logo
Расчёт балансовой стоимости ценных бумаг ОАО "НК "Роснефть"

1.3 Управление фондовыми биржами

Основными внутренними документами, регламентирующими деятельность биржи, выступают Устав биржи и Правила биржевой торговли. В Уставе отражены все основные положения, определяющие внутреннюю структуру биржи, взаимоотношения членов биржи и других участников торгов; организационно-правовую форму биржи.

Члены биржи - это физические и юридические лица, участвующие в формировании имущества биржи (уставного фонда). Различают две категории членов биржи:

1. полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на Общем собрании биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2. неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на Общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

В некоторых биржах существует институт посетителей, которые делятся на постоянных и разовых. Постоянные посетители вносят годовую плату за вход на биржу, разовые - за каждое посещение. Как правило, Посетители участвуют в биржевой торговле с наличным товаром. Постоянные посетители могут осуществлять биржевое посредничество (согласно Правилам биржи).

Управление биржей осуществляется на демократических началах: высшим органом является собрание акционеров (или участников товарищества). При нормальной работе биржи собрание проводится один раз в год и осуществляет свои функции в определенной Уставом компетенции. Как правило, Общее собрание рассматривает и утверждает годовые отчеты, баланс, заключение Ревизионной комиссии; анализирует деятельность исполнительного органа - Биржевого совета (Совета директоров); вносит дополнения или изменения в учредительные документы или Положения о Биржевом совете; решает вопросы о дочерних предприятиях (филиалах); избирает Биржевой совет и Ревизионную комиссию.

Управление биржей осуществляется как ее членами, так и наемным персоналом. Высшим органом руководства биржи является Совет директоров (управляющих), избираемый членами биржи. В его состав входят как члены биржи, так и несколько директоров - не членов биржи. Политика, правила и нормы биржевой торговли устанавливаются Советом директоров и проводятся в жизнь комитетами, которые состоят из членов биржи, назначаемых Советом директоров или избираемых биржей.

Комитеты отвечают перед Советом директоров. Члены комитетов работают без соответствующей оплаты. Они вносят рекомендации и помогают Совету директоров, а также выполняют конкретные обязанности по функционированию биржи, возложенные на них в соответствии с правилами регулирования. Наемный персонал биржи не имеет каких-либо прав по торговле или права голоса. Количество персонала и его обязанности определяются Советом директоров. Персонал выполняет решения и поручения Совета директоров и комитетов, а организационная структура персонала часто соответствует функциям различных комитетов. Комитеты биржи формируются по функциональному принципу.

Число комитетов не постоянно и колеблется от 8 до 40. Основными являются следующие 7 комитетов, которые есть практически на каждой бирже.

Комитет по приему новых членов рассматривает все обращения о вступлении в члены биржи.

Арбитражный комитет назначает арбитров для разрешения споров между членами, а также в случае обращения клиентов - нечленов при возникновении споров между ними и членами биржи.

Комитет по деловой этике выполняет функцию жюри заседателей по внутренним дисциплинарным вопросам биржи.

Наблюдательный комитет рассматривает споры и выносит решения по всем дисциплинарным вопросам, которые ему передает комитет по деловой этике.

Контрольный комитет ведет наблюдение за деловой активностью на бирже, величиной открытой позиции (числом заключенных и неликвидированных на конец дня биржевых контрактов), как идет ликвидация контрактов с истекающим сроком поставки, за ходом поставки реального товара по биржевым контрактам, концентрацией биржевых контрактов в руках отдельных фирм, чтобы препятствовать созданию искусственного дефицита товара на складах биржи и манипуляции с ценами.

Комитет по новым товарам изучает возможности торговли новыми товарами на бирже.

Ранговый комитет наблюдает за процессом заключения сделок в биржевом кольце.

В соответствие с Федеральным законом РФ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.2003г., фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.

Для регулирования фондового рынка и координации деятельности его участников создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, в которой работают представители Минфина РФ, ЦБ РФ и др. Государство с помощью законов регулирует деятельность фондовых бирж. Это регулирование включает различные мероприятия административного, экономического характера, определяющие в первую очередь организационную и управленческую структуру, порядок и принципы функционирования фондовых бирж[4, с.263].

На территории РФ разрешается работать только тем фондовым биржам, которые получили лицензию Комиссии. Для ее получения необходимо учитывать следующие требования. Во- первых, фондовая биржа должна являться юридическим лицом и действовать на рынке профессионально, то есть ее деятельность как инвестиционного института должна быть исключительной.

Во- вторых, в штате фондовой биржи должны быть профессионалы, имеющие квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами Минфина РФ.

Кроме того, государственные органы на основе действующего законодательства контролируют финансовую деятельность фондовой биржи. Фондовая биржа не вправе выступать в качестве инвестора, то есть вкладывать средства в деятельность, не предусмотренную биржевым законодательством, выпускать ценные бумаги. Допустимая финансовая деятельность фондовой биржи может осуществляться за счет:

- регулярных взносов членов биржи;

- биржевых сборов от каждой сделки, осуществляемых фондовой биржей;

- проведения экспертиз и реализации информации.

Лицензирование биржи и организаций ее инфраструктуры является основным требованием, предъявляемым к фондовой бирже. Лицензирование представляет собой способ разрешения биржевой деятельности. Механизм лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает как лицензирование биржевых посредников (выдача квалификационных аттестатов, дающих право на совершение сделок с ценными бумагами), так и лицензирование инвестиционных институтов, дающих право действовать на рынке ценных бумаг.

Государство разрешает действовать на фондовом рынке в качестве профессиональных посредников только тем юридическим лицам, в штате которых имеются специалисты по работе с ценными бумагами, обладающие квалификационным аттестатом.

Регулирования фондового рынка - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников: инвесторов, эмитентов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

1)регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка;

2)государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

3)общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка[1, с.243].

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;

- регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирование профессиональной деятельности;

- обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);

- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Так же государство должно прибегать к некоторым мерам, что сократить ю системный риск. Ниже приведены некоторые из них:

Разработка программы антикризисного управления в качестве официального документа, предусматривающего ряд последовательных, в среднесрочной перспективе мер государства, направленных на сокращение системного риска, а также план действий в чрезвычайных ситуаций.

В части макрофинансовой политики - должна быть проведена оценка сценариев динамики финансового рынка при различных вариантах финансово-кредитной политики, включая её валютную, денежную, бюджетную и процентную составляющие, режим счета капиталов, баланс обязательств и активов страны в целом, отношения финансово-кредитной политике, которые бы исключали накопления краткосрочных требований к макроэкономике, возникновение спекулятивного роста цен на финансовые активы.

Реструктурирование и развитие индустрии ценных бумаг с целью понижения системного риска, пополнение капиталов брокерско-дилерских компаний и банков, занятых в фондовом бизнесе, осторожное введение и развитие рынков срочных контрактов, предусматривающее оценку решений финансового регулятора в этой области с точки зрения того, накапливается ли, остаётся постоянным или снижается системный риск.

Для стабилизации фондового рынка и предотвращения массового оттока портфельных инвестиций на государственном уровне должен осуществляться контроль за их привлечением и использованием: необходимо ограничить портфельных инвесторов мгновенно выводить капиталы, введя процедуру заблаговременного согласования вывода капиталов с соответствующими регулирующими органами. Необходимо вводить режим наибольшего благоприятствования для прямых инвестиций, например, предоставляя льготы по налогообложению доходов, полученных иностранными инвесторами в России. Привлечение государством внешних заимствований должно производиться исключительно под целевые инвестиционные проекты, отбираемые на тендерной основе.

На государственном уровне должно обеспечиваться соблюдение законных прав и интересов акционеров- инвесторов, в случае нарушения которых инвесторы должны получать компенсацию потерь, выплачиваемую в соответствии с их рыночной оценкой. Для обеспечения соответствия принимаемой на государственном уровне политики и разрабатываемых в её рамках нормативных документов, необходимо проводить предварительную экспертизу указанных нормативных документов с целью оценки их экономической эффективности и влияния на деятельность хозяйствующих субъектов в независимых органах, например, экспертизу документов по налоговому законодательству - в аудиторско - консалтинговых компаниях, документов по регулированию рынка ценных бумаг - в компаниях - профессиональных участниках фондового рынка.

Необходима совместность действий государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Огромное значение во время и в ожидании кризиса имеет совместность действий государственных ведомств, их способность обращать конфликты интересов, возникающие между ними, в источник позитивной работы, направленной на восстановление рынка[3, с.345].