logo
Современная банковская система

3. Особенности 2х уровневой системы в России

Кризисное состояние экономики, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России.

В первом полугодии 2014 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе-сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе-сентябре 2014 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе-сентябре 2013 года - на 5,0%). В условиях роста экономики численность занятого населения увеличивалась. Уровень безработицы в сентябре 2014 года составил 5,2% экономически активного населения (6,0% годом ранее).

Рис. 3.1. Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

На фоне высоких мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2014 года составил 1,4% ВВП (в январе-сентябре 2013 года - 2,9% ВВП).

В январе-мае 2014 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в середине 2013 года (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она начала расти, и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2014 год (5-6%). По оценке, выпуск товаров и услуг находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию административных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились с 5,9% в январе 2014 года до 5,4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).

Во второй половине 2013 - начале 2014 года на замедление роста потребительских цен оказывала заметное воздействие благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2014года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем в апреле 2013 года.

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле-мае минимального значения за весь период наблюдений - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае. Однако в мае-сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2014 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2013 года - на 6,4%). Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2014 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2013 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция - до 5,7%.

По итогам 2014 года инфляция может составить около 7% (в 2013 году она составила 6,1%), что связано в основном с ускорившимся ростом цен на продовольственные товары. При этом базовая инфляция ожидается на уровне 6% (в 2013 году она составила 6,6%).

Необходимо отметить, что практически не принимается тот факт, что денежно-кредитная система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства. Банковские интересы на региональном уровне и проблемы отношений, возникающих на основе глубоких социально-экономических различий регионов, не находит должного отражения в государственной денежно-кредитной политики.

Перевод начавшегося оживления экономики в режим устойчивого роста предполагает формирование соответствующих условий, обеспечивающих выгодность расширения производственной деятельности и инвестиций в развитие реального сектора. Эти условия включают нормализацию системы денежного обращения и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание институтов развития, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление ценовых диспропорций, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.

Для повышения эффективности системы государственного регулирования денежного обращения, оздоровления финансового положения производственных предприятий и создания условий для роста инвестиционной активности должны быть предприняты следующие меры:

Во-первых, должны быть устранены основные причины демонетизации экономики. Для этого необходимо отказаться от необоснованной политики количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне-ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы.

Вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов необходимо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Центрального банка организации мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Центрального банка потребует от предприятий повышения прозрачности и эффективности своей деятельности.

При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует рост экономической активности; повышая ее, ужесточает требования к экономической эффективности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической стратегии государства.

Во-вторых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии. Для этого нужно преобразовать Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создать полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.

В-третьих, необходимо поставить заслон использованию гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов (включая эмиссию Центральным банком облигаций и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам), отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы, поскольку соответствующее регулирование процентных ставок связывает кредитование роста объемов, повышение эффективности производства и предложение товаров и услуг.

В-четвертых, следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.

В-пятых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы. В первую очередь, должна быть резко сокращена ее наличная составляющая. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, по обеспечению надежной правовой защиты сделок, совершаемых в электронной форме. Эти меры будут содействовать декриминализации экономики, вытеснению теневой составляющей хозяйственного оборота, сокращению неплатежей и ремонетизации экономики, повышению эффективности денежного обращения и снижению инфляции.

В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения станет соответствовать обоснованному спросу на деньги, обеспечивая эффективное использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала и рост экономики. Сочетание целевого контроля над эмиссией денег и механизмов рефинансирования кредитных институтов под спрос на деньги со стороны производственной сферы обеспечит низкий уровень инфляции и процентных ставок. Такой подход поможет нормализовать платежный оборот, улучшить финансовое положение производственных предприятий, повысить инвестиционную активность.

В 2013г. ситуация на российском денежном рынке была неоднородной. В условиях сохранения относительно высокого уровня банковской ликвидности на протяжении большей части января-августа спрос на инструменты рефинансирования Банка России со стороны кредитных организаций практически отсутствовал, а ставки межбанковского кредитного рынка находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок Банка России. В этот период Банк России трижды повышал процентные ставки по своим операциям. Указанные решения были приняты с учетом соотношения рисков сохранения инфляционного давления и замедления экономического роста, а также динамики внешнеэкономической ситуации. На начало июня процентные ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях были повышены на 75 б. п., ставка рефинансирования и ставки по другим операциям Банка России, за исключением процентных ставок по операциям прямого РЕПО и ломбардным кредитам на фиксированных условиях, были повышены на 50 б. п. по сравнению с началом 2013 г.

I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I

2012 2013

Объем операций прямого РЕПО (правая шкала)

- Объем средств на корреспондентских счетах кредитных организаций (левая шкала)

Рисунок 3.3 - Объем средств на корреспондентских счетах кредитных организаций и операций прямого РЕПО в 2012-2013 гг., млрд руб.

В сентябре-декабре 2013 г. продолжившееся изъятие средств из банковской системы по бюджетному каналу и проведение Банком России операций по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке в значительных объемах обусловили возникновение дефицита ликвидности на российском денежном рынке, сопровождавшееся формированием устойчивого спроса на инструменты рефинансирования Банка России и ростом краткосрочных процентных ставок. В этих условиях 14 сентября и 23 декабря 2013 г. Банком России были приняты решения о снижении процентных ставок по отдельным операциям предоставления ликвидности и о повышении ставок по депозитным операциям. В сентябре-декабре ставка рефинансирования и ставки по другим операциям предоставления ликвидности Банка России были снижены на 25 б. п., ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях были повышены на 50 б. п. Реализованное сужение интервала процентных ставок Банка России по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности постоянного доступа было направлено на ограничение волатильности процентных ставок денежного рынка в условиях недостатка рублевой ликвидности в банковском секторе, а также должно было способствовать повышению действенности процентной политики.

Таблица 3.1

Отдельные операции Банка России по предоставлению ликвидности в 2012-2013гг., млрд руб.

Показатель

2013

2012

Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России на аукционной основе

22 025,3

1 982,5

Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России по фиксированной ставке

209,4

35,8

Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО

153,8

21

Совокупный объем сделок «валютный своп» Банка России

-

-

Справочно

Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым межбанковским кредитам, % годовых

3,95

3,07

Совокупный объем размещения временно свободных средств федерального бюджета на банковские депозиты

2 189,9

387,2

Совокупный объем сделок прямого РЕПО Банка России в рамках аукционов и по фиксированной ставке за прошедший год увеличился до 22,235 трлн руб. против 2,018 трлн руб. в 2012 г.

Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по данному инструменту рефинансирования за 2013 г, составил 153,8 млрд руб. (21 млрд руб. в 2013г.). Кроме того, в течение 2013 г. были размещены временно свободные средства федерального бюджета на банковские депозиты на общую сумму 2 189,9 млрд руб., что почти в 5,7 раза больше объемов размещения в 2012г.

Таблица 3.2

Рынок облигаций Банка России в 2012-2013 гг., млрд руб.

Показатель

2013

2012

Совокупный объем средств, привлеченных Банком России на аукционах по размещению ОБР

527,7

1 904,2

Совокупный нетто-объем изъятия ликвидности банковского сектора посредством операций с ОБР (нетто-объем предоставления ликвидности)

-596,7

268,6

Объем ОБР в обращении по номинальной стоимости на конец периода

-

593,2

Объем средств, привлеченных на аукционах по продаже облигаций Банка России (ОБР), составил в 2013 г. 527,7 млрд руб. Данные аукционы проходили преимущественно в I полугодии 2013 г.

В IV квартале аукционы по продаже ОБР в связи с напряженной ситуацией со свободной ликвидностью в кредитных организациях не проводились. Облигации Банка России в обращении по состоянию на конец 2013г. отсутствовали.

Динамика денежно-кредитных показателей в I полугодии 2014 г. формировалась на фоне сохранения рисков для инфляции и устойчивости роста российской экономики, во многом обусловленных значительной неопределенностью развития внешнеэкономической ситуации. При этом в рассматриваемый период уровень инфляции оставался сравнительно невысоким, а показатели, характеризующие состояние реального сектора экономики (уровень занятости, реальные доходы населения, внутренний потребительский спрос), демонстрировали умеренный рост.

В динамике годовых темпов прироста денежного агрегата М2 на протяжении первой половины 2014 года не наблюдалось ярко выраженных тенденций. Однако начиная со II квартала 2014 года годовые темпы прироста рублевой денежной массы стали постепенно снижаться, а в III квартале эта тенденция усилилась (на 1.10.2014 годовой темп прироста денежного агрегата М2 составил 14,8%). При сохранении текущих тенденций годовой темп прироста рублевой денежной массы по итогам 2014 года может составить 15 - 18%, что формирует предпосылки для замедления инфляции в среднесрочной перспективе. Среди компонентов рублевой денежной массы динамика депозитов населения была более стабильна. Их годовые темпы прироста снижались менее интенсивно, чем денежный агрегат М2 в целом, и на 1.10.2014 составили 19,1%. Годовые темпы прироста рублевых депозитов нефинансовых и финансовых организаций на протяжении января-июля 2014 года превышали темпы прироста депозитов населения (составляя в среднем за этот период около 25%). Однако в августе-сентябре они стали снижаться более интенсивно и на 1.10.2014 составили 12,9%.

Рисунок 3.4 - Денежные агрегаты (прирост в % к соответствующей дате предыдущего года)

В III квартале 2014 года годовые темпы прироста широкой денежной массы также стали замедляться и, по предварительным данным, на 1.10.2014 составили 15,0%. На фоне сложившейся курсовой динамики годовые темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в рублевом выражении) заметно возросли и, согласно предварительным данным, на 1.10.2014 составили 16,1%. Несмотря на некоторое повышение уровня долларизации депозитов 3 в июне-августе 2014 года по сравнению с соответствующими показателями годом ранее, реакция динамики долларизации на колебания курса рубля была слабее по сравнению с другими эпизодами, которые наблюдались в прошлые годы.

Рост кредита экономике был основным источником увеличения широкой денежной массы в январе-сентябре 2014 года. В то же время существенное сдерживающее влияние на динамику денежной массы в течение этого периода оказывало снижение чистых требований к органам государственного управления со стороны Банка России. Определенный вклад в рост денежной массы внесло увеличение чистых иностранных активов Банка России, однако значение этого источника для динамики денежного предложения постепенно снижается.

Рисунок 3.5 - Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам в рублях и в иностранной валюте (прирост в % к соответствующей дате предыдущего года)

Темп прироста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и в иностранной валюте (в рублевом выражении) за январь-сентябрь 2014 года составил 10,1% (18,6% за аналогичный период 2013 года). В годовом выражении объем этой задолженности на 1.10.2014 возрос на 16,9%.

Задолженность по кредитам физическим лицам в рублях и в иностранной валюте (в рублевом выражении) за январь-сентябрь 2014 года увеличилась на 29,3% (за тот же период 2013 года - на 24,0%). По состоянию на 1.10.2014 эта задолженность по сравнению с аналогичной датой 2013 года возросла на 41,7%. Особенно интенсивно банки наращивали потребительское и ипотечное кредитование.

За январь-сентябрь 2014 года объем просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям увеличился на 15,8% (за аналогичный период 2013 года - на 12,8%), по кредитам физическим лицам - на 9,2% (на 6,7%). Тем не менее вследствие более интенсивного роста кредитных портфелей этих категорий заемщиков доля просроченных корпоративных кредитов в их суммарном объеме уменьшилась с 5,0% на 1.10.2013 до 4,9% на 1.10.2014, а розничных - с 5,9 до 4,4% соответственно. На фоне сохранения напряженной ситуации на мировых финансовых рынках и продолжающегося замедления динамики банковских депозитов возрастает роль операций рефинансирования в формировании пассивов банковской системы.

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за январь-сентябрь 2014 года сократился на 6,5% (за девять месяцев 2013 года - на 9,6%).

Рисунок 3.6 - Основные источники роста денежной базы (годовой прирост, млрд.рублей)

Основным источником снижения денежной базы в январе-сентябре 2014 года, как и годом ранее, было абсорбирование денежных средств по бюджетному каналу. Чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования сократился за девять месяцев 2014 года на 2,4 трлн. рублей (за аналогичный период 2013 года - на 2,2 трлн. рублей).

Определенное влияние на его внутригодовую динамику оказывали операции по размещению временно свободных средств бюджета на депозитах в коммерческих банках. За январь-май 2014 года задолженность кредитных организаций по указанным депозитам сократилась на 0,6 трлн. рублей, за июнь-сентябрь возросла на 0,5 трлн. рублей.

Денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризуется отсутствием единой методологии, что выразилось:

-в нечеткой постановке задач политики процентной ставки;

-в отсутствии методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения;

-в неэффективном управлении золотовалютными резервами;

-в отсутствии единых мероприятий по формированию в России международного финансового центра;

-в недостаточной согласованности ДКП с состоянием финансового рынка и банковского сектора.

Прежде всего, денежно-кредитная политика направлена на борьбу с инфляцией и установление стабильного курса рубля. Несомненно, низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Однако в настоящий момент можно констатировать низкую эффективность использования монетарных методов стимулирования роста экономики и подавления инфляции.

При этом важна установка на проведение дискреционной денежно-кредитной политики, предполагающей свободу действий органов денежно-кредитного регулирования.

Можно отметить следующие отклонения показателей российской экономики от среднемировых значений по сопоставимым ценам, в том числе в денежной сфере:

-по уровню монетизации национальной экономики (занижен);

-по объему инвестиций (занижен);

-по доле накопления к ВВП (занижена);

-по отношению вывезенных из страны инвестиций к привлеченным иностранным инвестициям (завышено);

-по коэффициенту банковской денежно-кредитной мультипликации (занижен);

-по структуре денежной массы (не сбалансирована).

Эти диспропорции развития экономики России могут быть в значительной степени устранены в процессе модернизации ДКП как специфического направления экономической политики, имеющего особые объекты и субъекты, однако их устранение не гарантирует эффективного перехода к инновационному росту.

Состояние финансово-банковского сектора экономики, уровень развития и качество монетарных процессов оказывают сильное воздействие на реальный сектор экономики, на выбор и обоснование целей, принципов, инструментарных мер, решений, действий в области денежно-кредитной политики, направленных на реализацию концептуальных ценностных идей в рамках существующей экономической политики России.