logo
Становление страхования как института гражданского права

1.2 Страхование и страховое право античных времен

Источники страхового права насчитывают тысячелетия. «Первые зачатки правового регулирования страхования встречаются еще в законах вавилонского царя Хамураби (более 2000 лет до нашей эры), устанавливавших нечто вроде взаимного (ст. 7 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»- далее Закона «О страховании») страхования караванов вавилонских путешественников от вреда, причиняемого им нападениями разбойников» [28. C. 9]. Участники торгового каравана заключали между собой договор о том, чтобы нести сообща убытки, постигшие кого-либо из них в пути, от ограбления, кражи или пропажи.

Подобные же договоры заключались, в Палестине и в Сирии на случай падежа, растерзания хищным зверем, кражи или пропажи у кого-либо из участников каравана. В области торгового права соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и иных морских опасностей заключались между корабельщиками-купцами и на берегах Персидского залива, и в Финикии, и в древней Греции. «В 916 г. до нашей эры на острове Родос был принят ордонанс, в котором была представлена система распределения ущерба при общей аварии, принципы которой сохранились до наших дней» [18. C.3].

Соглашения о страховой взаимопомощи мы встречаем в самой глубокой древности - преимущественно в области торговли. Это была путевая, странствующая торговля: морская и сухопутная. Соответственно объектами страховых соглашений являлись как товары, так и перевозочные средства: главным образом, морские корабли и вьючные животные (интересно отметить то, что в этот период не было прямого разделения страхования груза и транспорта. Как правило, под страховую защиту попадало и первое, и второе без разделения. На наш взгляд, это связано с тем, что в рассматриваемый период, страховые события имели катастрофический характер. Сейчас же существует разделение на страхование груза и страхование только лишь транспортного средства - так называемое КАСКО-страхование, если же страхуют и груз, и транспорт, то это является по действующему законодательству комбинированным страхованием). Смысл таких соглашений состоял в стремлении рассредоточить между всеми заинтересованными лицами риск возможного ущерба по перевозочным средствам и грузам. Как видим, первоначально страховое право регулировало лишь взаимное страхование, которое, строясь на основе доверия участников, развивалось тысячелетия. К сожалению, в России сегодня очень редко встретишь общества взаимного страхования. Законодательством эта форма страхования урегулирована недостаточно. В Законе № 4015-1 от 27.11.92 г. «Об организации страхового дела в РФ», изменившим после принятия двух редактирующих Федеральных законов от 31.12.1997г. № 157 и от 20.11.99г. № 204 по сути только название, взаимное страхование допускается в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществах взаимного страхования (ст.7). В ГК РФ перечислены особенности деятельности обществ взаимного страхования (п.2 ст.968). Возможно, что эта форма страхования вновь приобретет популярность в современной России. Для этого надо хотя бы принять обещанные в 1992 г. Положение и в 1996г. Закон «Об обществах взаимного страхования».

То, что мы сегодня называем страхованием имущества (Закон РФ «О страховании» ст.4, ГК РФ ст.930) начало развиваться из страхования «грузоперевозок», или из торговли.

Параллельно со страхованием грузов и перевозочных средств зарождалось и развивалось страхование личности (Закон РФ «О страховании» ст.4, ГК РФ ст.934).

В Египте существовали на началах взаимного страхования товарищества религиозного характера, имевшие целью оказывать помощь родственникам своих умерших членов.

По утверждению Манеса, при римских императорах уже существовали союзы людей низшего сословия (Серебровский считает, что это были религиозные товарищества, а не союзы людей низшего сословия) collegia tenuiorum, которые при условии уплаты вступительных денег и месячного взноса (то, что мы сейчас называем страховым взносом, страховой премией - Закон РФ «О страховании» ст.ст.2, 11, ГК РФ п.1 ст.929, ст.954) на случай смерти от своих сочленов выплачивали их наследникам известную сумму денег на погребение. Также и среди римских солдат действовали учреждения, целью которых было выплачивать своим сочленам, например, при переводе в другой гарнизон деньги на дорогу; в случае смерти - деньги на погребение. Почти во всех приведенных формах страховых правоотношений есть одно общее явление. Здесь еще не узаконена обязательность страховых премий (взносов), вносимых в общую кассу участниками страхового коллектива. Убыток возмещается пострадавшему не из заранее организованного страхового фонда, а лишь путем последующей раскладки возникшего убытка между членами коллектива. В лучшем случае, если участники коллектива имели общую кассу для некоторых путевых и тому подобных расходов, возмещение убытка могло производиться и из этой кассы. Несмотря на отсутствие регулярных страховых взносов, форма организации страхового фонда здесь все же налицо. Страховой фонд организуется здесь совершенно особым образом - не предварительными взносами участников, а обязательствами их возмещать будущие убытки в порядке раскладки. Такая именно организация страхового фонда является наиболее примитивной его формой.

Впоследствии страхование начинает строиться и на другой основе: на основе аккумуляции постоянного фонда. Оно переходит тем самым к другой, более совершенной форме, к новой, более высокой фазе своего развития: от последующей раскладки убытка к регулярным страховым платежам. Однако еще долгое время эти две формы страхования существуют рядом: первая по преимуществу в области торговли, вторая по преимуществу в области ремесла. В отличие от торговли, ремесло являлось не бродячим, а оседлым занятием. Здесь речь шла уже не о коллективах случайных попутчиков, объединенных между собою лишь общностью торгового маршрута и его путевых рисков. Здесь носителями страхования были профессиональные объединения ремесленников, постоянно проживающих на данной территории. Это были уже организации уставного, а не разоводоговорного характера, с постоянным, стабильным составом участников, тесно связанным между собою в области профессиональных интересов. В силу постоянной и гораздо более тесной взаимной связи в организациях ремесленников, по сравнению с путешествующими коллективами купцов, система взаимопомощи приобретает здесь вполне правовой характер. Она распространяется на широкий круг несчастных случаев, угрожающих уже не только имуществу, но жизни и здоровью людей (вновь встречаем личное страхование). Объектом этого вида страхования является не имущество, а жизнь и здоровье человека. Этот вид страхования получил большое развитие и существует сегодня - ФЗ «О страховании» ст.4). Правовому закреплению подвергается, таким образом, имущественное и личное страхование, часто с перевесом в сторону последнего. При таких условиях, если в организациях ремесленников первичной формой страхования также была, как это можно полагать, система последующей раскладки убытка, то все же ее здесь сравнительно скоро сменяет система аккумуляции постоянного страхового фонда.

По сравнению со всеми другими народами древности, взаимное страхование в постоянных организациях уставного типа наиболее ярко и отчетливо выступает у римлян.

Цивильному праву Древнего Рима были издавна известны две категории частных союзов: профессиональные [41. C. 313] и религиозные. И те, и другие существовали, в значительном количестве, не только в самом городе Риме, но и по всей Италии и в римских провинциях.

Особого внимания заслуживают римские профессиональные союзы. Их основное ядро составляли ремесленники и тому подобные работники различных профессий. Римские профессиональные коллегии представляли собой организации, тесно объединявшие своих членов в различных областях их общественной и личной жизни. По мнению автора, в основе объединения лежала общность экономических интересов членов коллегии.

Основной целью коллегий являлось взаимное обеспечение своим членам соответствующего, признаваемого «приличным», погребения (похоронная процессия, могила, памятник и т.д., некогда цель существования коллегий - «приличное» погребение - преобразовалось со временем в один из многочисленных видов страхования)

Однако, помимо этой задачи, коллегии выполняли еще и другие функции взаимопомощи: материально поддерживали своих членов в случаях болезни, увечья, выдавала пособия семье умершего и т.д. Возможно, здесь зарождалось социальное страхование.

Насколько можно судить по дошедшим до нас источникам права, организация этого страхования была построена на следующих основаниях:

- члены коллегии уплачивали единовременный взнос при поступлении, а затем - ежемесячные взносы. Так, в ланувийской коллегии, учрежденной в 133 г. н.э., члены ее при вступлении вносили 100 сестерциев и амфору «доброго вина», а затем ежемесячно по 5 ассов.

В случае смерти члена коллегии из ее кассы выплачивается определенная в уставе сумма. В уставе ланувийской коллегии эта сумма определена в размере 300 сестерциев для раздачи участникам похоронной процессии.

Целевое назначение страховой выплаты заключается, прежде всего, в достойной организации погребения. И это целевое назначение обеспечивается рядом правовых гарантий. Так, на получение страховой выплаты может претендовать только наследник по завещанию (иными словами - выгодоприобретатель), а не по закону, как бы ни был он близок к умершему по степени родства. Это объясняется тем, что только лицо, избранное самим умершим, может наилучшим образом обеспечить целевое назначение полученных денег. Даже при отсутствии завещания деньги не выдаются законному наследнику.

Похороны в этом случае совершаются, за счет причитающейся суммы, самой коллегией.

Той же цели, охраны целевого назначения похоронных сумм, служит и неприкосновенность страховой выплаты для кредиторских взысканий. Равным образом, в отступлении от общего положения римского права о том, что все результаты сделок, совершаемых рабами, принадлежат их господину, последний не имеет права на страховую выплату раба. Однако, «в силу права собственности на раба господин может отказать в предоставлении его трупа для погребения. В этом случае, если раб не оставил распоряжения о том, кому выдать страховую выплату, коллегия совершает за счет этой суммы символическое погребение («funus imaginarium»), т.е. хоронит умершего раба «в изображении» («in effegie»)» [26. C. 89].

В двух случаях право на страховую выплату теряется:

1) в случае самоубийства; (в российском законодательстве при самоубийстве страховая выплата выдается если к моменту наступления страхового случая договор страхования действовал не менее 2-х лет - п.3 ст.963 ГК РФ. Эта норма ГК не соотносится с такими понятиями, безусловными для природы страхования, как случайность наступления страхового события (ст.9 Закона РФ «О страховании»));

2) в случае просрочки к моменту смерти ежемесячных взносов свыше определенного в уставе срока: по уставу ланувийской коллегии - за 6 или 10 месяцев подряд.

Независимо от права на страховую выплату (и на поддержку в случаях болезни, увечья и т.д.) члены коллегии имеют в известных случаях и право на получение причитающихся им долей в коллегиальном имуществе.

Раздел имущества коллегии между ее членами не исключался, как мы видели, даже и при ликвидации недозволенных коллегий.

Равным образом, и при выходе из коллегии с выбывающим производился соответствующий расчет. Если не во всех, то во многих коллегиях их члены имеют право распорядиться на случай смерти своей долей участия в имуществе коллегии.

Мы видим, какой, относительно высокой, ступени развития достигает в коллегиях и организация взаимного страхового обеспечения, и иные вопросы имущественных правоотношений. Также видно, что для регулирования всех этих вопросов уже приведен в действие юридический механизм.

Кроме ремесленных и т.п. профессиональных союзов, взаимное страхование в древнем Риме существовало и в военных организациях.

Важной деталью является присутствие в страховых правоотношениях, в качестве полноценной составляющей, уставных правил страхования, которые являются правовым аналогом существующих ныне, и подобно им соблюдались как законы (ст. 943 ГК РФ).

Все указанные нормы страхового права античности, начиная от соглашения о раскладе убытка и кончая уставами римских коллегий, бесследно исчезают, на ряд веков, после крушения Римской империи.