logo
Современные формы кредита

1.5.2 Проблемы и перспективы развития кредитной системы России

Прежде чем говорить о перспективах развития кредитной системы, необходимо выделить проблемы, которые характерны сейчас для российской кредитной системы.

В качестве основных можно выделить следующие:

низкий уровень банковского капитала;

значительный объем невозвращенных кредитов;

высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;

чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном “спекулятивный” доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;

масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;

недостаточная жесткость надзорных требований;

недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора;

отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.

Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является - низкое качество управления, когда российские банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.

В случае благоприятного сценария развития российской экономики экономистами предполагаются следующие направления развития кредитной системы:

1. Активизация кредитования (кредиты могут достигнуть 0,4-0,7% ВВП), что приведет к росту активов на 0,6-0,9% ВВП. При этом в условиях подъема внутреннего спроса и сокращения внешнеторгового сальдо продолжится рост, прежде всего, рублевого кредитования. Объем государственных ценных бумаг в портфелях банков по номиналу увеличится незначительно.

2. Увеличение капитализации банков, причем без особого участия государства. Произойдет дальнейшее увеличение роли доходов от кредитования.

Увеличение роли вкладов населения по мере роста реальных доходов можно предположить, лишь при условии сохранения действующего уровня цен на основные продукты. В противном случае эти цифры могут, наоборот, уменьшиться.

3. Сложной проблемой является активизация инвестиционной деятельности банков. В стране еще "не созрели" условия для долгосрочных накоплений и ни один коммерческий банк не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.

4. Решение проблемы корпоративного управления в кредитных учреждениях.

В рамках принятия стратегических решений 4 сентября 2004 г. в Сочи прошел II международный банковский форум "Банки России - XXI век". В его работе приняли участие около 600 руководителей банков из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Армении, Узбекистана, Азербайджана, Великобритании, Германии, США, Венгрии, а также представители ведущих международных финансовых организаций.

В рамках Форума состоялась VI банковская конференция "Развитие корпоративного управления в кредитных организациях: международная практика и Россия", а также были обсуждены проблемы вхождения банков в систему страхования вкладов, проведен ряд других мероприятий.

В рамках форума решались актуальные вопросы совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях, развития, российской банковской системы. Тема корпоративного управления в банковской сфере исключительно актуальна - в конечном счете, от его эффективности зависит будущее отечественной банковской системы.

Большую озабоченность вызывают две группы проблем: во-первых, прозрачность структуры собственности, во-вторых - эффективность системы органов управления банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия.

Однако задача повышения прозрачности структуры собственности для кредитных организаций пока окончательно не решена.

Характерно, что предложенный Правительством ряд мер, направлен, в первую очередь, на повышение капитализации банковской системы и развитие новых технологий. Среди них отметим прежде всего осознание необходимости приравнять налогообложение банков к налогообложению предприятий (как по ставкам, так и по составу затрат), а также создание полноценной законодательной базы по электронным документам в России.