Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в республике Казахстан

дипломная работа

1.2 Правовое регулирование кредитных операций в Республике Казахстан

Кредитная деятельность банков в нашей стране регулируется законодательством Республики Казахстан, нормативно-правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан, издаваемыми на основании и во исполнение законодательных актов и указов Президента Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Первоочередным законодательным актом, регулирующим банковскую, в том числе и кредитную деятельность в Казахстане, является Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года [11]. Так, в статье 34 закона дается определение банковской заемной операции, под которой понимается предоставление денег банком другим лицам на условиях возвратности и платности. Банковские заемные операции осуществляются в соответствии с Правилами о внутренней кредитной политике, утверждаемыми органом управления банка, ипотечной организации, брокера и (или) дилера с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя или юридического лица, единственным акционером (участником) которого является государство.

Правила о внутренней кредитной политике разрабатываются в целях снижения риска при осуществлении банковских заемных операций и определяет:

а) условия предоставления кредитов юридическим и физическим лицам;

б) условия предоставления кредитов должностным лицам и работникам банка;

в) организационную структуру, функции и полномочия кредитного комитета;

г) ответственность членов кредитного комитета;

д) лимиты кредитования;

е) процедуру утверждения кредитных договоров.

Статья 35 регламентирует обеспечение возвратности кредитов. Согласно закону возвратность кредитов может обеспечиваться неустойкой, залогом, гарантией, поручительством и другими способами, оговоренными законодательством или договором. При условии высокой кредитоспособности и надежности клиента банк вправе принять решение о предоставлении кредита без обеспечения (банкового кредита). В случаях, предусмотренных договором о залоге, а также законодательными актами, банк вправе самостоятельно реализовать находящееся в залоге имущество в принудительном внесудебном порядке путем проведения торгов (аукциона).

Статья 36 предусматривает меры, применяемые в отношении неплатежеспособности заемщика. Так, банк-кредитор по отношению к заемщику, не выполнившему свои обязательства по кредитному договору имеет право:

- не предоставлять новых кредитов;

- обращать взыскание на деньги, имеющиеся на любых счетах заемщика (в случае, если это оговорено в кредитном договоре);

- обратиться с исковым заявлением в суд о признании неплатежеспособного заемщика банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Рекомендательным нормативным документом, регулирующим кредитную деятельность банков, являются «Правила краткосрочного кредитования экономики Республики Казахстан» №1 от 11 февраля 1994 г.[12] Данные Правила регламентируют порядок выдачи и погашения ссуд, предусматривают контроль за обеспеченностью банковских ссуд, за их использованием и погашением, а также кредитные санкции, определяют специфику краткосрочного кредитования отдельных отраслей хозяйства и особенности выдачи ссуд на быстроокупаемые и высокоэффективные мероприятия. Особое внимание уделяется видам обеспечения банковских ссуд и залоговому праву банка. Согласно Правилам в качестве обеспечения кредита могут выступать: залог, гарантия, обязательство гаранта принять на себя часть ссуды после ее выдачи, поручительство, страхование ссуд. Кроме того в Правилах приводятся образцы типовых документов по кредитованию, а также расчеты основных показателей.

Далее, Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 "Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня"[13], устанавливаются пруденциальные нормативы, обязательные к соблюдению банками второго уровня.

В числе экономических нормативов, обязательных к соблюдению банками второго уровня, непосредственно относящихся к кредитной деятельности:

- максимальный размер риска на одного заемщика;

- предельный размер кредитов, получаемых из централизованных источников Национального Банка Республики Казахстан.

В целях регулирования объемов кредитов, предоставляемых банками, для снижения рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков Национальным банком РК используется механизм резервных требований. Норматив резервных требований рассчитывается как процент от общей суммы обязательств за вычетом обязательств перед банками и устанавливается в размере не более 40 %.

При нарушении норматива минимальных обязательств резервов Национальным Банком Республики Казахстан начисляется и взыскивается штраф в размере, устанавливаемом законодательными актами Республики Казахстан. В случае прекращения деятельности банка Национального Банка Республики Казахстан в недельный срок возвращает банку зарезервированные средства.

Следующим нормативным документом, регулирующим кредитную деятельность банков в Казахстане, является также Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 23 февраля 2007 года № 49 "Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию"[14]. В соответствии с этим постановлением к банкам предъявляются определенные требования по ведению документации по кредитованию в целях обеспечения условий для выполнения Национального Банка Республики Казахстан функций по инспектированию деятельности банков и совершенствованию системы управления кредитным риском в банковской системе.

По каждому предоставленному кредиту в банке должно быть заведено кредитное досье, которое открывается в день подписания или утверждения кредитного договора и закрывается только в момент прекращения его действия, за исключением случаев, предусмотренных Правилами. В каждом кредитном досье должен быть отдельный перечень документов. По бланковым кредитам в кредитном досье достаточно наличия основной документации, требуемой при предоставлении любого кредита.

Основная документация соответствует следующему перечню:

заявление, подписанное заемщиком, содержащее указание цели использования кредита и опись имущества, которое может быть предоставлено для залогового обеспечения возврата кредита с указанием балансовой стоимости;

заверенные в установленном порядке копии учредительных документов заемщика, если он является юридическим лицом;

документы, подтверждающие полномочия лица на подписание кредитного договора от имени заемщика, если это лицо - законный представитель заемщика;

4) оригинал заключенного кредитного договора;

финансовые отчеты по состоянию на день подачи заявления, подписанные заемщиком и заверенные аудитором, включая отчет о прибылях и убытках и баланс;

справка о трудоустройстве и размере заработной платы заемщика, если им является физическое лицо;

расчеты, подготовленные уполномоченным работником банка, подтверждающие способность заемщика обеспечить выдаваемым Национальным банком Республики Казахстан кредитам, предоставляемым банкам второго уровня в тенге и иностранной валюте.

Немаловажное значение для нормативно-правового регулирования кредитной деятельности имеет «Инструкция о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня», утвержденная постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 359, целью которой является определение требований к формированию в банках адекватной системы управления рисками и внутреннего контроля, предусматривающих применение банками методов контроля рисков, обеспечивающих эффективное определение, оценку и ограничение рисков банка с учетом вида и объема проводимых ими операций [15].

В данной инструкции установлены требования к организации в банке системы управления рисками, в частности к организации оценки кредитоспособности заемщика.

Таблица 1 - Требования к организации оценки кредитоспособности заемщика [15]

Наименование требования

Критерии требования

Банк должен располагать моделью кредитного скоринга по потребительским займам.

Автоматизация процесса регистрации обработки заявок на получение потребительского займа;

- наличие исторической базы данных по потребительским займам за пять последних лет;

- наличие внутренней политики, определяющей условия предоставления, процедуру утверждения и мониторинг потребительских займов;

- наличие внутренней автоматизированной математической или статистической модели скоринговой оценки заемщиков и рейтинговой системы;

- ежегодная проверка качества применяемых моделей скоринга.

Банк должен располагать внутренней политикой, определяющей условия предоставления, процедуру утверждения и мониторинг потребительских займов, утвержденной советом директоров банка.

Политика определяет порядок оценки кредитоспособности заемщика с помощью кредитного скорринга, основанного на качественных и количественных характеристиках, в том числе:

- наличие постоянного дохода заемщика;

- место работы и должность;

- продолжительность работы по текущей профессии;

- наличие недвижимого имущества, приемлемого в качестве залога;

- наличие ссудной задолженности, в том числе перед другими банками;

- платежная дисциплина по займам банков;

- наличие кредитной истории;

- установления внутреннего кредитного рейтинга заемщика;

- определения достоверности данных, представленных заемщиком

- мониторинга и классификации потребительских займов;

- формирования провизий по потребительским займам.

Примечание - данные из Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня [15, с.12]

Таким образом, нормативно-правовые акты Республики Казахстан регулируют кредитный процесс в коммерческих банках Казахстана, и в частности устанавливают порядок потребительского кредитования и оценки кредитоспособности заемщика.

Делись добром ;)