logo
Расходы банка и пути их оптимизации (на материалах ЗАО "МТБанк")

1.1 Экономическая сущность и классификация расходов банка

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г. № 57-З расходы - уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации.

Расход - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода (в форме уменьшения активов и (или) увеличения обязательств), которое ведет к уменьшению собственного капитала банка, не связанному с его распределением между акционерами (собственниками).

Расходы - это использование денежных средств на производственную и непроизводственную деятельность. Расходы банков представляют собой использование денежных средств, необходимых для осуществления всех видов банковской деятельности. Они подразделяются по форме образования, характеру, периоду, к которому они относятся, способу учета.

Расходы банка - это затраты денежных средств на выполнение банком операций и обеспечение его функционирования.

По мнению Бабаш Л.П. расходы банка - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода (в форме уменьшения активов и (или) увеличения обязательств), которое ведет к уменьшению собственного капитала Национального банка, банка, не связанному с его распределением между акционерами (собственниками), за исключением результатов переоценки активов и обязательств (основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования, нематериальных активов, ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, отдельных инструментов хеджирования, прочих статей бухгалтерского баланса), которые согласно законодательству признаются в бухгалтерском учете непосредственно в собственном капитале.

Для отражения в учете расходов банков используются активные балансовые счета 9 класса:

90 «Процентные расходы». Процентные расходы - это расходы по пассивным операциям, связанным с привлечением денежных средств, которые определяются исходя из срока, размера процентной ставки и суммы актива или обязательства.

91 «Комиссионные расходы». Комиссионные расходы - это расходы по оказанным (полученным) услугам, выполненным работам, сумма которых является фиксированной или определяется пропорционально сумме актива или обязательства, а также другими способами в соответствии с условиями договоров или законодательством. К ним относятся: расходы по ведению счетов, по операциям с денежной наличностью, чеками, банковскими пластиковыми карточками и документарным операциям, ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, по доверительному управлению имуществом и комиссионные доходы расходы по прочим операциям.

92 «Прочие банковские расходы». К прочим банковским расходам относятся расходы, которые не являются ни процентными, ни комиссионными, и возникают в результате исполнения обязательств по договорам или в соответствии с требованиями законодательства. К ним относятся: расходы по операциям с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, по инкассации денежной наличности, валютных и других ценностей, платежных документов, а также расходы по отчислениям в гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, по аудиторским услугам и иные банковские расходы.

93 «Операционные расходы». Операционные расходы - расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности банков. К ним относятся: расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, расходы по эксплуатации земельных участков, зданий и сооружений, прочих основных средств и материалов, уплаченная неустойка (штрафы, пени) и т.д.

94 «Отчисления в резервы». К данной группе относятся счета, на которых учитываются резервы на покрытие возможных убытков и по неполученным доходам.

95 «Долги, списанные с баланса».

96 «Налог на прибыль (доходы)»

По форме расходы банка подразделяют на процентные и непроцентные.

К первой группе, например, относятся начисленные и уплаченные проценты по привлеченным кредитам, депозитам, ценным бумагам и другим привлеченным средствам.

Вторая группа включает в себя все остальные расходы кредитной организации. Например, комиссионные вознаграждения, уплаченные банком, расходы по обеспечению деятельности финансового учреждения и др.

Расходы банка должны быть по возможности минимальными (в расчете на выбранные контрольные показатели, наиболее адекватно отражающие конечную эффективность работы банка), а потому ими необходимо постоянно управлять, имея в виду как минимум недопущение нерационального использования имеющихся средств, в том числе путем организации соответствующего контроля. С этой целью используются процедуры бюджетирования - регулярного самостоятельного составления совокупности финансовых планов (бюджетов) банка. Исходная информация для их составления берется из плановой структуры бизнес-процессов, отражающей направления предстоящего развития, намеченные для себя банком. Горизонт текущего планирования деятельности банка целесообразно принять равным одному году, а продолжительность планового периода - равным одному кварталу.

Желательно составлять следующие виды бюджетов: финансовых ресурсов; операционных доходов и расходов; хозяйственных расходов; расходов на сотрудников; коммерческих и административных расходов; капитальных вложений.

Сметы затрат при этом планируются исходя из принципов: методического единства состава и направлений затрат; наиболее полного распределения расходов по сметам отдельных подразделений; формирования сметы затрат подразделений, не зарабатывающих доходы, с учетом их возможного покрытия за счет доходов зарабатывающих подразделений (при их совместной деятельности).

Подразделения рассчитывают и представляют свои сметы расходов, включая в них расходы, связанные с обеспечением их деятельности.

В целях контроля за целевым использованием средств определяются распорядители сметы. В подразделениях это обычно основной распорядитель (первый ключ) - руководитель подразделения и сораспорядитель (второй ключ) - руководитель другого подразделения, отвечающий за конкретное направление деятельности банка (подпись сораспорядителя бывает необходима по отдельным статьям сметы). Например, если подразделение предусматривает в своей смете расходы на приобретение компьютеров, то оно согласовывает соответствующую сумму с руководством подразделения банковских технологий [9, с.96].

Смета банка в целом представляет собой совокупность расходов подразделений и блок общебанковских расходов, не подлежащих распределению между подразделениями (помимо общехозяйственных и эксплуатационных расходов).

В результате сведения бюджетов может быть получен проект необходимого банку бюджета денежных потоков (на неделю, месяц, квартал и т.д.).

Управление расходами на основе бюджетирования основывается на анализе причин отклонений фактически достигнутых результатов от разработанных бюджетов (от планового уровня показателей) и предполагает скользящую корректировку планов как минимум 1 раз в месяц.

Кроме того, расходы банка можно классифицировать по следующим признакам:

1. по форме получения (осуществления):

- процентные (по кредитам, банковским счетам, ценным бумагам, лизингу, факторингу, вкладам и др.);

- непроцентные (по операциям с чеками, банковскими пластиковыми карточками, с долгосрочными финансовыми вложениями, с производными инструментами, за открытие и ведение счетов, по ценным бумагам, от выбытии имущества и др.);

2. по участию в хозяйственной деятельности:

- банковские (производственные) - по кредитным операциям, вкладам (депозитам), расчетно-кассовому обслуживанию, по операциям с долгосрочными финансовым вложениями, с иностранной валютой, с драгоценными металлами и др.;

- небанковские (непроизводственные) - по выбытию основных средств, нематериальных активов, штрафы, пени, неустойки, заработная плата и пр.;

3. для целей налогообложения:

- от осуществления банковской деятельности (процентные, комиссионные, прочие банковские и некоторые виды операционных);

- внереализационные (штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров и т.п.);

4. по периодичности возникновения:

- текущие (начисляемые с определенной периодичностью);

- единовременные.

Процентные доходы и расходы банка отличаются тем, что расчет их производится:

- пропорционально времени (изо дня в день);

- пропорционально сумме полученных ресурсов или предоставленных средств [3, с.85].

Таким образом, расходы банка участвуют в формировании конечных финансовых результатов деятельности банка, поэтому их всесторонняя оценка позволяет определить резервы снижения расходов банка и соответственно роста прибыли банка.