1.2 Понятие организационной структуры коммерческого банка
Организационная структура - это совокупность подразделений банка, которые выполняют закрепленные за ними функции. Цель организационной структуры - управление функционированием банка. Финансовая структура позволяет выделить и эффективно управлять внутренними бизнесами банка, поэтому хозрасчетная модель может быть построена только на основе финансовой структуры.
Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.
В учебнике «Банковское дело» под редакцией Балабановой И.Т. приводится оптимальная структура организации деятельности банка. Вот как учебник определяет ее:
Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации и концентрации средств (пассивные операции банка) выполняются управлением депозитных операций, учетно-ссудные операции - кредитным управлением и т.д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка, оказывают организующее воздействие на работу банка в целом.
Управление прогнозирования деятельности банка призвано реализовать управленческие функции банка с целью обеспечения основных принципов его деятельности - ликвидности, рентабельности и надежности. Это управление включает три основных подразделения (отдела), которые отражают главные направления в деятельности данного управления.
Основные функции отдела разработки основ коммерческой деятельности банка и совершенствования управления состоят в следующем:
выработка актов деловой политики банка с определением конкретных задач для каждого управления банка;
разработка балансов банка;
определение кредитного потенциала банка;
определение основных направлений по совершенствованию деятельности банка.
Отдел организации хозрасчетной деятельности банка призван:
разрабатывать положение о доходах и расходах банка;
прогнозировать доходы и расходы банка;
анализировать фактические доходы и расходы банка в сравнении с планируемыми;
намечать конкретные меры по повышению доходов банка и снижению его расходов и в этой связи ставить определенные задачи другим подразделениям банка;
анализировать рентабельность работы банка и перспективы ее повышения.
Отдел по управлению ликвидностью банка решает комплекс вопросов по определению текущей и перспективной ликвидности банка;
проводит расчет показателей ликвидности баланса банка;
контролирует ежедневную ликвидность банка;
анализирует совокупность факторов, влияющих на ликвидность банка.
Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление.
Банк может предоставлять кредиты предприятиям и организациям различных отраслей народного хозяйства и другим банкам, включая свои филиалы, финансовым компаниям и населению. Специфика источников формирования ссудного фонда, используемого для тех или иных кредитных операций, назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы обусловили создание в рамках кредитного управления шести отделов.
Отдел общей организации кредитных операций: определяет общую политику банка и порядок ее реализации в зависимости от конкретных экономических условий;
разрабатывает общие методики Краткосрочного и долгосрочного кредитования и финансирования, методики определения кредитоспособности клиентов, методики организации перспективных финансовых услуг;
изучает кредитные риски и определяет механизм страхования банковских кредитных операций.
Отдел краткосрочного кредитования:
распределяет кредитные ресурсы по видам ссуд и заемщикам исходя из кредитного потенциала банка;
определяет потребности в кредите;
организует выдачу и погашение кредита, ведет кредитные дела;
заключает кредитные договоры;
проверяет кредитоспособность клиентов;
ведет картотеку кредитоспособности;
организует факторинговые операции.
Отдел долгосрочного кредитования и финансирования:
разрабатывает основные направления кредитования и финансирования исходя из инвестиционного потенциала банка;
организует кредитные операции и финансирование; заключает договоры по предоставлению ссуд и оказанию услуг;
проверяет кредитоспособность клиента и ведет картотеку кредитоспособности;
осуществляет кредитование, связанное с инновационной деятельностью клиента, инновационное финансирование разработок клиента;
занимается организацией поручению клиента;
занимается организацией финансирования по поручению клиента; посреднической помощью в поиске партнеров по внедрению; а также в подборе подрядчиков для реализации долгосрочных проектов.
Отдел кредитования населения организует:
прямое и косвенное кредитование потребительских товаров и жилых строений;
предоставление чековых кредитов и кредитных карточек;
предоставление услуг населению.
Отдел межбанковских операций призван организовывать и вести учет и анализ всех межбанковских операций, прежде всего с Центральным банком и с другими коммерческими банками, а также с банками своей системы (филиалами и отделениями).
Отдел нетрадиционных банковских операций, связанных с кредитованием, предназначен для организации таких операций банка, как, например, лизинг.
Важным звеном в коммерческом банке является валютное управление. Его функциями являются:
ведение валютной позиции;
ведение валютных счетов;
покупка и продажа валют;
прием средств во вклады и выдача ссуд;
страхование рисков.
Специфика данного управления обуславливает создание четырех отделов: аналитического отдела; отдела ведения валютных счетов и валютной позиции; отдела кассовых сделок; отдела срочных сделок, отдела международных расчетов, отделов счетов "ностро" и "лоро", отдела неторговых операций.
Управление депозитных операций предназначено для учета и анализа привлеченных средств и собственного капитала банка. Основные функции отдела депозитных операций:
учет депозитных средств банка по их срочности и отдельным депонентам;
заключение договоров на депонирование средств;
анализ депозитных средств, их структуры и динамики развития с целью оценки ресурсов банка и их влияния на ликвидность его баланса;
предоставление необходимой информации для планирования ресурсов банка;
Фондовый отдел предназначен для учета и анализа собственных средств банка. Он осуществляет:
учет финансовых средств банка, их анализ и динамику развития;
операции по покупке и продаже ценных бумаг, принадлежащих банку, и по поручению клиентов;
управление финансовым портфелем банка.
Особое внимание в банке уделяется расчетно-кассовому обслуживанию. Для этих целей в банке создается управление расчетно-кассового обслуживания, в функции которого входят:
открытие и ведение счетов, осуществление расчетов;
проведение кассовых операций.
Управление филиалами банка - одна из важнейших сфер банковской деятельности. В зависимости от статуса учреждения банка (представительство, отделение, филиал) по-разному будут определяться его функции и формы управления. Не все банковские операции можно осуществлять на уровне филиалов (операции с банками-корреспондентами, международные операции, инвестиционные и ряд других).
В функции управления филиалами банка входят:
руководство деятельностью филиалов;
контроль за правильностью проводимой кредитной политики и осуществления кредитных операций;
помощь при внедрении новых методов работы, содействующих повышению эффективности работы банка.
Управление (отдел) анализа и статистики выполняет работу по:
накоплению и анализу статистической информации;
оказанию информационно-справочных услуг клиентам (юридическим и физическим лицам);
подготовке проектов планов, отчетов о деятельности банка;
статистической обработке баланса банка;
подготовке и реализации экспертных исследований, оценок банка, в том числе и для клиентов.
Отдел кадров:
планирует численность и использование персонала;
организует обучение и повышение квалификации кадров;
управляет фондами заработной платы;
осуществляет набор персонала и его расстановку.
Административно-хозяйственный отдел, включая службы администрации, занимается строительством, планированием, приобретением, поддержанием и продажей банковских зданий, сооружений и оборудования. Совместно с отделом внедрения ЭВМ осуществляет разработку и внедрение электронных систем, оснащение банковских учреждений электронно-вычислительной и оргтехникой, ведет архив.
Юридический отдел:
разрабатывает нормативные документы и изменения в уставе банка;
контролирует выполнение уставных положений и правильность оформления банковских сделок;
составляет договоры, акты залога и другие деловые бумаги;
участвует в унификации форм кредитования и расчетов;
ведет все дела банка в судебных и административных учреждениях;
составляет разного рода акты, исковые заявления, отзывы, протесты и т.д.;
составляет заключения по всем возникающим в банке юридическим вопросам;
Ревизионный отдел осуществляет проверку работы банка и его филиалов в соответствии с действующими нормами учета, установленной советом банка политикой и инструкциями.
Отдел внедрения и эксплуатации ЭВМ:
организует компьютерные системы банка;
осуществляет выполнение электронных расчетов и платежей;
занимается разработкой программного обеспечения для отделов и управлений банка;
разрабатывает программы перспективного и текущего оснащения банка электронно-вычислительной и оргтехникой;
совместно с административным отделом реализует эти программы.
Одно из важнейших направлений деятельности банка в условиях рыночной экономики - маркетинг банковских услуг.
Управление маркетинга:
обеспечивает установление контактов с новой клиентурой;
способствует развитию деловых связей;
разрабатывает и содействует внедрению новых операций и банковских услуг (проводит аналитические исследования);
изучает рыночную конъюнктуру;
оказывает организационную и консультационную помощь клиентам.
Финансовая структура - это совокупность центров финансового учета банка, сгруппированных в бизнес - направления и центры инфраструктуры.
В дипломной работе представлено выделение финансовой структуры организации на примере Сбербанка России. При этом использовалась фасетная кодировка согласно таблицы 1.1.
Таблица 1.1. Пример фасетной кодировки центров ответственности банка
Код бизнес-направления (1 знак) |
Код филиала или головной конторы (1 знак) |
Код отделения (1 знак) |
Код управления (2 знака) |
Код отдела (1 знак) |
Структура Сбербанка России представлена в Приложении 1.
При формировании финансовой структуры банка следует четко определиться с таким центром ответственности, как Казначейство, через которое будет происходить внутренняя покупка и продажа ресурсов.
Во-первых, Казначейство может быть как реально существующим подразделением банка, так и виртуальным.
Во-вторых, Казначейство может быть центром прибыли, а может быть центром затрат, что зависит от принятой в банке системы внутреннего перераспределения ресурсов.
Если Казначейство является центром прибыли, то, покупая и продавая ресурсы на внутрибанковском рынке, оно получает доход на разнице между ставками привлечения ресурсов от "пассивных" центров и размещения ресурсов в "активные" центры. При этом на Казначейство относятся прямые и косвенные (распределяемые или аллокируемые) накладные расходы. В этом случае Казначейство образует отдельное бизнес-направление.
Если Казначейство - центр затрат, то в этом случае оно является виртуальным подразделением. При этом, покупая и продавая ресурсы, Казначейство дохода не получает, а является лишь балансирующим подразделением. Соответственно в бюджете Казначейства нет никаких дополнительных затрат и доходов, в том числе аллокированных. При этом Казначейство как центр затрат образует отдельный центр инфраструктуры.
Грамотно построенная финансовая структура банка позволяет эффективно управлять внутренними хозрасчетными "бизнесами" по следующей технологии:
1. Через систему бюджетов центров ответственности для каждого бизнес - направления определяются плановые показатели их деятельности.
2. По истечении планового периода и учета фактического исполнения бюджетов, анализируются результаты работы каждого центра ответственности и его вклад в развитие "бизнеса".
3. Проводится сравнительная оценка рентабельности "бизнесов".
4. Принимается решение о развитии наиболее прибыльных бизнес - направлений.
Разумеется, приведенная схема является примерной, так как огромное влияние на структуру аппарата управления банка оказывают масштабы его деятельности, степень специализации, возможность совершать те или иные операции. В ряде случаев банк не выполняет тех или иных услуг, объем его операций слишком незначительный, чтобы формировать не только управления, но и отделы. Тогда в составе банковского аппарата создаются относительно небольшие группы работников, обслуживающих соответствующие стороны банковской деятельности. Приведенная схема показывает сам подход к комплектованию звеньев управления, принцип, основанный на функциональном назначении тех или иных административных подразделений. С позиции стратегии банка важно при этом так организовать управление, чтобы оно отвечало генеральной линии, сформированной на соответствующем этапе его развития.
2. Структура и органы управления банком на примере Нефтекамского ОСБ №4624 Уральского отделения Сбербанка России
2.1. Характеристика и структура органов управления Нефтекамского ОСБ № 4624 Уральского отделения Сбербанка России
Нефтекамское ОСБ № 4624 обслуживает территорию г. Нефтекамска, г. Агидели, Калтасинского и Краснокамского районов. По состоянию на 01.02.2009 г. На данной территории зарегистрировано 3452 юридических лица и 5746 индивидуальных предпринимателей, из них фактически осуществляет деятельность не более половины. Нефтекамское отделение обслуживает бюджетные счета на балансовых счетах 40302, 40401. Нефтекамское отделение № 4624 Сбербанка России (Нефтекамское ОСБ № 4624) создано приказом № 8 СБ РФ от 28 марта 1991 года для работы с акционерами и клиентами Сбербанка.
Нефтекамское ОСБ № 4624 является структурным подразделением Сберегательного банка России, то есть входит в единую организационную структуру Сбербанка России и является его филиалом, осуществляющим функции Сбербанка РФ на территории Республики Башкортостан.
В своей деятельности Нефтекамское ОСБ № 4624 руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации, носящими обязательный характер, Уставом Банка, а также Положением о территориальном банке (филиале) “Сбербанка России”.
Нефтекамское ОСБ № 4624 не является юридическим лицом. Он вступает в хозяйственные, договорные, кредитно-расчетные отношения от имени Сбербанка России.
Нефтекамское ОСБ № 4624 имеет отдельный баланс, являющийся неотъемлемой частью баланса Сбербанка России. В соответствии с правилами, установленными ЦБ РФ, филиал в составе сводного баланса Сбербанка России обеспечивает:
соблюдение экономических нормативов и показателей ликвидности;
депонирование части привлеченных средств в фонде обязательных резервов, предусмотренных действующим в РФ законодательством о банках;
создание внутри банковских резервов и страховых фондов.
Ответственность по обязательствам территориального банка несет Сбербанк России. Нефтекамское ОСБ № 4624 может по доверенности Сбербанка России приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.
Целями и предметом деятельности банка является:
привлечение денежных средств от юридических и физических лиц (клиентов) и размещение их на условиях возвратности, платности, срочности;
осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов;
осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;
Нефтекамское отделение Сбербанка России создано приказом № 38 СБ РФ от 3 января 2001 года. Отделение входит в единую организационную структуру СБ России и является его филиалом, осуществляющим функции СБ РФ на территории Республики Башкортостан. В рамках работы по реализации задач, поставленных в Концепции развития Сбербанка России до 2014 года, принято решение о совершенствовании существующей филиальной сети банка. Таким образом, дальнейшее развитие получит практика объединения территориальных банков Сбербанка России, основанная на переходе от действующего административно - территориального деления к формированию объединенных банков по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. В основе данного процесса заложены принципы постепенности проводимых преобразований в сочетании с наибольшим учетом интересов всех клиентов Банка как физических, так и юридических лиц.
Число территориальных банков Сбербанка России уменьшилось с 71 до 17 территориальных банков. При этом сохранилась централизованная система управления территориальными банками и единая система управления рисками.
Объединение территориальных банков позволило усилить их инвестиционный потенциал, обеспечить соответствие между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, повысить качество обслуживания клиентов, а также создало новые возможности для совершенствования работы расчетной системы Банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами, сокращения административных расходов.
Результатом формирования объединенных территориальных банков стало расширение участия в значимых региональных инвестиционных проектах и программах экономического развития и, как следствие, создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Были обеспечены условия для более эффективного обслуживания крупных региональных клиентов.
Трансформация филиальной сети Банка осуществляется таким образом, чтобы была сохранена структура финансовых связей с регионами и не подвергся изменению существующий порядок уплаты налогов в федеральный и местные бюджеты.
В соответствии с вышеназванным приказом Нефтекамский территориальный банк был преобразован в Нефтекамское отделение № 4624 и вошел в состав Уральского банка Сбербанка России.
Структура управления Нефтекамского отделения Сбербанка РФ, существующая в настоящее время, утверждена решением Совета Нефтекамского отделения и Правления Уральского банка Сбербанка РФ и выглядит следующим образом (рис. 2.1).
Управляющий ОСБ № 4624 |
Зам. Управляющего |
Зам. Управляющего |
Зам. Управляющего |
Юридический отдел |
||||
Управление кредитования |
Управление бухгалтерского учета и отчетности |
Операционное управление |
Отдел инкассации |
||||
Отдел валютных и неторговых операций |
Управление информатики и автоматизации банковских работ |
Отдел кассовой работы |
Административное управление |
||||
Планово-экономический отдел |
Отдел вкладов и расчетов населения |
Отдел по работе с персоналом |
|||||
Отдел ценных бумаг |
Управление безопасности и защиты информации |
||||||
Отдел организации обслуживания юридических лиц |
Рис. 2.1. Структура управления Нефтекамского ОСБ № 4624
Исходя из основных направлений деятельности экономический отдел Нефтекамского отделения выполняет следующие функции:
организует и координирует всю экономическую, исследовательскую, финансовую и статистическую работу в учреждениях банка;
анализирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений банка, выявляет причины, влияющие на прибыль и разрабатывает предложения по ее увеличению;
осуществляет управление кредитными ресурсами и анализирует эффективность их использования;
изучает эффективность совершаемых операций и оказываемых услуг и разрабатывает совместно с другими службами предложения по внедрению новых и совершенствованию существующих финансовых продуктов и банковских услуг с целью привлечения новых клиентов;
осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты, ценные бумаги;
изучает экономику, включая инвестиционные программы местных администраций, финансовый рынок, конкурентов в регионе;
анализирует уровень и эффективность организации работы учреждений банка и разрабатывает предложения по созданию оптимальной структуры сети;
разрабатывает бизнес - планы и текущие планы развития банка;
обеспечивает проверку, сбор, обобщение всех статистических отчетов по основной деятельности подотчетных учреждений банка: вкладам и депозитам физических и юридических лиц, ценным бумагам, кредитам, валюте, доходам, расходам, прибыли, труду, сети и др.
Кредитное управление является структурным подразделением Нефтекамского ОСБ, созданным в целях получением отделением дохода от осуществления кредитных операций с юридическими и физическими лицами.
Основными задачами кредитного управления Нефтекамского отделения Сбербанка являются:
осуществление размещения денежных ресурсов отделения посредством кредитных операций;
ведение и осуществление контроля за ходом кредитных операций;
применение различных форм и методов кредитования для максимального удовлетворения интересов клиентов;
обеспечение полной и своевременной уплаты процентов и возврата размещенных средств.
В своей работе кредитное управление руководствуется действующим законодательством, а также Уставом Сбербанка РФ, Положением об отделении и указаниями и инструкциями Нефтекамского банка и Сбербанка России.
Кредитная политика Нефтекамского ОСБ определяется с учетом конъюнктуры финансового рынка, направлена на повышение качества кредитного портфеля и оптимизацию системы управления кредитными рисками.
Активно развивается новое направление деятельности - вексельное кредитование.
Отдел по обслуживанию юридических лиц является структурным подразделением Нефтекамского отделения № 4624. Целью деятельности отдела являются:
привлечение денежных средств от юридических лиц, путем открытия и ведения банковских счетов предприятий и организаций любых форм собственности;
осуществление расчетно-кассового обслуживания юридических лиц;
осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;
обеспечение сохранности денежных средств, вверенных банку;
оказание консультационных и информационных услуг по выполняемым операциям. Задачами отдела являются:
организация работы по привлечению и комплексному обслуживанию юридических лиц;
организация и проведение исследований рынка корпоративной клиентуры;
координация работы по развитию подразделений отдела по обслуживанию юридических лиц.
Управление автоматизации и информации банковских работ:
организует компьютерные системы банка;
выполняет электронные расчеты;
разрабатывает программное обеспечение для нужд отделов банка;
разрабатывает программы перспективного и текущего оснащения банка электронно-вычислительной и оргтехникой;
совместно с организационным отделом реализует эти программы.
Юридический отдел призван выполнять:
защищать права и интересы Отделения банка;
активно использовать правовые средства для укрепления финансового положения банка и улучшения экономических показателей его работы;
оказывать помощь органам управления банка, в деле обеспечения законности в деятельности банка;
контроль за правильностью применения законодательства Российской Федерации, нормативных документов Центрального банка РФ, Сбербанка РФ, Устава Сбербанка РФ, Положении об Отделении, других нормативных актов, относящихся к деятельности Сбербанка РФ.
Управление бухгалтерского учета и отчетности выполняет следующие задачи:
-формирует полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности;
-обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- составляет отчеты по результатам работы банка;
- ежедневный учет и контроль за движением средств Отделения банка.
Отдел призван выполнять строгий контроль, учет, отчетность и организацию финансово- хозяйственной деятельности Отделения банка, работой которого руководит главный бухгалтер.
Филиалы по работе с населением являются структурными подразделениями Нефтекамского отделения Сбербанка и входят в филиальную сеть, состоящую из 42 филиалов.
Отдел вкладов и расчетов населения является структурным подразделением Нефтекамского ОСБ № 4624, созданный в целях организации и повышения эффективности деятельности отделения в области привлечения средств населения посредством вкладов. Задачами отдела являются:
организация работы по привлечению денежных ресурсов в пассивы банка посредством вкладных операций физических лиц.
организация контроля за ходом вкладных операций в отделении, разработка предложений, внедрение мероприятий по их улучшению;
организация работы с предприятиями города по привлечению заработной платы во вклады;
организация работы по переводам денежных средств населения, безналичным перечислениям, не процентным доходам;
организация и проведение рекламных кампаний.
В соответствии с возложенными задачами, отдел выполняет следующие функции:
организация применения различных форм и методов пассивных операций для максимального удовлетворения интересов клиентов;
привлечение юридических и физических лиц на обслуживание по приему платежей и взносов от населения, по безналичным перечислениям во вклады населения через учреждения Сбербанка;
повышение профессионального уровня операционных работников
отделения и повышения культуры обслуживания клиентов;
контроль за своевременностью и правильностью выплаты пенсий,
компенсаций и пособий пенсионерам;
организация работы по привлечению клиентов на дополнительное пенсионное обеспечение Негосударственного пенсионного фонда Сбербанка РФ;
формирование справочно-информационного рекламного пакета и др.
Отдел банковских карт
организация работы по проведению операций с применением банковских
карточек, таких как АС “СБЕРКАРТ”, а также с международными пластиковыми карточками VISA (Gold, Business, Classic), Eurocard/MasterCard (Mass, Gold), Cirrus/Maestro, Visa Electron;
проведение маркетинга банковских услуг, оказываемых населению.
Административное управление:
занимается строительством и ремонтом отделения банка;
осуществляет деятельность по приобретению инвентаря, других материальных ценностей для нормального функционирования банка.
Кроме этого в Отделении банка имеется ревизионный отдел, который входит в структуру управления Нефтекамского отделения Сбербанка РФ и в подчинении управляющему банка не состоит. Указанный орган призван осуществлять проверку работы банка и его филиалов в соответствии с действующими нормами учета, установленной советом отделения политикой и инструкциями Сберегательного банка РФ, Уральского банка.
2.2 Анализ финансовой деятельности Нефтекамского ОСБ №4624 Уральского отделения Сбербанка России
Основные показатели работы Нефтекамского отделения за последние три года свидетельствуют о значительном росте темпов экономического развития. Как следует из Приложения 2, валюта баланса банка выросла в 2007 г. на 30%, а в 2008 еще на 68,7%. Обеспечен также и рост собственных средств. В 2007 г. они, очевидно, снизились на 15%, однако в 2008 г. вновь возросли на 25%.
Главными достижениями СБ РФ за последние годы в области активных операций стало сохранение высоких темпов развития кредитования юридических и физических лиц в рублях и в валюте. Так, ссудная задолженность возросла на 34 и 77% в 2007 и 2008 гг. соответственно. Динамика же вложений в ценные бумаги имеет неоднозначный характер: в 2007 г. они не приобретались вообще (операции производились только с ранее приобретенными), а в 2008 г. было приобретено ценных бумаг сразу на сумму более 8,5 млн. рублей, затем, в 2008 г. этот показатель сократился до 5,8 млн., т.е. на 32%.
Традиционно основой привлеченных средств банка являются средства физических лиц. В 2007 г. прирост средств, привлеченных от населения, составил 832,1 млн. рублей, или 42,3%, а в 2008 г. 1042 млн. рублей, или 37,3%.
Все активы в зависимости от того, приносят они доход или нет, как правило, делят на две группы: работающие и неработающие (Приложение 3 и 4). Естественно, банк заинтересован в том, чтобы доля работающих активов стремилась к максимуму. С другой стороны, и структура самих работающих активов должна быть оптимизирована таким образом, чтобы приносить максимальный доход.
Итак, из Приложения 3 и 4 видно, что доля работающих активов из года в год увеличивалась: 81%, 85% и 88% в 2006, 2007 и 2008 годах соответственно. При взгляде на структуру этих активов, становится понятным, на какие инструменты извлечения прибыли банк ориентируется, прежде всего. Это кредиты. И неудивительно, ведь Сбербанк всегда был крупнейшим кредитором, прежде всего населения, а также реального сектора экономики. Ссудная задолженность занимает львиную долю работающих активов: 95,2% - 2006 г., 94,9% - 2007 г. и 96,3% - 2008 г. При этом доля кредитов населению в общем остатке ссудной задолженности составляла 3,82, 5,2 и 6,67% в 2006, 2007 и 2008 гг. соответственно.
В неработающих активах можно выделить такие две статьи, как фонд обязательных резервов и имущество банка. Вместе они составляют 83,8% - в 2006 г., 75,7% - в 2007 г. и 86,4% - в 2008 г. Следует отметить, что статья имущество банка непрерывно увеличивается из года в год. Это говорит о том, что материально-ресурсная база Нефтекамского отделения расширяется.
При анализе баланса банка следует также обращать внимание на такой показатель, как доля просроченной задолженности в общем остатке ссудной задолженности. Надо сказать, что этот показатель в Нефтекамском ОСБ № 4624 поддерживается на низком уровне - менее 0,01%.
Одним из главных достижений отделения в области проведения активно-пассивных операций является не только увеличение темпов роста работающих активов, но и значительный рост привлеченных ресурсов.
Привлеченные ресурсы за 2008 год выросли более чем на 1,6 млрд. руб. и достигли 6 399 млн. руб. При этом темпы роста привлеченных средств по сравнению с 2007 годом увеличились и составили 34,2% (в 2007 г. - 29,7%). Столь впечатляющий рост привлеченных ресурсов за два последних года произошел, прежде всего, за счет увеличения остатков во вкладах населения (17,43% прироста из 29,7% в 2007 году, 20,52% прироста из 34,2% в 2008 году). На втором месте - остатки на расчетных счетах юридических лиц: 6,6% прироста из 29,7% в 2007 году и 9,8% прироста из 34,2 в 2008 году.
- Структура органов управления коммерческого банка.
- Вопрос 2. Типовая структура управления коммерческих банков
- 8 Ресурсы коммерческого банка: структура и виды. Управление
- 36. Структура органов управления коммерческим банком.
- 15.2. Типовая структура управления коммерческих банков
- Структура коммерческого банка
- Структура коммерческого банка