3.2 Страхование ответственности при перевозке опасных грузов
Особое внимание в мировой практике уделяется страхованию ответственности при перевозке опасных грузов. В России ответственность при перевозке опасных грузов регулируется следующими документами.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Статьи 316-322 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ), предусматривающими ответственность за ущерб от загрязнения нефтью с судов.
Статьи 326-333 КТМ, предусматривающие ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Согласно ст.331 КТМ собственник судна имеет право ограничить свою ответственность по отношению к одному инциденту общей суммой, исчисляемой следующим образом:
10 млн. СПЗ для судна вместимостью не более чем 2000 т;
для судна вместимостью более чем 2000 т к сумме, указанной в абзаце втором настоящей статьи, за каждую последующую тонну вместимости добавляются: от 2001 до 50 000 т - 1500 СПЗ; свыше 50 000 т - 360 СПЗ при условии, если общая сумма ни в коем случае не превышает 100 млн расчетных единиц.
Статья 327 КТМ устанавливает перечень опасных и вредных веществ, перевозимых на борту судна в качестве груза: нефть и жидкие вещества, перечисленные в приложениях 1 и 2 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., в главе 17 Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом 1983 г.; сжиженные газы, опасные и вредные вещества, установленные Международным кодексом морской перевозки опасных грузов от 1965 г.; жидкие вещества, перевозимые наливом, с температурой вспышки, не превышающей 60°С.
В КТМ (п.4 ст.327) под ущербом понимаются: смерть или повреждение здоровья любого лица, причиненные опасными и вредными веществами на судне, перевозящем такие вещества, или вне такого судна; утрата или повреждение имущества, причиненное опасными и вредными веществами вне судна, перевозящего такие вещества; ущерб от загрязнения окружающей среды, причиненный опасными и вредными веществами, при условии, если компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб.
Если невозможно разумно отделить ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, от ущерба, причиненного вследствие других обстоятельств, весь такой ущерб считается причиненным опасными и вредными веществами, если даже ущерб, причиненный вследствие других обстоятельств, не является ущербом, указанным в подп.1 и 2 п.2 ст.326 КТМ.
Под инцидентом понимается в КТМ любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения ущерба.
Морская перевозка опасных и вредных веществ означает период с момента, когда опасные и вредные вещества поступили в любую часть судового оборудования при погрузке и до момента, когда они перестали находиться в любой части судового оборудования при выгрузке. В случае, если судовое оборудование не используется, данный период начинается и заканчивается соответственно, когда опасные и вредные вещества пересекают поручни судна.
Приказ Минтранса России "Об утверждении правил безопасности морской перевозки грузов от 21 апреля 2003 г. № ВР-1/л. Правила безопасности морской перевозки грузов разработаны в соответствии со ст.5 (п.2) и ст.2 КТМ РФ, а также в целях исполнения обязательств России по Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками (Конвенция СОЛАС-74, принята Постановлением Совмина СССР от 2 ноября 1979 г. № 975).
Статья 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2003 г. № 43-ФЗ, от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).
Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. № 50 (в ред. от 20 июня 2002 г. № 29).
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждены приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73 (действуют в ред. от 14 октября 1999 № 77).
В международной практике также действует ряд международных конвенций и соглашений.
Базельский протокол об ответственности и компенсации за ущерб, причиненный в результате трансграничной перевозки опасных отходов и их удаления
- Глава1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- 1.1 Реализация гражданской ответственности
- 1.2 Порядок и условия осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности
- 1.3 Анализ проведения страхования автогражданской ответственности
- Глава 2. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 2.1 Общее понятие перевозчика
- 2.2 Страхование ответственности в морских перевозках
- 2.3 Страхование ответственности в воздушных перевозках
- 2.4 Страхование ответственности в дорожных перевозках
- 2.5 Страхование ответственности в железнодорожных перевозках
- Глава 3. Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные технологические объекты
- 3.1 Страхование ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные технологические объекты
- 3.2 Страхование ответственности при перевозке опасных грузов
- Страхование гражданской ответственности предприятий
- Страхование гражданской ответственности перевозчика
- Классификация страхования гражданской ответственности.
- Особенности страхования гражданской ответственности
- Страхование гражданской ответственности
- 31. Страхование гражданской ответственности
- 42.Страхование гражданской ответственности
- Страхование гражданской ответственности
- Страхование гражданской ответственности.