определенного банком периода, а также по группам клиентов. С этой целью целесообразно использовать количественные показатели, определяя изменение абсолютной суммы ресурсов в динамике. Количественную оценку ресурсов банка следует дополнить данными структурного анализа, использовать систему финансовых коэффициентов, в т.ч. нормативы ЦБ РФ; провести оценку стабильности депозитов, использовать факторный анализ денежных потоков; разработать необходимое программное обеспечение для проведения комплексной оценки рисков по депозитным операциям.

4. Методы страхования риска по депозитным операциям банка должны включать: обязательное страхование (централизованные обязательные фонды страхования депозитов, фонды и резервы банка, включая капитал банка); добровольное страхование клиентами вкладов; смешанное страхование.

5. Ретроспективный анализ рисков, связанных с депозитными операциями, следует проводить используя анализ денежных потоков.

Эффективное управление депозитными операциями создает условия для оптимальной ресурсной регуляции в коммерческом банке. Умелое маневрирование ресурсами - важный показатель профессионализма банковского персонала.

Пассивные операции коммерческого банка органически связаны с активными операциями. Банковский менеджмент неотделимый от обеспечения эффективных взаимосвязей пассивных и активных операций банка. Привлечение денежных средств на депозиты в банк теряет любой смысл, если нет надежных каналов их следующего прибыльного размещения.

Коммерческий банк отвечает перед вкладчиком за обязательствами, которые выплывают из депозитного договора, собственными средствами, имуществом и всеми надлежащими активами.

Вопросы финансового контроля за депозитными операциями определяются действующим законодательством, нормативными актами ЦБ РФ и внутренними документами банка. Бухгалтерский учет привлечения и размещение депозитов, уплаты расходов и получения дохода за ними осуществляется за соответствующими группами балансовых и внебалансовых счетов.

Внутренний бухгалтерский контроль за депозитными операциями должен быть построен таким образом, чтобы гарантировать, что:

1) депозиты приняты на условиях относительно сроков и лимитов согласно правилам и нормам, одобренным правлением банка;

2) все депозиты приняты на основании и в соответствии с процентной ставкой, которая применяется в банке;

3) все бухгалтерские записи, проведенные за депозитными счетами, верно отображены в бухгалтерском учете.

В каждом банке должна быть создана система регистрации депозитов, цель применения которой -- обеспечить верную и своевременную запись в бухгалтерском учете суммы за депозитами, дать начисление и уплаты процентов, дать погашение депозитов и процентные ставки. Начисление процентов и осуществление соответствующих записей в бухгалтерском учете банка должно периодически проверяться лицами, не какие причастные к начислению. Проценты, отображенные на отдельных аналитических счетах процентных расходов (доходов), должны быть выверены с суммой процентов, оплаченных депоненту или полученные от банка.

Гарантией успешного управления депозитными операциями являются взаимовыгодные отношения между банком и клиентом. Чтобы увеличить депозитные привлечения, банк должен тщательным образом и постоянно изучать интересы и запить вкладчиков -- юридических и физических лиц. Важно, чтоб банк предоставлял вкладчикам самые удобные формы депозитного обслуживания, которые бы возводили к минимуму затрату ими времени.

Учитывая опыт развития банковской системы России, выделим из типичной организационной структуры кредитной организации те подразделения, которые так или иначе участвуют в процессе формирования ресурсной базы коммерческого банка. Одновременно выделим функциональные обязанности каждого из этих подразделений.

1. Департамент (управление) пассивных операций:

Ш отдел по работе с юридическими лицами -- поиск потенциальных клиентов, предложение им банковских услуг, сбор необходимых для открытия расчетного счета документов, формирование юридического дела клиента, заключение договоров банковского счета;

Ш депозитный отдел -- заключение договоров по привлечению срочных депозитов от юридических лиц, открытие соответствующих депозитных счетов, контроль за поступлением денежных средств по данным договорам, своевременное и правильное начисление и уплата процентов.

2. Управление ценных бумаг:

Ш отдел по работе с банковскими векселями -- заключение договоров покупки векселей банка, открытие соответствующих счетов, контроль за поступлением денежных средств, оформление и выдача векселей клиентам;

Ш отдел по работе с депозитными сертификатами -- заключение договоров покупки депозитных сертификатов банка, открытие соответствующих счетов, контроль за поступлением денежных средств, оформление и выдача сертификатов клиентам;

3. Управление межбанковского кредитования и корреспондентских отношений -- расчет лимитов взаимного межбанковского кредитования с предоставлением соответствующих документов, заключение договоров, открытие соответствующих счетов и контроль за поступлением средств, установление корреспондентских отношений с другими кредитными организациями путем сбора документов, необходимых для открытия счетов ЛОРО и НОСТРО.

4. Бухгалтерия банка:

Ш отдел учета активно-пассивных операций -- осуществление бухгалтерских проводок по привлечению и возврату средств клиентов, контроль за сроками исполнения обязательств, правильностью и своевременностью уплаты процентов по привлеченным ресурсам;

Ш отдел частных вкладов -- оформление договоров банковских вкладов физических лиц, сберегательных книжек, открытие соответствующих счетов, составление приходных и расходных кассовых ордеров, своевременная выплата средств по истекшим договорам либо переоформление их на новый срок, правильное начисление и выплата процентов по вкладам, осуществление соответствующих бухгалтерских проводок;

Ш кассовый узел, хранилище -- прием и выдача наличных денежных средств по вкладам частных лиц, надлежащее оформление данных операций, учет и хранение бланков пенных бумаг и форм строгой отчетности, бухгалтерское и кассовое оформление выдачи вышеназванных документов сотрудникам других подразделений банка.

5. Управление пластиковых карт, процессинговый центр:

Ш заключение договоров обслуживания «чиповых» и магнитных карт, установка банкоматов и POS-терминалов, открытие карточных счетов, эмиссия и текущее обслуживание пластиковых карт.

6. Юридическое управление:

Ш разработка и составление типовых и индивидуальных договоров по привлечению средств клиентов, юридическое сопровождение текущих сделок.

7. Планово-экономическое управление:

Ш определение стратегии и тактики формирования ресурсов, установление процентных ставок по привлекаемым средствам, согласование структуры активов и пассивов по срокам и ставкам.

Приведенный перечень структурных подразделений банка, обеспечивающих формирование ресурсной базы, не является детальным и точно отражающим названия данных служб. Модель организационного построения и структурирования является индивидуальной для каждой кредитной организации. Однако неизменной остается тесная взаимосвязь служб банка, занятых привлечением ресурсов. Это объясняется тем, что только слаженная работа всех отделов и согласованная схема их взаимодействия помогают добиться желаемых результатов. В своей деятельности службы банка, участвующие в формировании его ресурсной базы, опираются на законы РФ, подзаконные и нормативные акты РФ, инструкции ЦБ РФ, а также на внутрибанковские инструкции, определяющие порядок и схему взаимодействия всех банковских подразделений.

Следует также отметить, что при управлении депозитными операциями и в целом банковскими пассивами необходима особая организационная структура, которая может носить название финансового комитета или комитета по управлению активами и пассивами (КУАП). В его функции должна входить разработка методик и регламентов по управлению активами и пассивами, а также осуществление мониторинга и контроля над реализацией данного процесса.

Поскольку каждый банк разрабатывает депозитную политику, то главный вопрос не только в том, есть ли она у банка, но и в ее качестве (степени соблюдения принципов депозитной политики, в частности ее эффективности и оптимальности). Организация депозитных взаимоотношений банка с клиентами определяется многими факторами, включая размер банка, квалификацию банковских работников, отвечающих за оформление депозитных сделок, виды депозитов и др.

Работники ресурсных отделов должны быть ознакомлены с банковской депозитной политикой, особенно с требованиями по заполнению и ведению документации и с методами привлечения депозитов. Хорошо организованная система с четким ведением регистрации и бухгалтерии имеет решающее значение.

Обоснованный анализ рынка и процесс привлечения ресурсов в сочетании с систематическим мониторингом состояния депозитов являются необходимыми элементами процесса сохранения и увеличения депозитного портфеля и, следовательно, жизнеспособности самого банка.

Одним из способов увеличения объема привлекаемых ресурсов является разнообразие вкладов для различных слоев населения в зависимости от социального уровня, а также суммы и срока хранения вклада. При этом банки должны учитывать требования и возможности различных категорий вкладчиков -- от пенсионеров и студентов до бизнесменов и людей среднего достатка. Для достижения этой цели кредитные организации предлагают такие виды вкладов, как пенсионные, студенческие и т.д., по которым банки предлагают льготные повышенные проценты. Немаловажными факторами в процессе привлечения депозитов являются скорость и простота оформления вклада (заключение договора, открытие счета). Договоры банковских вкладов могут быть как стандартной формы, так и индивидуальными в зависимости от категории клиента, суммы и срока вносимого депозита.

Усиливающаяся в банковской среде конкуренция заставляет кредитные организации прибегать в процессе борьбы за вкладчика и к таким методам, как предоставление полного комплекса услуг, связанных с обслуживанием счета конкретного клиента. При этом предлагается проведение дополнительных операций, таких, как оформление пластиковых карт, продажа дорожных чеков, конвертация по льготному курсу, ускоренные переводы денежных средств клиента, осуществление коммунальных платежей и т.д. Развитие широкого комплекса банковских услуг значительно повышает привлекательность кредитной организации в глазах имеющихся и потенциальных вкладчиков и способствует расширению ресурсной базы коммерческого банка.