logo
Страхование во ВЭД предприятий

2. Виды страховых услуг участников ВЭД в мировой и российской практике

2.1. Основные виды страхования ВЭД

Страхованию во внешнеэкономической деятельности, как и страхованию в целом, присуща классификация. Она включает в себя следующие отрасли страхования: личное, имущественное, ответственности. Личное страхование предоставляет страховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с их жизнью и здоровьем. Объектом страховых отношений в имущественном страховании выступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Оно проводится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также ущерба его имущественным правам, в том числе нанесения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.

В страховании ответственности объектом страховых отношений является ответственность по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), или ответственность по договору.

Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие:

страхование грузов;

страхование судов (морское каско);

страхование воздушных судов;

страхование автомобилей;

страхование экспортных кредитов;

страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;

страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;

страхование имущества нерезидентов от огня и других
опасностей;

страхование имущества, находящегося в холодильных камерах;

другие виды имущественного страхования.

При страховании ответственности объектом страхования

является ответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такая ответственность может возникать (и довольно часто) в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться (в том числе случайно) предприятие -- участник ВЭД. К этой отрасли применительно к внешнеэкономической деятельности относятся:

международный полис страхования автогражданской ответственности (система "Зеленой карты");

страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;

страхование гражданской ответственности перевозчиков;

страхование ответственности производителей товаров;

страхование профессиональной ответственности, в частности таможенных брокеров, юридических консультантов и юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов, и других видов предпринимательской деятельности;

другие виды страхования ответственности.

Личное страхование, в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД.

Однако среди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма. К ним относятся:

• комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;

• страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж;

• страхование медицинских расходов при выезде за границу;

• другие виды личного страхования.

Комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения имущества в процессе строительства объектов и монтажа различного оборудования, а также ответственность перед третьими лицами при ведущихся работах и послепусковые гарантийные обязательства подрядчика. Страховое покрытие обеспечивается от всех рисков строительства и монтажа на полную стоимость выполняемых контрактов.

Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД (например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхование ответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежных стран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или иной деятельности. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев, например страхование грузов. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием.[7,с.30]

Остановимся на наиболее часто совершаемых операциях страхования в международном бизнесе.

Страхование лизинговых операций. Мировой опыт хозяйственно - правовых отношений свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски

Страхование коммерческого риска - вид страхования, сущность которого заключается в уменьшении риска осуществления предпринимательских сделок за счет страхования. Наиболее распространено страхование банковских кредитных рисков, объектами которого являются банковские ссуды, обязательства и поручительства, инвестиционные кредиты. При невозврате кредита кредитор получает страховое возмещение, частично или полностью компенсирующее размер кредита.

Страхование финансово - кредитных рисков. Необходимость страхования финансово - кредитных рисков обусловлена достаточно высокой степенью вероятности их появления - страховой риск вытекает из специфики движения финансов и кредитных потоков. Нейтрализовать возможные потери позволяют следующие виды страхования: экспортных кредитов, расходов по вступлению экспортера на новый рынок, банковских кредитов на случай неплатежеспособности заемщика, коммерческого кредита, залоговых операций, валютных рисков, биржевых операций и сделок, от инфляции, риска неправомерных применений финансовых санкций органами налогового контроля.

Страхование валютных рисков. Валютные риски (т.е. потери от изменения валютных курсов) наступают в момент поступления выручки за счет экспортера.

Страхование делькреде. Делькреде (от итал. delcredere - на веру ) - это поручительство комиссионера перед комитентом за исполнение договора, заключенного комиссионером с третьим лицом. Страхование делькреде - это страховая защита от исков по краткосрочной кредиторской задолженности по поставкам товаров и услуг внутренним и внешним заказчикам лично на сок не более 180 дней. Страхование делькреде начинается с момента, когда поставки выполнены, по ним выставлен счет и они окончательно приняты покупателем. Полисодержателю возмещается убыток по дебиторской задолженности, возникшей вследствие неплатежеспособности покупателя.

Страхование депозитов представляет собой разновидность страхования, осуществляемого банками, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае объявления банков банкротами. Страхование депозитов является формой добровольного страхования.

Страхование иностранных инвестиций. Услуги по страхованию иностранных инвестиций представляет Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА, или MIGA). Страхование рисков, связанных с переводом валюты, защищает инвестора от убытков, связанных с неспособностью инвестора конвертировать свои денежные средства в местной валюте в другую иностранную валюту для их вывоза из страны. Этот вид страхования не покрывает девальвацию местной валюты.

Страхование экологических рисков предусматривает ответственность страховщика за риски, связанные с загрязнением окружающей среды. [1,с.421]

В Российской Федерации применяется следующая классификация страхования внешнеэкономической деятельности (рис.1).

Рис.1 Классификация видов страхования ВЭД в Российской Федерации[2, с.167]

Как показывает практика, наиболее распространенными на российском страховом рынке являются следующие виды страхования во ВЭД: туристов, перезовок внешнеторговых грузов (груза и / или транспорта), от валютных рисков, иностранных инвестиций, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и др.

Как показывает зарубежная практика, в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в настоящее время действует единая классификация видов страхования, установленная директивой ЕЭС 73/239/ЕЕС. Ее целью является содействие в формировании единого страхового рынка стран - членов ЕЭС. В данной классификации соответствующие виды страхования в ВЭД предусматриваются в разрезе классов генерального страхования (см. Приложение 1).[7,с.37]

Мы рассмотрели основные виды страхования ВЭД у нас в России и в качестве примера классификации страхования ВЭД за рубежом взяли основные виды страхования в Европе. Как было уже отмечено раннее, существуют три основные виды страхования: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. Мы выделили основные аспекты каждого из этих видов страхования. Если брать европейскую классификацию, то здесь рассмотрены два основных видов страхования - долгосрочное и генеральное страхования. А затем уже в разрезе этих видов страхования приведены примеры основных видов страхования.

2.2. Условия карго - страхования во ВЭД и их характеристика

Во внешнеэкономической деятельности существенную роль играет транспортное страхование грузов, которое обеспечивает развитие внешнеторговых связей и привлечение к ним мелких и средних предприятий, а также предпринимателей. Термин «карго» обозначает перевозимый и подлежащий страхованию груз без указания его точного наименования.

Страхование карго является надежным механизмом, позволяющим экспортерам и импортерам предотвратить крупные финансовые потери, связанные с перевозкой грузов, а в отдельных случаях даже избежать банкротства.

Страхование грузов, конечно, не может предотвратить их реальную гибель или исключить ущерб. Однако страхователь, уплатив небольшой страховой взнос (премию), получает гарантию от страховой компании полного или частичного возмещения стоимости погибшего или поврежденного при транспортировке груза в результате наступления страхового случая.

Несмотря на то, что страхование грузов является добровольным видом страхования, его целесообразность не ставится под сомнение даже тогда, когда виновник причинения ущерба выявлен и есть возможность взыскать убытки с него. При этом следует иметь в виду относительную сложность взыскания убытков с перевозчика, так как существует ряд нерешенных вопросов при определении имущественной ответственности транспортных компаний при международных перевозках. Они определяются соответствующими конвенциями.

Интересно, что первый дошедший до нас страховой полис (морской) был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорку на судне «Санта Клара». Современная внешняя торговля и транспортные перевозки грузов не могут осуществляться без страхования. В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью внешнеторгового договора купли-продажи товаров. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование грузов, решается при заключении этих сделок в зависимости от страхового интереса.

Страховой интерес к грузу могут иметь не только собственник и перевозчик, но и другие лица, например получатель груза. Страховым интересом, т.е. мерой материальной заинтересованности в страховании, у страхователя является груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль. Это означает, что лицо, стремящееся застраховать груз, должно быть заинтересовано в его безопасном прибытии к месту назначения, получая от этого выгоду или потери. Как правило, это одна из сторон либо обе стороны внешнеторгового контракта. Иными словами, постороннее лицо не может иметь страхового интереса к перевозимому грузу.

Право собственности на груз переходит от продавца к покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Следовательно, к покупателю переходят и все риски, связанные с правом собственности на груз. В зависимости от обязанностей сторон в договоре поставки устанавливаются обязанности сторон и в договоре страхования.

Предметом договора страхования может быть также плата за перевозку, а также дополнительные сборы транспортных работ и операций по договору перевозки.

Ожидаемая прибыль от реализации груза в пункте назначения также может быть одним из видов страхового имущественного интереса в договоре страхования грузов. Определяется она соглашением между страхователем и страховщиком исходя из действительной стоимости груза в месте его получения. В международной страховой практике размер ожидаемой прибыли для целей страхования составляет, как правило, 10--20 % стоимости грузов.[17]

Страхование грузов традиционно основано на принципе универсальности рисков. Страховщик несет ответственность за все риски, которым груз подвергается в течение действия конкретного договора страхования, за исключением рисков, не подлежащих страхованию. Прежде всего, это риски, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д., т.е. того, что относится к категории непредвиденных обстоятельств.

Вторая группа рисков связана с целенаправленным воздействием человека на перевозимые грузы: представителей транспортных, экспедиторских, складских организаций, а также третьих лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов -- злоумышленников, участников военных действий и народных волнений. К таким рискам относятся: кража, ограбление, акты вандализма и другие противоправные действия.

В то же время происходящие естественные процессы, например физико-химическая усушка и т.д., договорами страхования исключаются из покрытия и ущерб от них не возмещается страховщиком.

Перечень рисков, убытки от которых возмещаются страховщиком или, наоборот, которые исключаются из покрытия, чрезвычайно широк. Они определяются по взаимной договоренности сторон в договоре страхования.

Для установления оптимального размера обязательства по выплате в оговорах страхования грузов может устанавливаться франшиза. Франшиза -- это часть ущерба, который может быть нанесен имущественным интересам страхователя. Он остается на собственном удержании страхователя и не подлежит возмещению страховщиком. Франшиза в договоре страхования позволяет: обеспечить интерес страхователя за сохранность застрахованного имущества; существенно сократить расчеты между сторонами по незначительным, мелким ущербам (бой, повреждение таких грузов, как стекло, керамика и т.п., разлив, россыпь товаров, перевозимых в неупакованном виде); снизить размер подлежащей уплате страховой премии.[10,с.115]

В соответствии со статьей 832 Гражданского кодекса Российской Федерации, при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

* об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

характере события, на случай наступления, которого осуществляется страхование (страхового случая);

размере страховой суммы;

сумме страхового взноса и сроках его уплаты;

сроке действия договора.

Эти условия страхования принято называть существенными, поскольку они наиболее полно и четко отражают предмет договора и главные интересы сторон, а также составляют основное содержание текста страхового полиса (свидетельства), подтверждающего факт заключения договора страхования.

Несущественные, или дополнительные, условия страхования остаются, как правило, неизменными во всех договорах страхования. К ним относятся: порядок расчета размера ущерба, порядок вступления договора страхователя в силу, права и обязанности страховщика и страхователя, документы, подтверждающие факт и обстоятельства наступления страхового случая, процедура рассмотрения спорных вопросов и др. Они не включаются непосредственно в текст страхового полиса, поскольку это привело бы к перегрузке и усложнению его содержания. Поэтому в большинстве случаев к страховому полису прилагаются стандартные правила страхования, согласованные со страховым надзором, в которых подробно описаны как существенные, так и несущественные условия страхования.

Юридическое значение существенных условий состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из них не позволяет считать договор заключенным, т.е. он становится недействительным. Следует также отметить, что к числу существенных относятся и те условия, на согласовании которых настаивает одна из сторон договора страхования.[3,с.54]

Порядок заключения договора страхования определяется правилами страхования грузов, которые разрабатывает страховая организация самостоятельно и согласовывает со страховым надзором. Следовательно, эти правила могут быть специфическими для каждой страховой организации. Однако существуют общие принципы, характерные для практики страхования грузов большинства страховщиков. В соответствии с ними лицо, заинтересованное в заключении договора транспортного страхования грузов, должно направить страховой компании письменное заявление, содержащее определенную информацию о грузе и другие известные страхователю сведения, которые могут иметь значение для определения степени риска. А риски, которые принимает на себя страховщик, чрезвычайно разнообразны.

Риск зависит от вида транспорта (морской, водный, авиационный, железнодорожный, автомобильный), показателей, характеризующих транспортное средство с технической стороны: год выпуска, принадлежность, техническое состояние, снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность (тоннаж), а также от погодных и региональных условий эксплуатации, времени года и др.

Для определения степени риска страховщик требует, чтобы страхователь в своем заявлении указал данные, характеризующие груз:

вид груза, точное наименование, род упаковки, число мест или мера (масса, объем), сведения о внешнем виде, состоянии (по грузам, подверженным бою, должно быть указано, состоят ли отгружаемые предметы полностью из бьющегося материала или только частично по грузам), род тары (деревянные или железные бочки, бутылки и т.п.);

вид транспорта и способ отправки груза (морское судно, железная дорога, самолет, автомобильный транспорт, в трюме, на палубе, на открытой платформе, в вагоне), а также размещение (загрузка) в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом, насыпью, наливом, крепление и т.д.;

маршрут следования: пункты отправления и назначения груза, а также перевалок и перегрузок;

дату отправки груза;

перевозные документы: номера и даты коносаментов, товарно-транспортных накладных и др.;

страховую сумму;

условия страхования грузов;

право на регресс (суброгацию) и др.[7,с.77]

Если рассматривать условия страхования, выработанные мировой практикой, то здесь необходимо отметить стандартные условия Института Лондонских страховщиков, которые именуются: с ответственностью за все риски, с ответственностью за частную аварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Им соответствуют разработанные группы тарифных ставок.

Условие с ответственностью за все риски является наиболее широким, но отнюдь не покрывает «все риски». Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки; влияние трюмного воздуха или особых свойств груза; огня или взрыва, если безведома страховщика на судно одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания; недостачи груза при целости наружной упаковки (недовложения); повреждения груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.

Условие страхования с ответственностью за частную аварию в отличие от первого имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием «Все риски».

Условие страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения -- по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями с ответственностью за частную аварию. Разница состоит в том, что по последнему условию страховщик в обычных условиях несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия (в целом именуемые крушением) с транспортным средством (судном).

При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.

О каких-либо существенных изменениях характеристик груза или процесса транспортировки страховщик должен быть уведомлен немедленно. Если данные изменения влекут увеличение риска, он может изменить условия страхования и потребовать уплаты дополнительной страховой премии. При отказе страхователя от уплаты премии договор считается расторгнутым с момента появления данных изменений.

Одним из наиболее важных вопросов, возникающих при заключении договора транспортного страхования грузов, является правильное определение объема страховой ответственности (набора страховых рисков), т.е. событий, при наступлении которых страхователь может рассчитывать на возмещение ущерба. Расширение набора покрываемых рисков влечет повышение страховых тарифов и, следовательно, стоимости страхования.

Ответственность страховщика перед страхователем ограничивается страховой суммой, указанной в договоре страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, но не выше действительной стоимости груза, указанной в счете поставщика. Иногда в одном страховом полисе страхования грузов могут быть объединены различные объекты страхования: грузы, ожидаемая прибыль, комиссия, фрахт и транспортные расходы, связанные с перевозкой груза и его хранением (например, таможенная пошлина).

В случае если груз принят на страхование в определенной доле от полной стоимости, все объекты считаются застрахованными в том же проценте от их стоимости. При наступлении страхового случая страховщик обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости. Договором же может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой стоимости.

В случае если страхователь застраховал лишь часть страховой стоимости груза, он вправе осуществить дополнительное страхование, в том числе и у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма не превышала страховой стоимости. При перевозках специфических видов товаров достаточно велика вероятность возникновения незначительных ущербов (например, бой стеклянных, фарфоровых изделий и т.п.). Страховщик и страхователь не заинтересованы в разбирательствах по подобным случаям, поскольку они не принципиальны. В связи с этим возможно достижение договоренности, согласно которой претензии по вероятным потерям, не превышающим определенного предела, не будут предъявляться страховщику, т.е. вводится франшиза, или норма ущерба. Взамен страхователь получает льготы при определении размера уплачиваемой страховой премии. Франшиза обычно устанавливается в процентах от страховой суммы.

Начало и окончание действия договора страхования, в том числе и страховой ответственности, указываются в страховом полисе и является одним из существенных условий договора страхования. Ответственность по договору страхования грузов прекращается в следующих случаях:

если груз доставлен в место (пункт) назначения, выгружен из перевозочного средства и принят в пункте назначения на ответственное хранение в складе грузополучателя;

если период промежуточного хранения превысил срок в страховом полисе.[6, с.77]

Как было уже отмечено выше, карго- страхование является надежным механизмом, но при этом оно не может предотвратить реальную гибель груза или исключить ущерб. Мы рассмотрели основные условия карго-страхования - существенные и дополнительные. Также были выделены основные данные, характеризующие груз при его страховании. Отметили также случаи, при которых ответственность по договору страхованию грузов прекращается.

Делая вывод по всей главе надо отметить, что существуют различные виды классификаций страхования ВЭД предприятий как в мировой, так и российской практике. Нами были рассмотрены основные виды страхования и наибольшее внимание было уделено карго - страхованию. Рассмотрены основные условия карго - страхования, а также стандартные условия Института Лондонских страховщиков.