logo
Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в Республике Беларусь: состояние, тенденции развития и перспективы

2.1 Организация пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

Сегодня в Республике Беларусь установлены два вида пенсий: трудовые и социальные [6, с. 149]. Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали страховые взносы. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета.

Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН). Фонд социальной защиты населения не входит в состав государственного бюджета и формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих граждан, а также части средств государственного бюджета Республики Беларусь. Пенсии не подлежат обложению налогами.

Бюджетные фонды образуют систему социальной помощи.

Пенсионная система Беларуси осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Уровень состояния финансирования пенсионного обеспечения в целом зависит от состояния экономики в республике, работы предприятий и организаций.

Фонд социальной защиты обеспечивает:

- сбор и аккумуляцию страховых взносов;

- осуществляет финансирование выплат пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, ежемесячных пособий на детей; на погребение;

- финансирование оздоровления: на санаторно-курортное лечение и отдых трудящихся и их детей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и другие расходы, предусмотренные законодательством республики;

- осуществляет контроль соблюдения плательщиками законодательства и нормативных актов по государственному социальному страхованию;

- анализирует поступление и расходование средств фонда;

- готовит предложения по размерам страховых взносов:

- проводит работу по созданию технической базы для перехода к персонификации страховых взносов.

Разрабатываемый Фондом социальной защиты населения годовой бюджет согласовывается с Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами, рассматривается и утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Целевое распределение и направление денежных средств на пенсионное обеспечение осуществляют региональные звенья Фонда на уровне центрального аппарата областных, Минского городского управлений и районных отделений.

Виды трудовых пенсий:

- по возрасту;

- по инвалидности;

- по случаю потери кормильца;

- за выслугу лет;

- за особые заслуги перед Республикой Беларусь [12].

Пенсии по возрасту - ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста, при наличии определенной продолжительности трудового стажа, в размерах, зависящих от прошлого заработка [12].

Пенсии по возрасту делятся следующим образом:

а) пенсии по возрасту на общих основаниях;

б) пенсии по возрасту с особыми условиями труда;

в) пенсии по возрасту на льготных условиях [12].

Пенсии по инвалидности - пенсии в связи с постоянной или временной утратой трудоспособности [12].

В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы - первая, вторая, третья.

Причины инвалидности, а также время ее наступления устанавливаются медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК).

Пенсии по инвалидности назначаются независимо от того, когда наступила инвалидность, - в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы [12].

Если причиной инвалидности является общее заболевание, то пенсии назначаются при наличии определенного стажа работы ко времени наступления инвалидности при обязательной уплате страховых взносов.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в период работы или после ее прекращения до достижения 20 лет, пенсии назначаются независимо от стажа работы [12].

Право на пенсию по случаю потери кормильца (СПК) имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его иждивении [12].

Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту [12]. Право на данную пенсию имеют:

- отдельные категории медицинских и педагогических работников;

- работники авиации и летно-испытательного состава гражданской авиации;

- отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов;

- работники следственного аппарата прокуратуры;

- спортсмены [22, с. 157].

Пенсии за выслугу лет близки к пенсиям по возрасту: для их назначения и выплаты необходим определенный трудовой стаж.

Пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь введены с 1994 г. и устанавливаются:

- лицам, удостоенным почетных званий Республики Беларусь (народный, заслуженный);

- лауреатам Государственных премий Республики Беларусь;

- лицам, имеющим государственные награды Республики;

- участникам Великой Отечественной войны, награжденным пятью и более (женщины - тремя и более) орденами за боевые и трудовые заслуги, а также командирам и комиссарам партизанских отрядов, начальникам штабов партизанских бригад и отрядов;

- членам Правительства и некоторым другим категориям граждан [22, с. 157].

Социальные пенсии - это государственные выплаты (выплаты из средств государственного бюджета) с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам трудового стажа [22, с. 158].

Размер социальных пенсий, в отличие от трудовых, не исчисляется из прошлого заработка, а устанавливается в твердой сумме [12]. Поэтому социальные пенсии индексируются с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Социальными могут быть как пенсии по возрасту, так и пенсии по инвалидности.

Социальные пенсии по возрасту назначаются лицам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим трудового стажа, а также тем, у кого к моменту назначения пенсии оказалось менее 5 лет трудового стажа (с условием уплаты страховых взносов) [12].

Социальные пенсии по инвалидности назначаются в основном неработающим инвалидам с детства и лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте и не имеющим необходимого трудового стажа для данной возрастной группы (кроме работающих лиц моложе 20 лет) [22, с. 159].

К пенсиям устанавливаются повышения и надбавки.

Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. «О пенсионном обеспечении» охватывает многие социальные слои населения, в том числе и лиц, занятых общественно-полезным трудом, а также нетрудоспособных граждан. Условно субъектов пенсионного страхования можно разделить на трудоспособных граждан, имеющих право на трудовые пенсии, и нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальные пенсии.

На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017г. минимальный возраст для оформления трудовой пенсии будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года - для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение пенсионного возраста для назначения:

§ льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»;

§ пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;

§ пенсий по возрасту в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь»;

§ пенсий за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь»;

§ ежемесячного денежного содержания по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006г. №705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих».

Пенсионный возраст, дающий право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.