logo
Социальное страхование в Российской Федерации

1. Сущность социального страхования

Сущность любого вида страхования состоит в уменьшении и компенсации риска материальных потерь с помощью распределения его (риска) между большим числом субъектов (юридических и физических лиц), которые подвержены определённым видам риска. Данные лица формируют денежные (материальные) ресурсы для целевого их использования при наступлении страховых случаев, приводящих к потере материальных средств

Объектом страховой защиты различных видов социального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополнительные расходы, связанные с лечением.

Ситуация социального риска может возникнуть вследствие:

утраты самой способности к труду (в результате болезни, несчастного случая, рождения ребёнка и ухода за ним, старости и т.д.);

отсутствия спроса на труд (безработицы).

Виды социального риска имеют объективный, массовый (а потом и социальный) характер - риск безработицы, утраты трудоспособности из-за несчастного случая на производстве и профессиональной заболеваемости и т.д., то есть не зависят или мало зависят от воли и возможностей отдельных граждан и значительных групп трудящихся. Поэтому и формы защиты от социальных рисков также должны иметь механизмы с массово-общественными характеристиками: обязательные (по закону) для охвата всех работающих, а бремя финансовой нагрузки должны солидарно нести основные социальные субъекты - работодатели и работники.

В этом проявляется дух коллективной ответственности за социальную защиту людей труда. Доля финансового участия социальных партнёров может быть разной, но каждая страна стремится найти оптимальные для неё пропорции финансовой ответственности, с учётом конкретных экономических, социальных условий, культурных и психологических традиций.

Что касается трудозанятого населения, то его социальная защита считается больше обязанностью самих работников и работодателей. Это достигается путём участия работников и работодателей в формировании финансовых ресурсов, передачи функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочных представителей работников и работодателей, а также путём установления прямой зависимости размера страховых выплат от размеров и периодов уплаты (объёма) страховых взносов.

Такой подход отвечает природе социальной политики при общественном устройстве с развитыми формами рыночной экономики, которая формируется на следующих принципах:

самоответственность людей наёмного труда, их работодателей, других категорий трудозанятого населения за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты;

солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименее защищённых работников и их семей (здоровый платит за больного, работники с более высокими доходами оказывают солидарную помощь работникам с низкими доходами);

оптимальная поддержка (принцип субсидиарности): определяет меру (рамки) солидарной поддержки и фиксирует её размер.

Мировой, более чем столетний, опыт свидетельствует, что защита от конкретных видов социального риска наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений (секторов) социального страхования:

пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца);

медицинское страхование (оплата медицинской помощи, включая оплату временной нетрудоспособности);

социальное страхование медицинское пенсионный

страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве);

страхование в связи с безработицей (пособие по безработице, переобучение и трудоустройство).

Таким образом, круг социальных рисков, защита от которых признана общественно-приоритетным делом, нельзя произвольно сузить или расширить. Социальные риски - это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд, сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей - вследствие утраты источника дохода в случае потери кормильца.

Социальный риск можно измерять, используя следующие показатели:

частота наступления рисковой ситуации;

уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;

объём материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработанной платы всех застрахованных;

средняя продолжительность рисковой ситуации - период между её наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности.

Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоёв трудящихся. Если степень опасности низкая, - то организационно-правовая форма имеет добровольный характер, если - высокая, то она, как правило, имеет обязательный (по закону) характер. Между добровольным и обязательным страхованием имеется ряд переходных форм, обычно называемых факультативно-обязательными или условно-обязательными.

При определении природы риска важное значение имеет нозология утраты трудоспособности (качественные и количественные характеристики видов и вероятности ущерба здоровью, тяжести последствий, их оценка, основанная на накопленных эмпирических данных). Так, если вредный фактор производственной среды вызывает профессиональное заболевание, то нужно определить вероятность заболевания людей разного возраста и пола, продолжительность стажа работы (контакта с вредным веществом), а также длительность болезни и объективные показатели её тяжести. Если опасный фактор приводит к гибели людей, то нужно знать распределение количества погибших во времени и по категориям населения, определить число иждивенцев, приходящихся на стандартизируемую величину погибших (на 1 тыс. человек).

Результирующие показатели риска группируют по двум видам:

- социальные - ущерб здоровью, утрата трудоспособности (временная и/или постоянная), смертность, численность иждивенцев погибших и т.д.;

- экономические - затраты на компенсацию утраты доходов в связи с потерей трудоспособности и дополнительные расходы на лечение, реабилитацию.

Социальные показатели риска служат для оценки социальной незащищённости людей и вероятности (необходимости) наступления для них страховых ситуаций, а экономические - позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объёмы денежных средств.

Следует отметить принципиальное отличие социального страхования от личного страхования: в нём органично сочетаются экономические и социальные элементы защиты, которые призваны обеспечить застрахованному лицу с помощью соответствующих финансовых, организационных и правовых механизмов возможности по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением (реабилитацией или профессиональной переподготовкой). Направленность института обязательного социального страхования выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных, и в этом проявляется функция воспроизводства рабочей силы для застрахованного.

Принципиальные моменты, которые отличают социальное страхование от других форм социальной защиты (социальной помощи или личного страхования) состоят в следующем:

застрахованные защищаются от утраты заработной платы, т.е. размер страховых взносов и компенсационных выплат увязан именно с заработной платой; (для сравнения отметим, что социальная помощь и личное страхование такой зависимости не обеспечивают);

получателями страховых выплат могут быть только застрахованные (при этом размер выплат учитывает наличие у них иждивенцев - членов семьи), которые своими личными страховыми взносами и взносами в из пользу работодателей приобрели право на данный вид социальной защиты.

Других условий не выдвигается. Специфика построения механизма социального страхования заключается в том, что в связи с неотвратимым и массовым характером риска данный институт защиты изначально предусматривает массовый характер охвата страхованием подавляющего большинства трудозанятого населения. Поэтому для оценки вероятности и величины риска используется инструментарий учёта "совокупной опасности" утраты заработков для профессиональных групп и для всего трудозанятого населения страны. Что касается вероятности события для отдельного застрахованного, то тут могут быть две типичные ситуации.

1. Событие является неопределенным: для отдельного застрахованного оно может произойти (и даже неоднократно), а может и не произойти. Например, страхование от несчастных случаев на производстве, по безработице, медицинское страхование. Если страховое событие происходит, то застрахованное лицо получает право на страховую выплату, и при этом общая сумма для отдельных застрахованных может значительно (многократно) превышать уплаченную (им и за него его работодателем) сумму страховых взносов. В случае, если страховое событие не происходит на протяжении страхового периода, то права застрахованного на уплаченные в его пользу суммы страховых взносов теряются. Таким образом, те, кто не реализовал своих прав (из-за отсутствия страхового события) оказывают солидарную поддержку тем застрахованным, для которых страховое событие наступило. В этом проявляется функция перераспределения доходов между застрахованными.

2. Наступление страхового события непременно произойдет (пенсионное страхование), но только для тех застрахованных, которые доживут до определенного периода, например, до общеустановленного законом возраста выхода на пенсию. И те из них, которые проживут больше среднестатистического периода, получат больший объём страховых выплат (пенсий).

Эквивалентность страховых взносов и выплат поддерживается как в первом, так и втором случае в целом по страховой организации, но для отдельных застрахованных она не выдерживается.

2. Нормативно-правовая база социального страхования.

Все правовые отношения, связанные с проведением страхования, можно подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс формирования и использования страхового фонда, и правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, то есть деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

И те, и другие отношения регулируются законодательными и другими правовыми актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая - государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.

В Российской Федерации, как и в ряде западных государств (например, в Германии) сложилась трехступенчатая система правового регулирования страхового дела.

I ступень - Общее гражданское право. К этой ступени правового регулирования страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие подобные нормативные акты.

Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также другие материальные и нематериальные блага. В качестве объектов страховых отношений также выступают материальные и денежные ценности (имущество, расходы, доходы) и нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

В части 1 ГК РФ установлены понятия, лежащие в основе страховых правоотношений, такие, например, как физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

В части 2 ГК РФ содержится специальная глава 48 "Страхование", в которой определены основы отношений по поводу страхования как отдельного вида экономических отношений.

II ступень - Cпециальное законодательство по страховому делу Сюда относятся отдельные законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования. К ним следует отнести, прежде всего, закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", который призван создавать равные условия проведения страхования для всех страховщиков на страховом рынке, как государственных, так и негосударственных, гарантировать защиту интересов страхователей, определять единые методические положения по организации страхования и основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. К этой категории относятся также закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и другие федеральные законы.

III ступень - прочие нормативные акты. К прочим нормативным актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств. Общие требования законодательства по регулированию отношений в области страхования состоят в том, что в законодательных актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования. В прочих нормативных актах содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности.