logo
Расчеты пластиковыми картами

2.3 Анализ операций с использованием пластиковых карт

Участие в платежных системах, эмиссия карт, создание инфраструктуры их обслуживания -- не дешевые удовольствия, и лишь при грамотной и эффективной организации бизнеса банковские карты могут действительно стать центром прибыли, а не дополнительной нагрузкой, которую банк вынужден нести по тем или иным причинам.

Насколько эффективен российский карточный рынок?

В 2011 г. было выпущено почти 55 млн. банковских карт. В течение года рынок вырос на 40%. Причем перекосы в использовании очевидны.

Объем наличных денежных средств, снятых по картам, составил 2,6 трлн. руб. и вырос на 50%. Доля же безналичной оплаты товаров и услуг увеличилась по сравнению с 2012 г. всего на 9% и составила лишь 7% от общего оборота по банковским картам.

Таким образом, российский рынок, демонстрируя впечатляющие темпы роста эмиссии и оборотов, по сути, сохраняет старую, зарплатную структуру.

В чем же причина отставания качественных изменений от количественных? В первую очередь -- из-за модели карточного бизнеса, которая перестает быть чисто технической. Прежде перед сотрудниками карточных подразделений банков стояли типовые задачи -- обеспечить эмиссии определенного числа карт для сотрудников определенного числа предприятий и работу банкоматов без сбоев в дни зарплаты. Самые передовые могли еще предложить схему краткосрочного кредитования держателей карт под их же зарплату. Поэтому на практике эти службы были далеки от таких понятий, как риски неплатежей, управление взаимоотношениями с клиентами, дифференциация карточного портфеля, управление долгами и т.д. Сегодня дело приняло иной оборот. Карта превращается в инструмент розничного бизнеса. И банкам приходится иметь дело не с типовыми сотрудниками предприятий, а с частными клиентами.

Доля кредитных карт составляет пока лишь около 5% от общего объема выдаваемых банками кредитов. Но рост будет неуклонно продолжаться, потому что это наиболее удобный и выгодный способ кредитования. Дебетовые и электронные карты становятся неотъемлемой частью стандартного пакета розничного банковского обслуживания, а карты премиум-сегмента - важнейшим инструментом работы с VIP-клиентами. Банковская карта превращается в инструмент розничного обслуживания, инструмент получения банками прибыли.

Это превращение не происходит само по себе. Оно требует от рынка определенных усилий на всех уровнях. Необходимы изменения в правовом поле, а также стереотипов мышления, как банкиров, так и их клиентов; нужны новые технологии - организационные, информационные, маркетинговые. Должны меняться сами подходы к бизнесу.

По данным Центробанка, на 1 июля 2012 г. в России эмитировано 62,5 млн. карт, из них 93,7% составляют дебетовые продукты. Небольшую долю составляют кредитные карты, и чуть меньше 1% - предоплаченные карты. Два года назад, когда вводили регулятивные нормы в отношении выпуска кредитными организациями предоплаченных карт, ожидалось, что этот сегмент карточного рынка будет более эффективным (учитывая упрощенную схему документооборота по предоплаченным картам, упрощенный бухгалтерский учет операций с данным платежным инструментом и пр.). Однако на практике кредитные организации предпочитают осуществлять эмиссию традиционных карт - расчетных и кредитных, по выпуску которых лидируют международные платежные системы. На долю Visa приходится 42%, Master Card - 36%. Далее идут «Золотая корона» - 5,3%, АС Сберкарт - 4,95 и STB Card - 4%. Это ведущие платежные российские системы, как по количеству эмитированных карт, так и по объему совершаемых операций..

Что касается объемов операций, то в течение последних пяти лет соотношение операций, связанных с получением наличных денежных средств, и безналичных платежей остается неизменным: 90 к 10. И это несмотря на количественный рост карт, активное развитие потребительского кредитования с использованием банковских карт в сфере розничных платежей, высокие темпы развития карточной инфраструктуры, в которую, по оценкам ежегодно инвестируется не менее 20 млн. долл.

Хорошими темпами идет закупка и установка именно терминального оборудования, банкоматов. Число банкоматов на территории России превысило 30 тыс. единиц, причем многие из них многофункциональные, т.е. могут не только выдавать наличные, но и проводить безналичные платежи. Однако, несмотря на высокие темпы развития карточной инфраструктуры, она еще недостаточно развита, о чем свидетельствуют также следующие показатели: в отчетном периоде, как и в предыдущих, российские граждане за рубежом совершили больше операций по безналичным платежам, чем иностранные граждане, приехавшие в Россию.

Во II квартале на территории России объем операций с использованием карт российских банков достиг 1 трлн. руб. За 2012 г. он достиг 4--5 трлн. руб. «Это большие показатели». Но в основном это операции по получению наличных и небольшая доля - операции по безналичным расчетам.

Эффективный карточный бизнес не только строится на анализе и обмене опытом в части развития технологий, инновационных решений, но во многом зависит и от развитости законодательства. В законодательной и нормативной базе все еще существуют нерешенные вопросы, которые не позволяют в полной мере стимулировать развитие именно розничных платежей.

Существуют следующие направления:

государственные и законодательные инициативы на карточном рынке;

маркетинговые аспекты продвижения карточных продуктов и развития карточных программ;

безопасность и управление рисками;

В ходе проведенного исследования были проведены опросы среди потребителей пластиковых карт по России и отдельно по Москве. Объем выборки по России составил 1598 человек, метод исследования -- индивидуальное интервью. Опрос проводился по репрезентативной общероссийской выборке с учетом квот по полу и возрасту согласно территориальному районированию Госкомстата в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ. Статистическая погрешность исследования - не более 3,4%. В Москве опросили 500 человек, имеющих пластиковые карты (опрос проводился по репрезентативной выборке с учетом квот по полу и возрасту, согласно данным Госкомстата). Метод исследования -- телефонное и индивидуальное интервью. Статистическая погрешность не превышает 4,4%.

На сегодняшний день лишь немногие владеют информацией о банковских услугах и имеют представление об использовании пластиковых карт. И при опросах эта проблема ярко обозначилась: даже сами многие пользователи путались порой, какой вид карты они имеют, например, зарплатную карту или дебетовую. То же самое происходило при названии эмитента. Многие называли компании Visa и т.д. Все это учитывалось при подсчете погрешности. Тем не менее, опрос помог определить тренды, обозначить основные мнения населения, получить реальные цифры об использовании карт и дальнейших планах их использования.

По общероссийскому опросу выявилось, что 21,4% граждан пользуются всеми видами пластиковых карт и 22,1% ими не пользуются, но планируют в будущем ими воспользоваться. А это почти половина опрошенных. Доля мужчин и женщин одинакова, наиболее активные пользователи карт (29%) -- это люди в возрасте 45--59 лет. Все меньше идет ранжирование по образовательному цензу. Если раньше картами пользовалась наиболее образованная часть населения, то сейчас ими на равных пользуются люди с высшим и со средним специальным образованием: примерно 37% - со средним и 35,2% - с незаконченным высшим и высшим образованием.

Что касается материального положения опрошенных, то практически половина ответили, что на продукты и одежду хватает, но покупка вещей длительного пользования является для них проблемой.

Уровень дохода пользователей карточек по России выше 5 тыс. руб. Наиболее активно пластиковыми картами пользуются в Центральном федеральном округе - порядка 41% населения и в наименьшей степени - в Дальневосточном федеральном округе -- лишь 6,7% населения.

В Москве картина несколько иная: 51,8% участников опроса пользуются банковской пластиковой картой; 28,6% не пользуются, но предполагают это сделать. Интересно, что доля пользователей мужчин и женщин также одинакова. К наиболее активным пользователям(60,4%) относятся люди в возрасте от 18 до 35 лет. 57% пользователей имеет высшее образование. 57,2% опрошенных имеет ежемесячный доход от 10 до 30 тыс. руб. в месяц. Почти половина респондентов отметили, что могут без труда приобретать вещи длительного пользования, однако для них проблемной становится покупка действительно дорогих вещей. В ходе опроса выяснилось, что 66,6% участников имеют только одну пластиковую карту, 20% - 2 пластиковые карты, остальные -3 карты и больше.

На вопрос, какой именно картой вы обладаете, ответы были таковы: зарплатной -- 72,6% опрошенных, кредитными -- 22,4%. При этом необходимо учитывать, что большинство владельцев пластиковой банковской карты ошибочно полагают, что у них кредитная карта.

Что касается платежных систем, то согласно данным опроса 65,9% его участников по Москве назвали своей картой Visa, затем -- Master Card (21,3%), а другие системы - 13,2%.

При сравнении ответов российских и московских респондентов оказалось следующее: 72,6% используют зарплатную карту в Москве и 86,2% -- в Российской Федерации. Кредитными картами по Москве пользуются 22,4%, а по Российской Федерации - 17,9%. Данные не дают в сумме 100%, так как человек может обладать несколькими картами одновременно - и зарплатной, и кредитной, и дебетовой. Что касается целевого использования пластиковых карт, то очень низкий процент: 12,4% опрошенных указали, что используют их для получения денег в кредит. В Москве 22,4% опрошенных отметили, что имеют кредитные карты, а используют для получения кредита - только 12,4%. И такая проблема реально существует: банки тратят деньги на эмиссию пластиковых карт, но при этом не все их клиенты используют свои карты для получения кредитов. Наиболее востребованные услуги: 76,2% -- для получения зарплаты и пенсии, 43,2% -для снятия наличных в банкомате.

Для чего используют банковские пластиковые карты?

1. получение зарплаты и пенсии

2. снятие наличных в банкомате

3. возможность расплачиваться картой в магазинах, ресторанах и т.д.

4. хранение денег

5. получение денег в кредит

6. другое

На вопрос, заданный владельцам зарплатных банковских карт, хотели бы они получить кредитную или дебетовую карту, ответы были таковы: 24,8% хотели бы получить первую, 21,7% -- вторую.

В результате опроса было выявлено, что 45,5% пользователей банковских пластиковых карт вообще не делают покупок по своей карте. На вопрос, что вы оплачиваете, респонденты ответили следующим образом: 45,5% -- не делаю покупок; 38% - покупки продуктов питания; 23% - счета в ресторане, кафе; 35% - покупку одежды, мелкой бытовой техники. Крупные же покупки на сумму свыше 15 тыс. руб. в основном оплачивают картой владельцы кредитных банковских карт -- 55%.