Платёжная система Республики Беларусь
Глава 2. Анализ функционирования автоматизированной системы межбанковских расчётов (АС МБР) как ключевого компонента платёжной системы Республики Беларусь
Начиная с момента создания национальной платёжной системы Беларуси, вопросы состояния и развития автоматизированной системы межбанковских расчётов (АС МБР) как основного компонента постоянно находятся в центре внимания Национального банка. Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление межбанковских расчётов через АС МБР, обеспечение безопасности информации в системе, а также её разработку, сопровождение, эксплуатацию и обслуживание, порядок расчёта и взимания платы за расчётные услуги Национального банка [13].
Надёжное и безопасное функционирование АС МБР зависит от урегулирования правоотношений между участниками, состояния и развития центрального вычислительного комплекса, системы передачи финансовой информации, автоматизированных систем банков-участников, работы технического оператора, провайдеров телекоммуникационных услуг, поставщиков услуг в сфере платёжных систем.
В целях повышения надёжности и безопасности функционирования автоматизированной системы создан резервный вычислительный центр, внедрена модернизированная система BISS и система передачи финансовой информации, осуществлены меры по повышению надёжности функционирования автоматизированных систем банков. Определены базовые нормы, устанавливающие основные требования к организации межбанковских расчётов в случае возникновения нештатных (критических, аварийных) ситуаций в функционировании АС МБР.
В ниже приведённой таблице 2.1 представлены сведения о количестве и объёме платёжных инструкций, проведённых в системе BISS, а также о среднедневном обороте, среднем размере платёжной инструкции, о количестве и объемах аннулированных платёжных инструкций.
Таблица 2.1 - Динамика количества платежей, проведенных в АС МБР в 2009-2012 годах.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. (январь-ноябрь) |
|
1.Проведено платёжных инструкций По количеству, тыс. единиц По сумме, млрд. рублей |
56 387,9 1 191 |
61 584,6 1 107 |
57 643.9 2 047 |
60 991,6 3 232 |
|
2.Среднедневной оборот По количеству, тыс. единиц По сумме, млрд. рублей |
221,1 4 673,6 |
239,6 4 309,9 |
247,4 8786,5 |
260,6 13 812, 3 |
|
3. Средний размер платежной инструкции, млн. рублей |
21, 1 |
17, 9 |
35, 5 |
53, 0 |
|
4.Аннулировано платежных инструкций По количеству, единиц в процентах к общему количеству отправленных платёжных инструкций По сумме, млн. рублей в процентах к общей сумме отправленных платежных инструкций |
0 0,00 0,0 0,00 |
1 0,00 2 700 0,00 |
0 0,00 0,0 0,00 |
19 3 964.4 |
|
5.Коэффициент доступности, % |
100 |
99,6 |
100 |
100 |
За 2009-2012 годы в автоматизированной системе межбанковских расчётов (АС МБР) отмечен значительный рост платёжного оборота. Так, количество проведенных платежей возросло в 2012 году по сравнению с 2009 годом на 8 %.
Количество проведённых платежей в 2012 году составило 60 991,6 тыс. единиц, что на 3 347.7 тыс. единиц больше по сравнению с 2011 г, это на 5,8% больше, чем в 2011 г.
Среднедневное количество платежей в 2012 году - 260,6 тыс. единиц. И это на 13,2 тыс. единиц больше, чем в 2011 и на 21 тыс. единиц, чем в 2010 г. Количество проведённых платежей по сумме в 2012 году составило 13 812,3 млрд. руб., что в 3 раза больше, чем в 2009 и 2010 годах и на 36, 4% больше, чем в 2011 г..
Анализ динамики количества платежей, проведённых в АС МБР в 2009-2012 годах свидетельствует о том, что количество проведённых платежей возросло на 6%.
Средний размер платёжной инструкции в 2012 году составил 53, 0 млн. руб., что по сравнению с 2009 годом увеличился больше, чем в два раза (почти на 60%)
В период с 2009 по 2011 годы не допущено случаев несанкционированного доступа в платёжную систему.
Коэффициент доступности - показатель, который отражает готовность АС МБР осуществлять межбанковские расчёты, включая приём, обработку и передачу электронных платёжных документов в течение времени, определённого графиком приёма и обработки системой BISS электронных платёжных документов и электронных сообщений от участников системы BISS [12]. Параметр доступности клиентов к Автоматизированной системе межбанковских расчётов за 2009 год составил 100 %, за 2010 год - 99,6%, за 2011 год - 100 % дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5 %). За январь-ноябрь 2012 года коэффициент доступности составил 100%.
В 2009 и 2011 году несвоевременно выполненных (аннулированных) платежей не было. В 2010 году был зафиксирован 1 аннулированный платёж на сумму 2 700 млн. рублей. А в 2012 году зафиксировано 19 аннулированных платежей на сумму 3964, 4 млн. руб., что на 19 больше по сравнению с январём-октябрём 2011 года.
В настоящее время Программно-технический комплекс управления платежами банка позволяет банку получать от системы BISS информацию о текущем состоянии корреспондентского счёта; очередей срочных и несрочных платежей; информацию об условиях осуществления расчётов других участников АС МБР; производить резервирование средств для осуществления расчётов в смежных подсистемах и для обработки несрочных платежей; управлять очередью срочных платежей, осуществлять отзыв платежей из очередей ожидания средств; формировать заявки в адрес Национального банка на отзыв депозитов; устанавливать блокировку дебетовых операций для своих учреждений и ряд других функций.
Ниже приводится анализ количества участников системы BISS.
Таблица 2.2 - Динамика количества участников системы BISS
Период |
Количество участников системы BISS |
|||
Прямых |
Косвенных |
Особых |
||
2009 г. |
417 |
3643 |
0 |
|
2010 г. |
399 |
2880 |
12 |
|
2011 г. |
398 |
2229 |
2 |
Прямыми участниками системы BISS являются Национальный банк Республики Беларусь, банки Республики Беларусь и банки-нерезиденты, которым открыты корреспондентские счета в Национальном банке Республики Беларусь и включенные в справочник банковских идентификационных кодов участников межбанковских расчётов на территории Республики Беларусь (далее - справочник БИК).
Косвенные участники системы BISS - участники, которым не открываются корреспондентские счета в Национальном банке, имеющие право отправки в систему BISS (получения от системы BISS) электронных платёжных документов и электронных платёжных сообщений через прямого участника и включённых в справочник БИК. К ним относятся филиалы (отделения) банков Республики Беларусь и структурные подразделения Национального банка.
Особые участники системы BISS - банки Республики Беларусь, находящиеся в стадии ликвидации, которым открыты корреспондентские счета в Национальном банке и включенные в справочник БИК [18].
Анализ количества участников системы BISS проведённых в АС МБР в 2009-2011 годах свидетельствует о том, что количество косвенных участников самое большое, однако оно сократилось в 2011 году на 1414 по сравнению с 2009 году в связи с сокращением филиалов (отделений) банков Республики Беларусь. Количество прямых участников также уменьшилось на 19 в 2011 году по сравнению с 2009. Количество особых участников платёжной системы в 2009 году не зафиксировано, в 2010 их число составило 12, а в 2011 - 2. В АС МБР за год обрабатывается платежей на сумму, сопоставимую с годовым ВВП республики (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Межбанковский платёжный оборот и ВВП Республики Беларусь за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
ВВП РБ, млрд. руб. |
137 442,2 |
162 963,6 |
186 700,0 |
|
Межбанковский платёжный оборот, млрд. руб. |
1 191 777,0 |
1 107 640,4 |
1 476 412,7 |
|
МПО/ВВП |
8,7 |
6,8 |
7,9 |
Межбанковский платежный оборот за 2010 г. составил 6,8% годовых ВВП страны, что на 1,9 % меньше, чем в 2009 году. В январе-сентябре 2011 года соотношение МПО к ВВП составило 7,9%. Это связано с ростом ВВП и увеличение межбанковских платёжных оборотов.
В настоящее время продолжаются работы по совершенствованию ценовой политики на расчётные услуги АС МБР. А именно, было принято постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 27 марта 2009 г. № 87, которым утверждены изменения в Инструкцию о порядке расчёта и взимания платы за расчётные услуги Национального банка. Также было принято постановление Совета директоров Национального Банка от 31 марта 2009 г. № 88 "Об утверждении размера платы за расчётные услуги Национального Банка Республики Беларусь". Упомянутые документы способствуют проведению ценовой политики, предусматривающей покрытие издержек на функционирование АС МБР и получение прибыли в размере, обеспечивающем достаточный уровень инвестирования средств в её развитие (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Финансово-экономические показатели АС МБР за 2009-2011 гг., млн. руб.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Доходы |
18 655,9 |
21 703,1 |
19 844,2 |
|
Расходы |
13 902,3 |
17 809,5 |
17 410,5 |
|
Прибыль(убыток) |
4 753,6 |
3 893,6 |
2 433,7 |
|
Рентабельность,% |
34,2 |
21,9 |
14,0 |
Анализ финансово-экономических показателей АС МБР свидетельствует о том, что по сравнению с каждым годом рентабельность уменьшается. В 2010 году рентабельность снизилась до 21,9% по сравнению с 2009 годом. Это подтверждается тем, что расходы АС МБР возросли на 3 907,2 млн. руб. в 2010 году, а прибыль наоборот уменьшилась на 860 млн. руб. В 2011 за январь-сентябрь прибыль составила 2 433,7 млн. руб., а расходы 2 433,7 млн. руб., следовательно, рентабельность составила 14%.
Распределение электронных платёжных документов по временным интервалам поступления в систему BISS представлено на рисунке 1.
Рисунок 2.1 - Распределение электронных платёжных документов по временным интервалам
Так, в январе - сентябре текущего года в систему BISS до 14.00 поступило 65,2% платежных документов (в 2009 г. -- 62,5%, в 2010 г. -- 64%). Большая доля платёжных документов поступает в систему BISS до 16.00. Начиная с 16.00 и до завершения работы АС МБР, как правило, поступает небольшое количество платежей, которые при нормальной организации расчетно-платежного процесса могли быть проведены в регламентное время без дополнительных затрат на обеспечение работы платежной системы.
Следует отметить, что 1 час работы АС МБР обходится Национальному банку примерно в 3,5 млн. руб.
Расчётные услуги Национального банка по электронному переводу денежных средств через систему BISS предоставляются банкам-резидентам и банкам-нерезидентам Республики Беларусь, небанковским кредитно-финансовым организациям. 1 мая 2012 года введены в действие установленные размеры платы для участников системы BISS (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Размеры платы за исполнение одной платёжной инструкции в системе BISS в составе электронного платёжного документа
Расчётная услуга |
Размер платы (без НДС), рублей |
Размер платы с учётом дифференцированных коэффициентов (без НДС), рублей |
|||||
1-й интер вал времени |
2-й интер вал времени |
3-й интер вал времени |
4-й интер вал времени |
5-й интер вал времени |
|||
Исполнение одной платёжной инструкции |
780 |
468 |
780 |
1 560 |
3 900 |
7 800 |
Проанализировав таблицу, можно сделать вывод о том, что большая доля платёжных документов поступает в систему BISS до 16.00 в связи с меньшими затратами участников системы за исполнение одной платёжной инструкции. Если до 16.00 исполнение одной платёжной инструкции составляет 1560 рублей, то после 16.00 этот показатель гораздо выше.
В рамках надзора за системой BISS осуществляется мониторинг работоспособности ее программно-технических комплексов, сбойных ситуаций в функционировании автоматизированных систем банков, а также изменений регламента работы системы, проводятся надзорные мероприятия с её участниками и оценка операционного риска (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Заявки банков на оперативное изменение регламента работы системы BISS, связанные с техническими причинами, за 2009--2011 гг.
Заявки банков по техническим причинам |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. (январь-сентябрь) |
||||
кол-во |
уд.вес,% |
кол-во |
уд.вес,% |
кол-во |
уд.вес,% |
||
Всего: сбои (отказы) ПТК; сбои каналов связи; отсутствие электроэнергии |
37 25 10 2 |
100 67,6 27,0 5,4 |
22 17 4 1 |
100 77,3 18,2 4,5 |
17 15 - 2 |
100 88,2 - 11,8 |
На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам. Так количество заявок банков по техническим причинам в 2010 году снизилось на 15 и составило 22 по сравнению с 2009 годом, где их количество составляло 37. В январе-сентябре 2011 года количество заявок составило 17, из которых 15 по причине сбоев ПТК и 2 в связи с отсутствием электроэнергии.
Проанализировав состояние платёжной системы Республики Беларусь, можно сделать вывод, что в отчётном периоде в АС МБР происходил рост платёжного оборота. В январе-ноябре 2012 года проведено 60 991.6 тысячи платежей на сумму 3 232 079.2 млрд. рублей и это больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 5,8% по количеству и на 57,9 % по сумме. Коэффициент доступности клиентов к АС МБР в отчётном периоде превысил норматив (не ниже 99,5 дневного фонда рабочего времени) и составил 100%, что говорит об эффективной работе платёжной системы. На протяжении нескольких последних лет просматривается тенденция постепенного снижения количества продлений работы системы BISS по техническим причинам. Анализ финансово-экономических показателей АС МБР свидетельствует о том, что за период с 2009 по 2012 год АС МБР сработала с прибылью. Однако можно отметить, что наряду с положительными сторонами можно выделить и недостатки: снижение рентабельности, что говорит о росте расходов и уменьшении прибыли; увеличение аннулированных платежей; не обеспечен полный переход на безбумажный электронный документооборот между органами государственного управления и Национальным банком в части ведения нормативно-справочной информации, используемой в АС МБР.