1.3 Правовые основы банковской деятельности
Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства.
Источники банковского законодательства представляют собой многоуровневую систему нормативно-правовых актов и иных источников права.
Иерархическая система источников банковского законодательства может быть представлена следующим образом:
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные законы;
- подзаконные нормативные акты;
- другие источники права.
Конституция РФ содержит ряд положений, которые позволяют говорить о конституционно-правовых основах банковского права. К таким положениям можно отнести общие положения о единообразии и уровне правового регулирования, свободе экономической деятельности, защите собственности, конкуренции и т.п., которые распространяются и на банковскую деятельность.
Вместе с этим в Конституции РФ содержатся положения, относящиеся к собственно банковской сфере - нормы о Центральном банке РФ (Банке России).
Регулирование банковской деятельности, согласно Конституции РФ, отнесено к ведению Российской Федерации. При этом среди законов, регулирующих банковскую деятельность, можно выделить законодательство общего характера и специальное банковское законодательство.
К законодательству общего характера, используемом в сфере банковской деятельности, следует отнести:
- Гражданский кодекс РФ, предусматривающий общие правила о сделках, договорах, ответственности и т.п., которые применяются, в том числе и в сфере банковской деятельности. Кроме того, Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит нормы, специально созданные для регулирования гражданско-правовых отношений в банковской сфере, такие как правила о банковском счете, вкладе, кредитно-расчетных правоотношениях, займе, кредите, об обеспечении и исполнении обязательств;
- законодательство о юридических лицах (в частности, Законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью), которые применяются, в том числе и к кредитным организациям с учетом специальных норм, установленных специально для кредитных организаций;
- законодательство о рынке ценных бумаг;
- законодательство о валютном регулировании и контроле;
- антимонопольное законодательство и др.
К специальному банковскому законодательству относят «банковские законы»:
- Закон о банках и банковской деятельности;
- Закон о Центральном банке РФ (Банке России).
Наличие, как общего, так и специального законодательства, регулирующего банковскую деятельность, ставит вопрос о соотношении общих и специальных правовых норм в данной сфере. По общему правилу нормы специального характера превалируют над нормами общего характера. Проблема возникает при решении вопроса о том, какой именно характер - общий или специальный - имеет конкретная норма.
Согласно одному подходу, нормы, содержащиеся в специальных банковских законах, имеют специальный характер и потому должны превалировать над нормами общего характера, содержащимися в других законах.
Согласно другому - характер нормы (общий или специальный) должен определяться не ее местонахождением (то есть содержится она в общем или специальном законе), а ее содержанием. При таком подходе некоторые нормы специальных банковских законов приобретут общий характер, а нормы, содержащиеся в законодательстве общего характера, специальный. Так, например, обстоит дело с вопросом о соотношении норм, регулирующих проценты по договору банковского вклада.
Подзаконные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность, многочисленны и относятся к самым различным вопросам данного вида предпринимательской деятельности.
В числе данных подзаконных актов важное место отведено нормативным актам Банка России. Право на издание нормативных актов предоставлено Банку России статьей 4 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России.
К иным источникам банковского права можно отнести торговые обычаи и обыкновения, принятые в международной банковской практике. Среди них можно выделить торговые обыкновения, относящиеся к банковским сделкам и систематизированные Международной торговой палатой. В их числе, например, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила по договорным гарантиям, Унифицированные правила для гарантий по первому требованию.
Кредитная организация (КО) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом, только при условии ее государственной регистрации и при наличии лицензии Банка России. Порядок регистрации и лицензирования банков в РФ определяется ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России №109-И от 14 января 2004 года.
КО создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью).
КО совершает банковские операции на основе лицензии, выданной Центральным банком. Банк России регистрирует КО и ведет книгу регистрации КО (за регистрацию КО взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала КО).
Лицензия выдается после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала.
Учредителями могут быть лица, участие которых в КО не запрещено действующим законодательством. Учредители коммерческого банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации, то есть полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала.
Учредители - это юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном порядке, действовать в течение трех лет, иметь устойчивое финансовое положение, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года, располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Центрального банка, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.
Для регистрации и лицензирования КО ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительных документов (ст. 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности») представляют в территориальное учреждение Банка России следующие документы:
- заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; учредительный договор;
- устав кредитной организации; протокол общего собрания учредителей; свидетельство (копия платежного документа) об уплате государственной пошлины за регистрацию КО;
- нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждение налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние три года;
- декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал КО;
- анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
- список учредителей КО;
- бизнес-план;
- документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться банк, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации КО.
К ходатайству о регистрации прилагаются также расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КО на первые три года деятельности отдельно на каждый год.
Кандидаты на должности руководителей должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства отделом или иным подразделением КО, связанный с осуществлением банковских операций, составляющий не менее одного года. Если кандидаты на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера получили образование за границей, они должны предоставить заключение российского федерального органа по образованию о соответствии имеющихся иностранных документов об образовании российским дипломам. Если кандидаты являются иностранными гражданами, они должны предоставить копии документов, подтверждающих их право на осуществление трудовой деятельности на территории России.
Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций определен Положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных КО в РФ» от 2 апреля 1996 г. №264, новая редакция которого введена 10 марта 1999 г. указанием №509-У.
Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений. Согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» лицензия может быть отозвана в случаях:
- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
- задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;
- установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем 15 дней представления ежемесячной отчетности;
- осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;
- неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Бака России, регулирующих банковскую деятельность, если в течение года к КО неоднократно применялись меры воздействия за подобные нарушения;
- 2.2. Уставной капитал Акционерного общества
- Открытое акционерное общество
- Сберегательный банк российской федерации
- Акционерные общества: открытые и закрытые
- 1.3 Сберегательный банк Российской Федерации
- Акционерное общество. Открытые и закрытые акционерные общества.
- 53. Акционерные коммерческие и городские общественные банки России.
- 1.2. Открытое акционерное общество.
- 64. Сберегательный банк российской федерации