logo
Рынок ценных бумаг и его инструменты

2.2 Субъекты рынка ценных бумаг

Субъекты (участники) рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т. е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг.

Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг (см. схему) в зависимости от их функционального назначения:

эмитенты;

инвесторы;

фондовые посредники;

организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;

государственные органы регулирования и контроля. [4]

Эмитенты - организации, выпускающие ценные бумаги в обращение.

Инвесторы - покупатели ценных бумаг, выпущенных в обращение.

Фондовые посредники - торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг.

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг - организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи.

В качестве эмитентов обычно выступают государство, коммерческие предприятия и организации.

В качестве инвесторов выступают физические лица, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) денежных средств.

Схема - Участники рынка ценных бумаг

Фондовые посредники - это организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность по управлению ценными бумагами.

Организации, обслуживающие функционирование рынка ценных бумаг, могут включать:

организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи и др. );

расчетные центры (Расчетные палаты, Клиринговые центры);

депозитарии;

регистраторов;

информационные органы или организации.

Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг в Российской Федерации включают:

высшие органы управления (Президент, Правительство);

министерства и ведомства (Министерство финансов РФ, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг и др. );

Центральный Банк РФ.

Одним из инструментов, использование которого может существенно повлиять на развитие рынка ценных бумаг, является секьюритизация.

Кризис 2008 г. (его основной как раз и являлись в т. ч. проблемы высокорисковых ипотечных кредитов в США) приостановил практику проведения сделок по секьюритизации кредитных портфелей российских инвестеров. Тем не менее, основываясь на опыте развитых стран, следует полагать, что по мере стабилизации мирового финансового рынка данный инструмент будет вновь востребованны и для его нормального функционирования необходимо создать необходимую правовую базу.

Практика показывает, что при соответствующей правовой регламентации секьюритизации можно добиться достаточной надежности секьюритизированных ценных бумаг, даже более высокой, чем общая надежность эмитента.

Секьюритизация активов, неурегулированных российским заканадательством, проводтся российскими эмитентами на внешнем рынке путем создания специальной компании, и поэтому с развитием рынка секьюритизации российских активов перед регулятором финансовых рынков возникает также необходимость решения правовых проблем, связанных с отсутствием необходимых норм регулирования рейтинговых агенств и использования кредитных рейтингов.

Известно, что одной из особенностей сделки секьюритизации является то, что спонсор обладает возможностью модифицировать условия сделкидля получения желаймого рейтинга. В связи с этим на рейтинговые агенства, анализирующие сделки, накладывается большая ответственность, чем в случае присвоения корпоративного рейтинга, и большую значимость приобретают прозрачность сделки и адекватное применение методических подходов при присвоении соответствующего рейтинга.

Рейтинг, присвоенный корпоративному займу, основывается на выводах о сегоднешнем финансовом положении эмитента и его способности выполнять принятые платежные обязательства в прогнозируемом периоде и он не может быть изменен достаточно быстро. В то же время секьюритизация активов позволяет конструировать эмиссии с заранее заданным значением рейтинга.

Действующие правовые нормы сдерживают развитие такого важного элемента фондового рынка, как рынок облигаций. К основным проблемам правовой инфраструктуры в этой области, сдерживающим развитие рынка облигаций, следует отнести, наряду с отсутствием широко распротраненных на развитых фондовых рынках инфраструктурных облигаций, наличие жестких законодательных ограниченний, в частности:

по финансовым инструментам, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных и страховых фондов(в настоящее время основное ограничение заключается в то, что средства указанных фондов могут инвестироваться в ценные бумаги только включенные в биржевой котировальный список высшей категории А1)

по требованиям к компаниям и объемам выпускаемых ими облигаций

Эта проблема усложняется другим вопросом акционерного законодательства-наличие номинальной стоимости акций и облигаций. При этом Федеральная служба по финансовым рынкам признает бесполезность ориентации на уставной капитал, и для расчета финансовой устойчивости профессиональных участников служба использует расчет собственных средств, а не величину уставного капитала.

В сложившейся ситуации организации вынуждены для пополнения оборотных средств использовать "вексельные схемы". Однако данный способ привлечения оборотных средств приводит к созданию угрозы интересам инвестора, так как в отличие от облигаций, выпуск которых более жестко регламентируется и контролируется в соответствии с действующим законодательством об эмиссионых ценных бумагах, процесс привлечения финансовых ресурсов путем выдачи векселя регламентируется менее строго.

В связи с этим важным направлением развития рынка долговых ценных бумаг могло бы явиться введение новых финансовых инструментов, в частности инфраструктурных облигаций, которые широко распространены в международной практике и , как показывает мировой опыт, могут покрывать до 20% потребности в ресурсах на крупные объекты.

Еще одной проблемой, оказывающей влияние на адльнейшее развитие финансовых рынков, является отсутствие правовой регламентации института ликвидационного неттинга. В российском законодательстве отсутствует определенность в отношении возможности использования процедуры нетто-обязательства по финансовым сделкам, заключенным в рамках единого договора, что значительно снижает привлекательность использования таких сделок на российском рынке ценных бумаг.

Соглашение об использования процедуры нетто-обязательства по финансовым сделкам заключается и в России, однако российское законодательство не признает и не запрещает возможность их заключения.

Немаловажным вопросом развития правовой инфраструктуры в целях создания привлекательных условий для прихода на российский рынок ценных бумаг потенциальных инвесторов является совершенствование налогового законодательства. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень опреций и оказываемых услуг, а также создать условия для приемущественного развития организованного рынка финансовых инструментов. О настоятельной необходимости поиска путей привлечения резидентов на российский рыной ценных бумаг говорит то, что в 2009 г. количество физических лиц, инвестирующих деньги в ценные бумаги на фондовом рынке, составило менее 1% численности экономически активного населения.

Совершенствование регулирования правовой инфраструктуры в области налогообложения, в первую очередь, должно развиваться в направлении снижения налогового бремени инвесторов и услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это может стать стимулирующим фактором более широкого привелчения средств домашних хозяйств в экономику страны.

Для привлечения на рынок ценных бумаг инвесторов-резидентов РФ, представляется целесообразным предоставить определенные налоговые льготы, и в частности, полностью их освободить от уплаты налога или существенно снизить налог на доходы физических лиц, полученного по опреациям с ценными бумагами, включая налог на диведенты, полученные по акциям.

В целях снижения активности спекулятивных инвесторов необходимо ввести определенные ограничения такого освобождения с учетом срока владения ценными бумагами, максимальной ставки дохода м др.

Требуют также дальнейшего совершенствования вопросы делегирования полномочий регулирования рынка ценных бумаг от государства к саморегулируемым организациям. Особенно эта проблема обострилась в свете финансового кризиса, когда все чаще стали публиковаться предложения о необходимости максимального объема регулирования рынка в руках государства.

В стране отсутсвуют достаточные правовое нормы, регулирующие вопросы инсайдерской информации, не определены эффективные механизмы, предотвращающие ее использование, что позволяет участникам рынка порою применять добросовесную практику на рынке ценных бумаг.

Нуждается в совершенствовании и учетная система фондового рынка. В частности, несовершенство в учетной системе проявляется в:

-высокой степени раздробленности существующей инфраструктуры рынка ценных бумаг

-высокой степени рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги

-низкой степени приспособленности российской учетной системы к зарубежным сиситемам учета прав на ценные бумагии системе международных расчетов.

В результате этого российская учетная система не всегда в полной мере обеспечивает надежную защиту прав собственности на ценные бумаги, создает риски неисполнения или несвоевременного исполнения сделок с ценными бумагами, повышает издержки и препятствует справедливому ценнообразованию.

В настоящее время на рынке ценных бумаг России применяются несколько стандартов:собственные стандарты организаций, стандарты ISO, ISO-подобные стандарты, стандарты ПАРТАД. Следствием этого является необходимость поддержки участниками множества платформ, стандартов сообщений и стандартов безопасности, поскольку каждая организация использует свои протоколы, сертификаты, инструкции и т. д.

В целях совершенствования взаимоотношений в области ведения реестра владельцев именных эмиссионных ценных бумаг предоставляется целесообразным принятием нормативных актов. направленных на:

-передачу ведения реестра специализированной организации, если число владельцев в эмиссионых ценных бумаг составляет более одного

-ужесточение нормативных требований к обеспечению сохранности данных, формирующих систему депозитарнго учета, особенно докуменов и и нформации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг

-создание единого государственного банка данных владельцев имееных эмиссионных ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг России практически отсутствуют как таковые компенсационные механизмы, которые широко используются на рынках развитых стран и позволяют обеспечить надлежащую защиту прав инвесторов. В настоящее время на рынке ценных бумаг России имеется механизм страхования профессиональной ответственности небанковских участников рынка капитала, который нашел свое применение в основном среди учетных институтов. Но для операторов рынка механизм страхования профессиональной ответственности трудно применим , так как ни нормами права, ни стандартами деятельности н выработаны четкие критерии для выевления взаимосвязи ошибок или недостатков деятельности операторов рынка и убытков инвестора как следствия наступления предусмотренного договором страхового случая.

Вследствие глобализации экономических процессов остро стоит проблема о необходимости взаимодействия и взаимной интеграции рынка ценных бумаг России и зарубежных стран, что является обязательным условием развития современной рыночной модели экономикм страны. В то же время недостаточная проработаннасть ряда нормативных аспектов взаимодействия отечественного и зарубежных фондовых рынков является одним из факторов, не всегда способствующих достижению уазанной цели.

Применительно к совершенствованию допуска иностранных финансовых инструментов на рынок ценных бумаг Росии следует выделить два направления развития правовой инфраструктуры:

1)общий допуск иностранных финансовых инструментов

2)и допуск финансовых инструментов участников интеграциооных объединений, в которые входит Россия(СНГ, Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое общество, Организация экономического сотрудничества и развития и др. )

Одним из этапов в развитии правовой инфраструктуры, регулирующей допуск иностранных ценных бумаг на организованный рынок Росиии, является состоявшейся в 2009 г. переход к политике легализации иностранного эмитента в зависимости от страны происхождения и легализации конкретных финансовых инструментов. Так, если раньше законодательно устанавливались требования только к самим иностранным эмитентам, то теперь законодательство устанавливаются требования требования не только иностранным эмитентам, но и к самим финансовым инструментам.

Для иностранных ценных бумаг устанавливают более жесткий режим допуска их на рынок, требующий регистрации проспекта ценной бумаги во всех случаях, включая проведение частного размещения и размещения среди профессиональных инвесторов.

Совершенствование правовой инфраструктуры рынка ценных бумаг позволит привлечь в экономику страны долгосрочные финансовые ресурсы.