logo
Прямое урегулирование убытков в автостраховании. Проблемы клиента и страховщика (на примере ОАО "Россгострах")

Введение

Уже на протяжении более чем десяти лет (с 1 июля 2003 года) владельцы автомобильных транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Ежегодно автопарк растет (в 2013 году, по данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), прирост составил 2,8 млн.единиц), соответственно росту подлежало и количество заключенных договоров ОСАГО. Растет также число страховых случаев: в 2013 году к страховщикам обратились 2,7 млн. потерпевших, что на 5,5% больше, чем в 2012 году. Объем выплат по ОСАГО в 2013 году составил 78,1 млрд. руб. (в 2012 году - 62,2 млрд. руб.) [23].

Продажа полисов ОСАГО в 2014 году, по данным РСА, выросли на 11,2% до 150,3 млрд. руб. Выплаты увеличились на 13,6% по сравнению с 2013 годом и составили 88,8 млрд. руб. [23]

Одновременно текущая ситуация не устраивает ни страховщиков, ни страхователей: первые жалуются на растущие объемы выплат при практически не меняющейся ставке страховых тарифов, вторые - на небольшие суммы компенсаций.

За последний год в сфере ОСАГО произошли достаточно серьезные перемены - с 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [5]. Предусмотренные данные нормативным актом изменения затрагивают обширный перечень вопросов, начиная от оформления договора ОСАГО, заканчивая процедурой урегулирования страховых споров. Стоит заметить, что не все положения Закона действуют с начала осени, некоторые вступили в силу со 2 августа 2014 году, а для ряда иных предусмотрены еще несколько дат вплоть до 2019 года. Одним из таких изменений является изменение в порядке прямого возмещения убытков.

До 2014 года в России действовала альтернативная классическая схема урегулирования, которая продемонстрировала свою неэффективность по причине широкого распространения селекции убытков, также недовольство страхователей выражено в суммах выплат по страхованию. Изменение в порядке расчетов "фиксов", в свою очередь, порождает постоянные колебания в финансовых результатах страховых компаний.

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что ввод бельгийской системы расценивается как способ преодоления накопившихся в ОСАГО проблем. Поэтому крайне важным является более подробное изучение этого подхода с учетом текущей практики урегулирования убытков.

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ практики реализации прямого урегулирования убытков в автостраховании и предложение рекомендаций по совершенствованию данной процедуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть теоретическую базу прямого урегулирования убытков в автостраховании;

2. проанализировать ключевые изменения в нормативной базе в сфере прямого урегулирования убытков;

3. рассмотреть эффективность реализации процедуры прямого возмещения убытков в ООО "Росгосстрах";

4. предложить рекомендации по совершенствованию процедуры прямого возмещения убытков.

Объектом исследования является возмещение убытков по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Предмет исследования - отношения, возникающие при реализации процедуры прямого возмещения убытков по ОСАГО.

Теоретическую основу работы составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по теории и проблемам организации ОСАГО, государственного регулирования ОСАГО, разработки механизма ОСАГО, методологии расчета ущерба и страхового возмещения; нормативные и законодательные акты, регламентирующие порядок организации отношений между участниками ОСАГО.

Обеспечением доказательности положений и достоверности результатов исследования явились аналитические материалы Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы государственной статистики, Российского союза автостраховщиков, ГИБДД РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ и др.

Общими теоретическими и методологическими вопросами организации данного вида страхования в своих работах занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Архипов А.П., Братусь С.Н., Гомелля В.Б., Дедиков С.В., Дюжиков Е.Ф., Зубец А.Н., Ивашкин Е.И., Казаков С.А., Качалова Е.Ш., Коломин Е.В., Лемер Ж., Манес А., Орланюк-Малицкая Л.А., Паттерсон Е., Плешков А.П., Рассолова Т.М., Рябикин В.И., Саватье Р., Тархов В.А., Турбина К.Е., Федорова Т.А., Шахов В.А., Шевчук В.А., Шихов А.К. и др.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении рассмотрена актуальность выбранной темы, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, методологическая, методологическая и эмпирическая базы работы, научная новизна и структура работы.

Первая глава посвящена анализу теоретической основы прямого урегулирования убытков, в частности, рассмотрена процедура возмещения убытков по обязательному страхованию автогражданской ответственности, изучен зарубежный опыт и нормативная база.

Вторая глава содержит анализ эффективности реализации процедуры прямого возмещения убытков в страховой компании ООО "Росгосстрах".

Третья глава работы содержит анализ основных проблем реализации прямого возмещения убытков и перспективы развития данного института в России.

Заключение обобщает основные выводы работы.