logo
Анализ российского рынка системы Интернет-банкинг в деятельности ОАО "Сбербанк"

1.1 Современные формы банковского обслуживания

В настоящее время современные российские банки предлагают достаточно обширный спектр услуг и продуктов. В частности, стремительно набирает популярность, как среди самих банков, так и среди клиентов, дистанционное банковское обслуживание (ДБО).

Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) - это общий термин для технологий предоставления банковских услуг и продуктов клиентам (как юридическим, так и физическим) с использованием удаленных каналов, т.е. без непосредственного посещения клиентами офиса банка, чаще всего посредством компьютерных или телефонных средств коммуникации.

С точки зрения используемых технологий можно выделить следующие виды ДБО:

1. Система «Банк-Клиент» (толстый клиент, Remote Banking, Home Banking) - классический вариант дистанционного банковского обслуживания. На компьютере пользователя устанавливается специальная программа-клиент, в которой хранятся все данные о совершенных банковских операциях, платежные документы и выписки по счетам. Программа-клиент может соединяться с банком посредством различных каналов связи, как правило, это модем или глобальная сеть Интернет. Однако для работы со своими счетами клиенту не обязательно постоянное подключение к банковской части системы ДБО. Также данная система обладает широким функционалом, что является важным моментом для юридических пользователей, которые имеют большой документооборот.

2. Система Интернет-банкинг (тонкий клиент, «Интернет-Клиент», Online Banking, WEB-Banking) - это система дистанционного банковского обслуживания, которая работает через обычный Интернет-браузер. Данная система позволяет осуществлять те же действия и банковские операции, что и система «Банк-Клиент». Однако она является более современной и упрощенной, так как не требует установки отдельной программы-клиент на компьютер пользователя.

3. Система «Банк-телефон» (мобильный банкинг, телефонный банкинг, Phone-Banking, SMS-Banking) - это система дистанционного банковского обслуживания, которая функционирует посредством телефонной связи. Как правило, данная система имеет ограниченный набор функций по сравнению с другими системами. Чаще всего это такие функции, как предоставление информации об остатках и поступлениях денежных средств на счетах, выписок о совершенных операциях, а также осуществление различных платежей и денежных переводов посредством мобильного телефона.

4. Система обслуживания с использованием внешних сервисов (банкоматы (ATM-Banking), платежные термины, информационные киоски) - система предоставления банковских услуг с использованием устройств самообслуживания. Данный способ банковского обслуживания является наиболее популярным, как в России, так и за рубежом. Причиной тому является обширная сеть распространения устройств самообслуживания. Банкоматы и платежные терминалы включены в систему ДБО, так как фактически предоставляют банковские услуги дистанционно, без посещения клиентом офиса банка. Еще одним важным фактором является то, что данная система предоставляет функции стандартной системы «Банк-Клиент».

В настоящее время в России дистанционное банковское обслуживание активно развивается. Постепенно клиенты понимают и оценивают преимущества данного способа предоставления банковских услуг. Хотя еще присутствует некоторое недоверие и опасения в области безопасности. Тем не менее, российские банки активно развивают и совершенствуют системы электронного обслуживания клиентов, расширяют их функционал и внедряют новые банковские услуги. Несомненно, такие банковские услуги очень удобны, привлекают клиентов своей доступностью и легкостью.