logo
Анализ реформирования обязательного медицинского страхования на примере ОАО "Росгосстрах"

Глава 3. Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России

В условиях жесткого бюджетного дефицита организация системы обязательного медицинского страхования (ОМС) явилась эффективным политическим и экономическим решением, которое положило начало формированию принципиально новой системы правовых и финансовых отношений в сфере оказания медицинской помощи населению, а также более рациональному использованию имеющихся ресурсов здравоохранения [5, c. 132].

Дублирование услуг по ОМС и ДМС является основной проблемой действующей в России системы медицинского страхования. Пока эта проблема не решится, рынок ДМС продолжит расти невысокими темпами (5-10% в 2013 году по сравнению с 2012 годом). При этом страховщики могут способствовать росту рынка медицинского страхования посредством развития рисковых программ ДМС. Однако врачи не видят для себя существенных преимуществ от вступления клиник в систему ДМС и обвиняют страховщиков в навязывании своих условий работы по ДМС.

Рынок ДМС продолжит расти невысокими темпами, в 2013 году вырастет на 5-10% по сравнению со значением за 2012 год. Для развития медицинского страхования страховщикам необходимо развивать бренд и рисковые программы ДМС. Наибольшие конкурентные преимущества на рынке медицинского страхования получают компании, обладающие известным брендом и хорошей репутацией. Лишь 4% респондентов полагают, что конкурентные преимущества страховщикам дает наличие договоров с известными ЛПУ.

Для развития медицинского страхования страховщикам необходимо развивать рисковые программы ДМС, при этом важно развивать IT-системы. Особую озабоченность вызывает положение с платежами на обязательное медицинское страхование неработающих граждан РФ. Учитывая, что неработающие граждане превышают 60% всей численности населения Российской Федерации, платежи, направляемые в фонды обязательного медицинского страхования на страхование неработающих граждан должны составлять не менее 60-70% всех доходов системы. В реальной ситуации поступление бюджетных средств не только в ОМС, но и в целом постоянно сокращается.

Основные недостатки существующей системы медицинского страхования представлены в процентном соотношении на рисунке 1.

Рисунок 1 - Недостатки системы медицинского страхования в России

Реализацию стратегических направлений развития системы резко осложнила кризисная ситуация в финансовой сфере, которая сказывается на всех сторонах работы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд ОМС совместно с Минздравом вплотную подходит к реализации резолюции Второго Всероссийского совещания руководителей органов управления здравоохранением и директоров территориальных фондов о введении дифференцированной оплаты труда медицинских работников, занятых в системе обязательного медицинского страхования, по объему и качеству их труда [10, c. 78].

По данным «Эксперта РА» для улучшения развития медицинского страхования нужно применять методы, указанные на рисунке 2.

Рисунок 2 - Методы улучшения системы медицинского страхования

Для полноценного «запуска» страховых механизмов финансирования медицины нужно четко разграничить ДМС и ОМС и вернуть СМО функции страховщиков, иначе рынок медицинского страхования ждет стагнация. Сегодня рынок ДМС растет за счет инфляции (объем рынка ДМС за 2012 год составил 101,5 млрд рублей, что на 8,8% выше значения 2011 года). При законодательном разграничении услуг по ОМС и ДМС в 2014 году рынок ДМС вырастет в 4-5 раз уже в 2017 году, качество и доступность медицинских услуг повысятся. Возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям станет возможным после консолидации и повышения надежности рынка. По прогнозам «Эксперта РА», в ближайшие 2 года рынок ДМС (без учета страхования выезжающих за рубеж) продолжит слабый рост за счет инфляции стоимости услуг ЛПУ, вероятность появления новых драйверов роста низка. Объем рынка ДМС (без учета страхования выезжающих за рубеж) за 2012 год составил 101,5 млрд рублей, что на 8,8% выше значения 2011 года. В 2014 году объем взносов по ДМС составит 114-119 млрд рублей (темпы прироста взносов - 5-10% по сравнению с 2013 годом). Объем платежей по ОМС за 9 месяцев 2012 года составил 524,6 млрд рублей, что на 19,3% выше, чем значение за 9 месяцев 2011 года. В бюджете фонда ОМС на 2014 год на расходы на здравоохранение предусмотрено 1 208,8 млрд рублей.

В случае четкого разграничения услуг по ОМС и ДМС в 2014 году объем рынка ДМС вырастет в 4-5 раз уже в 2017 году. При разграничении услуг по ОМС и ДМС возрастет качество системы здравоохранения. За счет более широкого охвата населения совместными продуктами ОМС+ДМС, в связи с сокращением периода окупаемости, повысится мотивация страховых компаний к созданию собственных высокотехнологичных клиник. Увеличение доступности качественной медицинской помощи за счет снижения стоимости полиса ДМС приведет к устранению «серых» платежей. При сохранении текущих условий работы рынков ОМС и ДМС рынок ДМС продолжит расти за счет инфляции, количество застрахованных практически не увеличится.

Очищение рынка ОМС от слабых игроков уже в скором времени сделает возможным возврат функций страховщиков страховым медицинским организациям. Ужесточение финансовых условий работы СМО привело к очищению рынка от финансово неустойчивых компаний (до начала реформы на 01.01.2010 в системе ОМС работало 107 страховых медицинских организаций, на 01.10.2012-72). Доказав свои способность и готовность работать в этом бизнесе «вдолгую», получив функции страховщиков, страховые медицинские организации могли бы показать высокую эффективность. Наделение СМО функциями страховщиков сократит перебои с оплатой медицинской помощи, усилившиеся в связи с переходом на методы нормирования. Кроме того, вырастет заинтересованность СМО в эффективности лечения застрахованных и профилактики болезней как средства предотвращения серьезных заболеваний, расходы на лечение которых значительно превышают расходы на профилактику [25].