logo
Потребительское кредитование

1.1 Сущность и содержание потребительского кредитования

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики и неотъемлемым элементом экономического роста. Термин - Кредит происходит о латинского слова “CREDITUM” (ссуда, долг; доверие; он верит) и означает разновидность экономической сделки, договор между юридическими или физическими лицами о займе или ссуде, то есть кредитор предоставляет заемщику на определенный срок деньги или в некоторых случаях имущество. Принципиальные характеристики кредита заключаются в срочности, возвратности и платности [3. С. 36]. Кредит, таким образом, представляет собой форму движения ссудного капитала, то есть денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит трансформирует денежный капитал в ссудный капитал и выражает отношения между кредитором и заемщиком [6. С. 78]. При помощи кредита свободные денежные капиталы и доходы граждан, предприятий и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который за плату передается во временное пользование.

Необходимость и возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних местах высвобождаются временно свободные средства, выступающие источником кредита, на других возникает потребность в кредите, например, для расширения производства. В условиях перехода России к рынку роль и значение кредитных отношений возрастают. Развитие рыночных отношений предполагает максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и переход преимущественно к горизонтальному их движению на финансовом рынке. Изменяется роль кредитных институтов в управлении народным хозяйством, повышается роль кредита в системе экономических отношений. С помощью кредита в рыночной экономики, прежде всего, облегчается и становится реальным процесс перелива капитала из одних отраслей в другие. При этом кредит теряет ограниченность индивидуального капитала. Ссудный капитал перераспределяется между отраслями с учетом рыночной конъюнктуры в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или являются приоритетными с точки зрения общенациональных интересов России. Эта способность кредита носит общественных характер и активно используется государством в регулировании производственных пропорций.

Переход России к рыночной экономике, преодоление кризиса и возобновление экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений. Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения [1. С. 56].

По мнению Егорова А.Е. «Кредитование физических лиц рассматривается как важная составная часть целостной системы кредитных отношений. Основная цель кредитования физических лиц - способствовать более полному удовлетворению потребительских нужд населения. При этом следует подчеркнуть, что сущностной чертой кредитования физических лиц выступают отношения кредитора (банка) и заемщика (физического лица)» [12. С. 4].

На это положение обращает внимание и профессор Жуков Е.Ф. По его мнению «Кредитование физических лиц - это кредиты, предоставляемый банком населению с целью приобретения дорогостоящих предметов потребления, улучшения жилищных условий и так далее» [13. С. 38]. Безусловно, высказанное положение имеет ключевое значение для определения сущности кредитования физических лиц.

С точки зрения Ю.В. Крупнова, кредиты физическим лицам следует рассматривать как отдельную, самостоятельную форму банковского кредита, имеющую черты как ссуды денег, так и ссуды капитала [14. С. 125]. При выдаче физическому лицу потребительского кредита, как и в случае банковской ссуды денег, предоставляемые деньги в кредит используются на конкретные цели приобретения необходимых товаров. Но для банков эти средства являются капиталом. Для заемщиков полученная ссуда просто расходуется на цели личного потребления. В этом случае не происходит высвобождение денег, предоставленных в кредит. Физические лица погашают свою задолженность по потребительским кредитам только за счет собственных средств и имущества.

Возвратность банковского потребительского кредита основывается на непрерывности процесса расширенного воспроизводства, кругооборота и оборота капитала предпринимателей. Следует подчеркнуть, что основой платежеспособности физического лица являются его денежные доходы, главным образом систематически получаемых (зарплата, пенсия, пособии, арендная плата, рентные доходы различного уровня). Потребительский кредит в современных условиях оказывает двоякое влияние на экономические процессы. Потребительский кредит способствует развитию экономики, поскольку:

1. Стимулирует потребление населением товаров длительного пользования и услуг, и, как следствие, - их производство.

2. Способствует перераспределению доходов не только в пространстве (между различными участниками процессов производства и потребления), но и во времени.

3. Устанавливает баланс между совокупным спросом и совокупным предложением в краткосрочном периоде.

4. Сокращает временные разрывы между потребностью в определенных товарах и услугах и возможностью их оплаты.

6. Сокращает издержки обращения, связанные с хранением товаров.

7. Увеличивает скорость денежного обращения. С помощью кредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода.

8. Дает возможность производителям снять остроту проблемы перепроизводства товаров и услуг, скоординировать в будущем производственные планы с учетом прогноза потребительского спроса и избежать кризиса сбыта [15. С. 69].

В тоже время потребительский кредит может оказывать и негативное влияние на экономические процессы:

1. На уровне индивида потребительский кредит создает иллюзию богатства и приводит к чрезмерным тратам. По мере роста задолженности часто возникают трудности с ежемесячными платежами. Кроме того, потребитель с высокой долей задолженности в потребительском бюджете отчасти теряет покупательский потенциал и привлекательность для товаропроизводителей в будущем.

2. Как правило, покупки в кредит обходятся дороже, чем при оплате наличными. Увеличение расходов связано с необходимостью оплаты процентов за пользование кредитом.

3. На макроуровне потребительский кредит, временно форсируя рост производства и создавая видимость высокой конъюнктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастанию перепроизводства и обострению экономических кризисов. Уровень потребительского кредитования зависит от фазы экономического цикла. На стадии подъема население увеличивает покупки в кредит, в период пика - замедляет, в период спада - резко снижает, в период депрессии - стабилизирует, а затем повышает объемы покупок товаров в кредит. Потребительский кредит в период подъема может способствовать «перегреву» экономики.

4. В условиях глобализации экономики особенно явно проявляются отличия в возможности предоставления потребительского кредита отечественными и ведущими зарубежными компаниями. Крупнейшие, транснациональные компании, столкнувшись с кризисом сбыта в странах базирования и производства товаров и услуг, предлагают более выгодные условия потребительского кредитования на российском рынке, повышая свои шансы в конкурентной борьбе. Отечественные компании, часто более слабые в финансовом отношении, предлагают менее выгодные условия кредитования. Данный факт оказывает отрицательное воздействие на конкурентоспособность отечественных компаний [22. С. 128].

Итак, кредитование физических лиц - это экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком - физическим лицом по поводу стоимости, передаваемой во временное пользование. Рассмотрим более подробно историю становления и развития данного вида кредитования.

1.2 Цели и задачи потребительского кредитования физических лиц

Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо получить в свое распоряжение такие вещи (ценности), которыми, при отсутствии кредита, они могли владеть лишь в отдаленном будущем. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Иными словами, цели потребительского кредитования - это те результаты, которые должны быть достигнуты в результате его развития. Основной целью потребительского кредитования является удовлетворение потребительских нужд населения, т.е. "потребительский кредит предназначен для финансирования конечного потребителя"*(60). Потребительский кредит, предоставляемый кредитными организациями физическим (частным) лицам в денежной форме на различные потребительские цели, является одной из важнейших экономических категорий современной науки о деньгах, банках и кредите.

Потребительский кредит в силу целого ряда причин занимает особое место в общей системе банковского кредита и играет немаловажную роль в современной рыночной экономике. В то же время экономическое содержание, виды, свойства и черты потребительского кредита, правовой механизм его регулирования и предоставления соответствующих кредитов населению недостаточно исследованы в литературе*(61).

Кредит предоставляется, как правило, торговыми организациями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. При этом потребительский кредит может предоставляться как в денежной, так и товарной формах. Товар предоставляется в кредит или в рассрочку в розничной торговле. Денежную ссуду получают в банке с использованием средств в потребительских целях. С помощью такого кредита реализуются товары длительного использования (автомобили, мебель, бытовая техника и т.д.)

При этом необходимо отличать банковское кредитование от небанковского. Деятельность кредитной организации по осуществлению банковского кредитования в основном регулируется нормами публичного права и обязательно предполагает фактическую выдачу (перечисление) денежных средств. Небанковское кредитование может быть и косвенным, за исключением некоторых видов, для которых устанавливаются специальные правовые режимы, в основном регулируются нормами частного права (например, заем, товарный и коммерческий кредит)*(63).

До наступления мирового финансового кризиса потребительское кредитование являлось самым динамично развивающимся видом банковского кредитования. Сущность потребительского кредитования выражается в современном, широко распространенном виде кредитования граждан банками. Преимущества кредитования очевидны: физические лица приобретают возможность быстрого и простого получения денежных средств при предъявлении в банк минимального количества документов, под определенное обеспечение либо без такового. В свою очередь, кредитные организации посредством кредитной системы получают возможность оперативного размещения денежных средств и получения процентного дохода за их использование от заемщиков - физических лиц.

Выявление целей потребительского кредитования возможно и через анализ нормативного регулирования, действующего в настоящее время в этой сфере. В частности, в российском законодательстве потребительское кредитование регулируется некоторыми нормами Закона о защите прав потребителей.

Данный нормативный акт регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, целями потребительского кредитования, по действующему законодательству, можно считать реализацию возникших у гражданина "потребительских нужд" через систему банковского кредитования, направленного на приобретение товаров (работ, услуг), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Задачи потребительского кредита в целом соответствуют задачам, характерным для классических кредитов. Прежде всего экономисты отмечают, что в рыночной экономике с помощью кредита облегчается и становится реальным процесс движения капитала из одних отраслей в другие. Потребительский кредит выступает в данном случае промежуточным звеном от банка к производителю продукции либо торговому предприятию. Подобное перераспределение способствует преодолению у предприятий и организаций, предоставляющих свою продукцию и услуги посредством использования потребительского кредита, ограниченности индивидуального капитала. Кроме того, на современном этапе развития России актуально формирование цивилизованного рынка потребительского кредита, способного в значительной степени стать источником стимулирования спроса населения на товары и услуги и, как следствие, повышения уровня его благосостояния и создания дополнительных стимулов экономического роста. Кредит является основным источником удовлетворения спроса на денежные ресурсы. Даже при самом высоком уровне самофинансирования, при высокорентабельном ведении деятельности хозяйствующим экономическим субъектам недостаточно собственных средств для осуществления инвестиций и текущей основной деятельности

Таким образом, общее понимание кредита во многом связано с условиями и предпосылками развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. В свою очередь, потребительское кредитование как разновидность кредита является неотъемлемым условием и содержанием экономического роста. В качестве важнейшей из целей потребительского кредита можно выделить стимулирование потребительского спроса, которое, в свою очередь, оказывает поддержку отраслям экономики, ориентированным на конечного потребителя, - розничной торговле, легкой и перерабатывающей промышленности, части машиностроения (автомобилестроение, электронная промышленность). При этом другой целью потребительского кредитования является удовлетворение потребительских нужд населения, т.е. предназначение его - финансирование нужд потребителя. Таким образом, экономические и социальные результаты потребительского кредитования очевидны. Важнейшими целями потребительского кредитования можно считать возникновение у гражданина "потребительских нужд" и реализацию этих нужд через систему банковского кредитования.

Банковское кредитование представляет собой банковскую операцию по размещению кредитными организациями привлеченных во вклады денежных средств среди заемщиков - физических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Как показывает мировая практика, значительная часть дохода банков формируется в результате кредитных операций - от 40 % до 65 %. Однако именно данные операции сопряжены и со значительным риском - на них же приходится от 50 % до 85 % потерь банков. Кредитный риск можно определить как вероятность возникновения убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств в соответствии с условиями договора [1].

Указанный факт позволяет говорить о необходимости детальной оценки кредитоспособности заемщиков. Под кредитоспособностью банковских клиентов зачастую понимается такое финансово-хозяйственное состояние заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. [2, с.78]

Оценка кредитоспособности заемщика предполагает анализ банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. Она осуществляется на основе выявления объективных результатов и тенденций в финансовом состоянии заемщика. [3, с.123]

Целью оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков является определение риска, связанного с кредитованием частных заемщиков. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах. Большинство потребительских кредитов относительно невелики по размерам, в то время как себестоимость операций по потребительским ссудам относительно высока. Это говорит о том, что банки должны поддерживать эффект масштаба в целях достижения прибыльности, т.е. должны увеличивать количество предоставляемых кредитов для снижения собственных издержек.

Существующие подходы к оценке кредитоспособности можно сгруппировать по двум направлениям - качественный и количественный.

Качественный подход основан на методе экспертных оценок, предполагающем анализ данных о материально-имущественном и финансовом положении заемщика, и составление прогноза его дальнейшей деятельности.

В настоящее время в рамках данного метода, особенно за рубежом, активно задействована система кредитных бюро, осуществляющих анализ кредитных историй потенциальных заемщиков.

Для более надежной оценки экспертный метод может быть дополнен количественным подходом, в основе которого лежит метод финансово-экономических коэффициентов. Он предполагает оценку клиента на основе финансовых показателей платежеспособности, характеризующих текущее материально-имущественное положение, а также финансовые возможности в части погашения будущего кредита. Одним из распространенных методов оценки кредитоспособности за рубежом, но в адаптированном виде применяемый и в нашей стране, является метод балльной оценки качества потребительского кредита (кредитного скоринга).

При всем многообразии методик каждая из них не является совершенной, банки при выборе подхода должны ориентироваться на реализуемую кредитную политику, особенности своей филиальной сети, учитывать специфику кредитования и адаптировать й методику к своим стандартам.

Определение кредитоспособности физического лица связано с рядом проблем. В частности, затрудняет оценку отсутствие системы эффективного функционирования кредитных бюро. Это влечет за собой отсутствие кредитных историй, что дает возможность недобросовестным заемщикам получать одновременно несколько кредитов в различных банках без какой-либо проверки их предыдущих кредитных дел.

Применение количественного подхода сопровождается проблемами информационного характера. Большинство показателей кредитоспособности, используемые на практике, ориентированы на прошлое, так как рассчитываются по данным за прошедший период. Более того, обычно применяются данные об остатках на определенную дату (запас), а не более точные и информативные данные об оборотах за период (поток). К примеру, справка 2-НДФЛ или по форме банка, обязательная к предоставлению, содержит информацию, по которой рассчитывается среднемесячный чистый доход клиента за прошедший период. Оценить перспективы изменений многочисленных факторов и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в будущем весьма затруднительно. Банк же заинтересован в оценке способности погасить кредит с точки зрения будущего периода, ему важно получение обоснованного прогноза поведения заемщика. Таким образом, это говорит о том, что многие показатели кредитоспособности имеют ограниченное ретроспективное значение.

В рамках качественного подхода к оценке кредитоспособности используются факторы, которые не подлежат количественной оценке. Это касается в первую очередь моральных ценностей, репутации, кредитной истории заемщика. Выводы по данным критериям являются субъективными, относительными. Зачастую это даже более трудная оценка, нежели оценка финансовой состоятельности заемщика.

Проблема специфики оценки физического лица заключается в трудности получения объективной информации об их кредитоспособности. Физическим лицам проще скрыть существенную информацию относительно погашения потребительского кредита, например, о состоянии собственного здоровья, перспективах своей занятости, размере получаемой заработной платы, выполнении взятых на себя долговых обязательств, нежели большинству деловых предприятий, оценка которых базируется на анализе финансовой отчетности, заверенной аудиторами. Но даже без учета вероятности сокрытия информации объективность информации ниже, поскольку не всегда оцениваемые параметры, например, величина дохода, зависит от самого физического лица.

Стремительный рост рынка потребительского кредитования - одна из наиболее значимых тенденций развития банковского сектора. Потребительский кредит получил такое широкое распространение в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости. По существу, целые фрагменты потребительского рынка функционируют лишь благодаря использованию различных схем потребительского кредитования.

В связи с этим изучение организации кредитного процесса и анализ потребительского кредитного портфеля является актуальным. Поиск оптимальных форм кредитования физических лиц, должен осуществляться как специалистами банков, так и учеными. Новые формы кредитов, улучшения в организации процесса кредитования должны стимулировать вовлечение в процесс потребительского кредита все большее число потребителей, сделать кредит доступным средством благосостояния каждой

Цель работы - анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования, выявление проблем в организации кредитного процесса и определение направлений дальнейшего развития.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

ѕ выяснить роль и значение потребительского кредитования для деятельности банка и развития экономики страны;

ѕ проанализировать основные показатели финансово-экономической деятельности банка;

ѕ проанализировать состав и структуры потребительского портфеля в динамике;

ѕ изучить кредитный процесс и функции участников в процессе кредитования

ѕ выявить проблемы в организации процесса кредитования;

ѕ провести анализ кредитной задолженности и выявить причины роста проблемных кредитов;

ѕ разработать рекомендации по совершенствованию организации потребительского кредитования;

Объектом исследования является деятельность Нижегородского отделения ОАО «Россельхозбанк» на рынке потребительского кредитования

Предметом исследования в данной работе является система потребительского кредитования в ОАО «Россельхозбанк».

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды следующих российских ученых, описывающих теорию и практику потребительского кредитования в России: Спрыскова Д., Ходжаева И., Черкашенко В., Шаламова Г., Строева А., Наумова М. и др. В отечественной научной литературе внимание к данной теме довольно большое, особенно в последние годы. Однако публикации, посвященные проблемам развития потребительского кредитования, ограничиваются главным образом журнальными статьями, имеющими, в основном, не аналитический, а обзорно-журнальный характер. Имеются отдельные диссертационные работы, посвященные конкретным аспектам заявленной темы.

Информационную базу исследования составляют нормативные документы и отчетность, представленная в Бюллетене банковской статистики Центрального Банка Российской Федерации, а также материал, содержащийся в годовых отчетах ОАО «Россельхозбанк»»

В процессе исследования применялись следующие методы: группировка данных для проведения анализа, сравнение статистических данных, аналогия и др.

По структуре работа состоит из введения, основой части, состоящей из трех структурированных разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.