logo
Сущность, задачи и организация банковского регулирования и надзора как важнейших направлений деятельности современного государства

2.1 Банковское регулирование и надзор, его роль в формировании экономической политики, поддержание стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и кредиторов

Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельны ми кредитными институтами);

защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

социально-экономические приоритеты развития общества;

совершенство законодательной базы;

проводимая Банком России кредитная политика;

степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора - Германия);

смешанный тип организации, например, в США - Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор. [13; с.62]

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на: административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы - оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе "О банках и банковской деятельности" и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Рассмотрим таблицу 1. В ходе проведенных в 2012 году проверок выявлены 16997 нарушений в деятельности кредитных организаций и филиалов

Таблица 1.

Нарушения в деятельности кредитных организаций

2011

2012

Темп роста 2012 года к 2011 году, %

Всего нарушений

17969

16997

94,6

Противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём

4376

4651

106,3

Нарушения в проведении кредитных операций

3469

3794

109,4

Организация работы по ведению бухгалтерского учёта

1698

1569

92,4

Нарушения в области достоверности учёта и отчётности

1425

1334

93,6

Кассовые операции

1244

1013

81,4

Требования валютного законодательства

1024

862

84,2

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

взыскать штраф;

назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что по результатам проверок по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ в 2012 году к кредитным организациям были применены различные меры воздействия: предупредительные - доведение до сведения руководства информации о недостатках в деятельности кредитной организации (в 339 случаях); принудительные - предъявление требований об устранении выявленных нарушений (в 229 случаях); штрафы наложены в 170 случаях; введены ограничения либо запреты на осуществление отдельных видов банковских операций в 252 случаях; лицензии отозваны у 7 кредитных организаций.

Таблица 2

Меры воздействия по совокупности выявленных нарушений ЦБ РФ

Меры

2010

2011

2012

Темп роста 2012 года к 2011 году

1. Предупредительные

503

392

339

86,5

2. Принудительные

требования об устранении

штрафы

ограничения, запреты на осуществления банковских операций

отзыв лицензии

861

514

156

59

344

252

41

44

229

170

252

7

66,6

67,5

614,6

15,9