logo
Система управления процентным риском в коммерческих банках

Заключение

Риск - опасность неблагоприятного воздействия изменений различных факторов на результаты деятельности.

Одна из главных целей управления (менеджмента) в банке -- это контроль за процентной маржой, т.е. маржой между процентным доходом от активов, приносящих прибыль, и процентными расходами по обязательствам. Кроме маржи обращается внимание на спрэд, который является разницей между взвешенной средней ставкой, полученной по активам, и взвешенной средней ставкой, выплаченной по обязательствам. Оба эти показателя должны отражаться в отчете о доходах банка. При планировании данные показатели определяются методами прогнозирования. Наконец, в процессе управления процентным риском учитывается гэп (разрыв) -- расхождение или несбалансированность активов и пассивов банка с колеблющейся и фиксированной ставкой над пассивами с фиксированной ставкой в данный период времени.

Управление рисками- ключевая задача банковского менеджмента. Особенностью управления банковскими рисками является то, что любые решения носят явно выраженный субъективный характер. Для того, чтобы свести к минимуму ошибки управления, лицу, принимающему решение необходимо иметь правильное представление об источниках возникновения рисков, знание основных взаимосвязей между характеристиками деятельности банка и состоянием внешней экономической среды.

Управление процентным риском является одним из важнейших звеньев управления банком в целом. Поэтому необходимо представить полную картину отношений и связей, возникающих при управлении процентным риском, определить область применимости различных методик управления им. Данная проблема является еще недостаточно теоретически разработанной и, как следствие, не всегда решается на практике. Дело в том, что по своей сущности процентный риск приобретает заметное влияние на деятельность банков только в условиях стабильной экономики, развитой инфраструктуры финансового рынка и, как следствие, жесткой конкуренции. В неустойчивой же экономике, при высокой инфляции, банки обычно перекладывают процентный риск на клиентов, устанавливая большую разницу между ставками привлечения и размещения. Тем самым снижается платежеспособность клиентов, и, соответственно, увеличивается риск ликвидности банков.

Управление процентным риском включает в себя управление структурой, сроками и ценой как активов, так и обязательств банка. Особенность этого управления состоит в том, что оно ограничено, во-первых, требованиями ликвидности и кредитным риском портфеля активов банка и, во-вторых, ценовой конкуренцией со стороны других банков. Управление обязательствами затруднено ограниченным выбором и видом долговых обязательств, которые банк может успешно использовать для привлечения средств от своих вкладчиков и кредиторов в любой момент времени, ценовой конкурентной борьбой за привлеченные средства со стороны других банков, а также небанковских кредитных учреждений.