logo
Совершенствование расчетов банковскими пластиковыми карточками

1.3 Особенности функционирования банковских пластиковых карточек на современном этапе развития безналичных расчетов в Республике Беларусь

Одной из основных задач, решаемых при создании платежной системы, является выработка, и соблюдение общих правил обслуживания, проведения платежей и взаиморасчетов. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций - стандарты данных, сообщений, протоколы передачи данных, процедуры авторизации (для карт), спецификации на используемое оборудование, программное обеспечение и пр., так и финансовые стороны обслуживания - процедуры расчетов, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д. Решение всего комплекса задач поддерживается определенной законодательной базой, структуру которой можно представить следующим образом (таблица 1.3).

Таблица 1.3 -Структура законодательной базы платежной системы

Элементы законодательной базы

Содержание

1

2

Принципы организации безналичных расчетов

Законодательные акты, регулирующие порядок проведения расчетов в платежной системе; правовые обязанности и ответственность участников; правила проведения платежей и расчетов; должностные инструкции и т.д.

Договорные отношения

Договора между участниками платежной системы (договор об корреспондентских отношениях, договор на оказание процессинговых услуг и т.д.)

Стандарты и сертификация

элементов платежной системы

Стандарты и рекомендации международных организаций по стандартизации (комиссий международных платежных систем), процедуры сертификации

В настоящее время выпуск и обращение пластиковых карточек в Республике Беларусь регламентируются Банковским кодексом Республики Беларусь (статьи 215, 281--282), Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года № 74, Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь «О минимальных требованиях к осуществлению операций с банковскими пластиковыми карточками электронных денег» от 27 июня 2001 года№ 146.

Банковским кодексом определено, что выпуск карточек в обращение осуществляется банками. Операции проводятся в пределах полномочий, предоставленных имеющимися у них лицензиями Национального банка Республики Беларусь, которому необходимо представлять в Национальный банк уведомление о начале (завершении) операций с пластиковыми карточками.

Национальный банк четко проводит разделение всего спектра пластиковых карточек на традиционные банковские карточки, которые являются инструментом доступа к счету, и карточки электронных денег, которые сами являются носителем определенной денежной стоимости. Данное разделение нашло свое отражение в нормативных правовых актах Национального банка Республики Беларусь.

Порядок осуществления операций с использованием пластиковых карточек, которые являются средством доступа к счету, регламентирует Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года № 74.

В данном документе даются основные термины, классификация пластиковых карточек, порядок эмиссии карточек и проведения операций с их использованием, расчеты по осуществленным операциям.

Хотелось бы отметить основные положения Инструкции [2].

1) помимо эмиссии пластиковых карточек, банки (иные юридические лица) имеют право осуществлять и распространение карточек. Под распространением понимается деятельность банка (иного юридического лица) по выдаче карточек держателям, по операциям с которыми банк (иное юридическое лицо) не несет обязательств по платежу.

2) также необходимо обратить внимание на термин «эквайринг». Это понятие означает деятельность банка по сбору и обработке информации, поступающей от предприятий торговли и сервиса, банкоматов, пунктов выдачи наличных денежных средств, передаче обработанной информации, расчетному обслуживанию предприятий торговли и сервиса, кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом.

Деятельность по сбору и обработке информации, поступающей от предприятий торговли и сервиса, банкоматов, пунктов выдачи наличных денежных средств, передаче обработанной информации может осуществляться юридическими лицами (кроме банков) в соответствии с договором, заключенным с банком эквайером.

3) банки имеют возможность открывать физическим лицам карт-счета на соответствующих балансовых счетах группы счетов «Вклады (депозиты) клиентов» для учета средств и отражения в бухгалтерском учете операций с использованием личных дебетовых карточек. То есть при внесении физическим лицом денежных средств на вкладной счет банк выдаст к данному счету карточку, посредством которой ее держатель сможет распоряжаться денежными средствами на вкладном счете в любое время без непосредственного обращения в банк в соответствии с заключенным договором карт-счета.

4) банки имеют возможность организовывать пункты выдачи наличных в почтовых отделениях РО «Белпочта». Операции по выдаче наличных денежных средств с использованием карточки через почтовые отделения РО «Белпочта» могут производиться на основании договора поручения, заключенного между банком и РО «Белпочта».

5) в Инструкции о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года № 74 приведен перечень систем расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, действующих на территории Республики Беларусь, с владельцами которых банки вправе заключать договоры на осуществление операций.

Банки, имеющие намерение осуществлять операции с карточками систем, не указанных в перечне, представляют в Национальный банк определенный пакет документов. Национальный банк рассматривает представленные документы и принимает решение о включении или невключении данной системы в перечень. Банк-заявитель вправе совершать операции с карточками системы только после включения ее в перечень в установленном порядке.

Порядок осуществления операций с использованием пластиковых карточек электронных денег регламентируется постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь «О минимальных требованиях к осуществлению операций с банковскими пластиковыми карточками электронных денег» от 27 июня 2001 года № 146 (далее -- постановление).

Постановление было разработано в связи с необходимостью внесения изменений в классификацию пластиковых карточек с учетом последних исследований в области электронных денег.

В последнее время Национальным банком Республики Беларусь очень внимательно отслеживаются тенденции в области продуктов электронных денег и их возможное влияние на вопросы политики, проводимой центральными банками государств. Несмотря на то, что до сих пор использование электронных денег в мире достаточно ограничено, в дальнейшем они могут стать очень привлекательным и популярным платежным инструментом [27, с. 13].

До недавнего времени весь спектр платежных карт, предусматривавших возможность записи и хранения на носителе информации (микрочипе) определенной суммы (сведений о сумме) в денежном выражении, был объединен одним понятием «предоплаченная карточка». Но в соответствии с последним докладом для Европейской комиссии по нормативно-правовым аспектам эмиссии и использования предоплаченных карточек, который был составлен на основе анализа соответствующих национальных законодательств и нормативно-правовых актов стран Евросоюза, понятие «предоплаченная карточка» несколько изменилось. Произошло разделение предоплаченных платежных инструментов на карточки электронных денег и карточки с полным учетом операций. Вызвано это существенными различиями между данными карточками при осуществлении операций с их использованием на всех стадиях, начиная от выдачи карточки и заканчивая перечислением денежных средств продавцу товаров (услуг).

Системы, построенные на предоплаченных карточках с полным учетом операций, позволяют вести полный учет движения средств.

Этим занимаются эмитенты карточек, которые посредством терминалов имеют возможность отслеживать каждую трансакцию. Данные карточки аналогичны дебетным или кредитным карточкам, и порядок их выпуска и обращения регламентируется Правилами.

В постановлении Правления Национального банка Республики Беларусь «О минимальных требованиях к осуществлению операций с банковскими пластиковыми карточками электронных денег» от 27 июня 2001 года № 146 электронные деньги определены как обязательства эмитента перед держателем в денежном выражении, хранящиеся в электронном виде на техническом устройстве. Электронные деньги являются неперсонифицированными [3].

Операции с карточками электронных денег осуществляют банки. Они подразделены на эмиссию и распространение. При осуществлении эмиссии банк (банк-эмитент) несет обязательства по погашению электронных денег предъявителю, при распространении банк (банк-агент) не несет данных обязательств, а является только посредником между эмитентом и держателем карточки.

Денежные средства, поступающие от клиентов при эмиссии карточек электронных денег, учитываются на счете 3350 «Счета предоплаченных банковских пластиковых карточек». На нем отражается сумма обязательств банка-эмитента, которые он должен погасить при предъявлении электронных денег. Поскольку электронные деньги являются неперсонифицированными, то и обязательства банка, которые отражаются на счете 3350, тоже являются неперсонифицированными. Поэтому на денежные средства, учитываемые на счете 3350, проценты не начисляются.

Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью банков -- эмитентов карточек электронных денег. Банки-эмитенты должны соблюдать экономические нормативы и выполнять резервные требования, установленные Национальным банком. Национальный банк вправе увеличивать размер средств, вносимых в фонд обязательных резервов для банков -- эмитентов карточек электронных денег, а также устанавливать максимальную сумму средств и вид валюты, которые могут быть записаны на карточку электронных денег.

Ко всем банковским карточкам, изготовленным на иных носителях, применяются нормы законодательства Республики Беларусь.

Кроме вышеперечисленных нормативных актов банки в своей деятельности с банковскими пластиковыми карточками руководствуется и множеством других документов разработанных руководством данного банка в соответствии с вышеперечисленной нормативной базой и рекомендациями по обслуживания держателей банковских пластиковых карточек разработанных внутренними и международными системами, а так же внутренними частными системами [27, с.15].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в законодательной и нормативной базе функционирования безналичных расчетов с помощью банковских пластиковых карточек отражены:

1) создание и совершенствование правового пространства для организации обращения на территории Беларуси карточек различных систем и типов, включая карточки международных и внутренних систем, карточки кредитные и дебетовые, используемые как для физических, так и для юридических лиц;

2) создание предпосылок для массового выпуска карточек в обращение, включая обслуживание населения по заработной плате;

3) создание единого информационного пространства безналичных расчётов за товары и услуги, включая оплату коммунальных услуг (единой сети банкоматов, предприятий торговли и сферы услуг, принимающих карточки международных и внутренних платёжных систем);

4) совершенствование механизмов расчётов с целью оптимизации ликвидности и сокращения всех видов рисков.

Необходимо отметить, что существующая нормативная база охватывает основные аспекты функционирования банков в рамках карточных систем. Но, как нам кажется, требуется доработка существующих и разработка новых документов, регламентирующие следующие сферы карточного бизнеса:

1) разработка программы экономической поддержки предприятиям

страны, работающим в рамках карточных программ;

2) разработка нормативных документов по хранению документов,

формирующихся в процессе работы с пластиковыми карточками;

3) разработка нормативных документов, регламентирующих порядок работы с небанковскими и комбинированными пластиковыми карточками и др.