logo
Проблемы независимости центральных банков

2.2 АНАЛИЗ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

Согласно Грилли, Маскиандаро и Табеллини, политическая независимость ЦБ определяется тремя элементами - это взаимоотношения между правительством и центральным банком при формировании монетарной политики, процедуры назначения совета директоров банка и формальные цели деятельности банка в отношении монетарной политики.

На основе законов о центральных банках, опубликованных на их официальных сайтах, производится расчет независимости ЦБ интересующих нас стран. Результаты приведены в табл. 1 и 2. Как уже было сказано, GMT-индекс включает два подындекса, отражающих политическую и экономическую независимость центрального банка. Они являются бинарными, т.е. могут принимать только два значения: «истина» (единица) и «ложь» (ноль). Оценка политической независимости в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях:

- глава ЦБ назначается без вмешательства правительства;

- глава ЦБ назначается на срок больший, чем 5 лет;

- совет директоров ЦБ назначается без участия правительства;

- совет директоров ЦБ руководит банком более 5 лет;

- нет необходимости в обязательном присутствии представителей правительства в совете директоров банка;

- отсутствие необходимости в одобрении правительством решений в области денежно-кредитной политики;

- центральный банк по закону обязан стремиться к стабильности цен как одной из приоритетных целей;

- имеются законодательные нормы, усиливающие позиции центрального банка в случае конфликта с правительством.

центральный банк независимость

Таблица 1

GMT-индекс политической независимости [10]

Страна

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

Сумма

Киргизия

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Болгария

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Хорватия

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Босния и Герцеговина

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Македония

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Эстония

1

1

1

0

1

1

1

1

7

Литва

1

0

1

1

1

1

1

1

7

Грузия

0

1

1

1

1

1

1

1

7

Чехия

1

1

1

1

0

1

1

1

7

Венгрия

0

1

1

1

1

1

1

1

7

Польша

1

1

1

1

0

1

1

1

7

Словения

1

1

1

1

0

1

1

1

7

Армения

1

1

1

0

1

0

1

1

6

Латвия

1

1

1

1

0

0

1

1

6

Азербайджан

1

0

1

0

1

1

1

1

6

Таджикистан

1

0

1

0

1

1

1

1

6

Россия

1

0

1

0

1

0

1

1

5

Украина

1

0

1

0

0

1

1

1

5

Узбекистан

1

0

1

0

0

1

1

1

5

Молдавия

1

1

1

1

0

0

1

0

5

Туркменистан

0

1

0

1

1

0

1

1

5

Румыния

1

0

1

0

0

1

1

1

5

Сербия

1

0

1

0

0

1

1

1

5

Белоруссия

1

0

1

0

0

0

1

1

4

Казахстан

1

1

0

1

0

0

1

0

4

Словакия

1

0

0

0

0

1

1

1

4

Экономическая независимость ЦБ в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях:

- не существует автоматической процедуры выдачи кредитов правительству;

- если имеется возможность выдачи кредита правительству, то правительство может получить его лишь по рыночной ставке;

- кредиты правительству выдаются на определенный срок;

- кредиты, выдаваемые правительству, имеют ограниченный размер;

- центральный банк не является участником первичного рынка государственного долга;

- ЦБ самостоятельно устанавливает собственные процентные ставки (без согласования с правительством);

- центральный банк не несет ответственности за надзор за банковским сектором (в этом случае ЦБ присваивает в рамках расчета GMT-индекса 2 балла) или эта ответственность разделена с другим органом государственной власти (присваивается 1 балл) (табл. 2).

Таблица 2

GMT-индекс экономической независимости [10]

Страна

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

Сумма

Латвия

1

1

1

1

1

1

2

8

Венгрия

1

1

1

1

1

1

2

8

Эстония

1

1

1

1

0

1

2

7

Казахстан

1

1

1

1

0

1

2

7

Чехия

1

1

1

1

1

1

1

7

Польша

1

1

1

1

1

1

1

7

Босния и Герцеговина

1

1

1

1

1

0

1

7

Россия

1

1

1

1

1

1

0

6

Литва

1

1

1

1

1

1

0

6

Таджикистан

1

1

1

1

1

1

0

6

Киргизия

1

1

1

1

1

1

0

6

Туркменистан

1

1

1

1

1

1

0

6

Болгария

1

1

1

1

1

1

0

6

Хорватия

1

1

1

1

1

1

0

6

Румыния

1

1

1

1

1

1

0

6

Словакия

1

1

1

1

1

1

0

6

Словения

1

1

1

1

1

1

0

6

Македония

1

1

1

1

1

1

0

6

Молдавия

0

1

1

1

1

1

0

5

Грузия

1

1

1

1

0

1

0

5

Сербия

1

0

1

1

1

1

0

5

Армения

0

1

1

1

0

1

0

4

Азербайджан

0

0

1

1

1

1

0

4

Узбекистан

0

0

1

1

0

1

0

3

Белоруссия

0

0

0

0

1

1

0

2

Украина

0

0

0

0

1

1

0

2

Индексы строятся таким образом, что в случае, если выполнено условие (i), за этот пункт ЦБ получает 1 балл и 0 - в противном случае. Политический и экономический индексы представляют собой сумму своих компонент и принимают целочисленные значения от 0 до 8. Итоговый индекс представляет собой сумму политического и экономического индексов (табл. 3).

Таблица 3

Суммарный GMT-индекс [10]

Страна

Индекс политической независимости

Индекс экономической независимости

Индекс общей независимости

Венгрия

7

8

15

Босния и Герцеговина

8

7

15

Эстония

7

7

14

Латвия

6

8

14

Киргизия

8

6

14

Болгария

8

6

14

Хорватия

8

6

14

Чехия

7

7

14

Польша

7

7

14

Македония

8

6

14

Литва

7

6

13

Словения

7

6

13

Таджикистан

6

6

12

Грузия

7

5

12

Россия

5

6

11

Казахстан

4

7

11

Туркменистан

5

6

11

Румыния

5

6

11

Армения

6

4

10

Азербайджан

6

4

10

Молдавия

5

5

10

Словакия

4

6

10

Сербия

5

5

10

Узбекистан

5

3

8

Украина

5

2

7

Белоруссия

4

2

6

Самыми независимыми (как с политической, так и с экономической точки зрения) оказались банки стран Восточной Европы и Балтии. Наименьшей независимостью характеризуются центральные банки Белоруссии, Украины и Узбекистана. В то же время можно предположить, что полученные результаты отражают лишь формальную независимость ЦБ. В частности, если высокий уровень независимости ЦБ стран Балтии не вызывает больших сомнений, то сопоставимый уровень независимости ЦБ Киргизии и Таджикистана выглядит не очень убедительно.

В ходе исследования распределений индексов независимости, центральные банки большинства стран характеризуются средней либо высокой независимостью (по индексу политической независимости и индексу общей независимости). Иными словами, законодательство данных стран позволяет говорить о значительной степени независимости их центральных банков. Что касается места России, то Банк России характеризуется средним уровнем независимости среди рассмотренных стран. По индексу общей независимости Россия пропустила вперед не только большинство стран Восточной Европы и Балтии, но и Киргизию и Таджикистан.

Конечно, индексы отражают лишь формальную независимость ЦБ, однако тот факт, что российский ЦБ не обладает в полной мере независимостью даже с формальной точки зрения, на наш взгляд, можно считать негативным сигналом об уровне его фактической независимости. Можно со значительной долей уверенности предположить, что, скорее, формально независимый ЦБ может фактически характеризоваться меньшей независимостью, чем фактически независимый ЦБ окажется менее независимым формально.