logo
Проблемы независимости центральных банков

1.3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

Исторически наблюдалось два пути образования центральных банков. В тех европейских странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано, центральные банки приобрели свой статус и функции в процессе длительной исторической эволюции. В них из множества банков выделялись крупные банки национального масштаба, которые постепенно приобретали черты современных центральных банков, т. е. банков, монопольно осуществляющих эмиссию наличных денег и обслуживающих правительство.

Второй путь образования центральных банков характерен для стран, с опозданием вступивших на путь капиталистического развития. В них (например, в США и Австралии) центральные банки первоначально были утверждены как эмиссионные центры.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Во всех европейских странах роль центрального банка закреплялась постепенно за самым крупнейшим и надежным банком страны. Таким образом, центральный банк «вырастал» из условий рыночной конкуренции. Государства, издавая соответствующие законы, активно способствовали этому процессу, поскольку выпускавшиеся многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.

Первые центральные эмиссионные банки возникли более 300 лет назад после длительного периода развития коммерческих банков. По свидетельству историков, первым центральным банком был Банк Англии, основанный в 1694 г. как частная акционерная компания. Исторически его возникновение связано с тем, что правительству Англии понадобился крупный заем для ведения войны с Францией. Для его выдачи несколько лондонских купцов объединились в частный коммерческий банк и в качестве «благодарности» за оказанную правительству услугу получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Фактически это был первый банк, организованный на акционерных началах (он был создан в форме акционерной компании с ограниченной ответственностью). Законодательно роль центрального банка была закреплена за ним лишь в 1844 г. на основании Банковского акта Роберта Пиля. С законодательной точки зрения единственным банком с правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом страны соответствующего решения.

Банк Англии первым выступил в роли «кредитора последней инстанции», предоставив кредит испытывающему серьезные проблемы крупному английскому банку, который активно кредитовал торговлю с Индией и банкротство которого могло подорвать торговые позиции Великобритании.

Центральные банки других ведущих стран были организованы значительно позднее: Банк Франции - в 1800 г., Банк Нидерландов - в 1814 г., Банк Норвегии - в 1816 г., Национальный Банк Бельгии - в 1850 г., Государственный Банк Российской империи - в 1860 г., Рейхсбанк Германии - в 1875 г., Банк Японии - в 1882 г., Банк Италии - в 1893 г., Швейцарский национальный банк - в 1907 г. Во всех европейских странах возникновение центрального банка происходило по одному сценарию: сначала самый надежный банк становился центральным по сути, а затем уже за ним государство закрепляло официальный статус главного банка страны.

Например, постепенно происходило превращение в центральный банк страны Рейхсбанка Германии. В XIX в. эмиссию банкнот в Германии наряду с Рейхсбанком осуществляли еще 32 частных банка, но к 1 апреля 1875 г. 14 из них отказались от эмиссионного права из-за введения строгого устава. После Первой мировой войны сохранились 4 частных эмиссионных банка, роль которых была незначительна. С 1935 г. и они потеряли право на эмиссию банкнот. Закон о кредитной системе от 5 декабря 1934 г. предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всем кредитным учреждениям.

Банк Франции был основан по инициативе Наполеона I и первоначально функционировал как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять функции центрального банка, в частности эмиссионную, а в 1848 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. Лишь в 1936 г. в соответствии с принятым законом Банк Франции перешел под контроль правительства, в результате чего исполнительные органы получили возможность назначать руководителей основных подразделений центрального банка.

Несмотря на то, что необходимость в создании эмиссионных банков определялась степенью развития банкнотного обращения, практическое создание их зависело и от других факторов, в том числе субъективного характера. Например, в США попытка централизовать банкнотную эмиссию была предпринята еще в конце XVIII в., однако ее успешному осуществлению мешало сопротивление коммерческих банков. И только с созданием федеральных резервных банков по закону 1913 г. банкнотная эмиссия была централизована.

Центральный банк США (Федеральная резервная система) возник не в результате развития рыночной конкуренции, а представляет собой структуру, образованную силой закона, т. е. «сверху».

В силу исторических, экономических, а также внутриполитических особенностей своего развития США значительно позже других основных капиталистических стран приступили к формированию централизованной банковской системы. Попытки создать центральный банк страны в конце XVIII в. не увенчались успехом. Первый банк Соединенных Штатов, созданный в 1791 г. благодаря активным усилиям министра финансов А. Гамильтона, просуществовал до 1811 г. Второй банк Соединенных Штатов, организованный в 1816 г., прекратил свое существование в 1836 г. В обоих случаях 20-летний уставный срок функционирования не был возобновлен в силу политической оппозиции идее создания централизованной банковской системы. Важно отметить, что оба эти центральных банка были построены по принципу государственного и частного совладения - их собственниками были одновременно федеральное правительство и частные лица. Этот принцип послужил в начале XX в. одним из исходных при создании Федеральной резервной системы (ФРС) - Центрального банка США.

Федеральная резервная система официально была учреждена 23 декабря 1913 г., когда президент В. Вильсон подписал закон о ее создании. Государственно-частный принцип, заложенный в основание функциональной структуры ФРС, стал одним из основных в системе государственного регулирования экономики США. Децентрализованное начало ФРС обеспечивалось путем учреждения 12 региональных федеральных банков (по одному в каждом созданном для этого округе).

Федеральная резервная система с момента своего создания значительно отличалась от других западных центральных банков не только своей уникальной трехступенчатой структурой (Совет управляющих - федеральные резервные банки - банки - члены ФРС), но и многими функциональными особенностями. Она уже в тот период имела большую независимость от казначейства, чем многие западно-европейские центральные банки, которые часто напрямую подчинялись министерствам финансов. Но основная специфика была связана с системой регулирования денежной массы и ставок процента. В отличие от стран Западной Европы, где долгое время были распространены административные (селективные) методы контроля в виде кредитных квот, лимитов для отдельных секторов, групп банков и крупных кредитных институтов, ФРС полагалась на такие экономические инструменты регулирования денежной массы, как норматив обязательных резервов, переучетная ставка, операции на открытом рынке, и редко прибегала к селективному контролю. В основе управления денежной массой лежала система минимальных обязательных резервов, которая возникла задолго до учреждения центрального банка в США.

В России Государственный банк Российской империи был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков.

Началом нового, «рыночного», этапа деятельности Центрального банка РФ (ЦБ РФ) можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации ЦБ РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Фактическая независимость ЦБ РФ страны является необходимым условием эффективности его деятельности. Независимость его особенно важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость ЦБ РФ от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов - денежно-кредитной и финансовой политики.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Однако ЦБ РФ не финансируется за счет бюджета, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России. ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50 % полученной балансовой прибыли по итогам года. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения[1].

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая назначает и освобождает Председателя Банка и членов Совета директоров ЦБ. Она рассматривает годовой отчет ЦБ и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для проведения проверки годового отчета ЦБ.

В пределах, разрешенных ему Конституцией и законами, ЦБ РФ независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти и другие органы власти не имеют права вмешиваться в его деятельность. Нормативные акты, изданные ЦБ РФ в пределах его компетенции, обязательны для федеральных органов власти.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер[1].

Таким образом, история многих стран доказывает, что наличие централизованного начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпосылками для эффективного развития рыночной экономики. Децентрализованное функционирование банковской системы, разнородность бумажных денег, отсутствие разумного регулирования денежного предложения, соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный хаос в стихию рынка. Поэтому создание центральных банков с функциями регулирования денежно-кредитных отношений стало историческим открытием, позволившим эффективно «обуздать» стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства. К началу XX в. почти во всех европейских странах и некоторых странах Азии и Африки уже имелись центральные банки. В настоящее время они являются основным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы.