logo
Отчисления на государственное социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Необходимость обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

страхование несчастных случай профессиональный

Современным направлением в функционировании государственной системы управления охраной труда является формирование механизма экономического стимулирования нанимателя и работников в обеспечении здоровых и безопасных условий труда.

Переход к страховым основам возмещения ущерба позволяет фактически реализовать принцип безусловного приоритета интересов работников, пострадавших от трудовых увечий, над экономическими интересами предприятия и его кредиторов (при банкротстве, в случаях реорганизации, забастовки и иных). Это выражается в безусловной выплате страховых сумм пострадавшему работнику либо лицам, имеющим на них право, независимо от платежеспособности предприятия, вины пострадавшего и процедуры установления вины предприятия.

Современная модель данного вида социального страхования строится по профессионально-отраслевому признаку, т.к. утрата трудоспособности на производстве в определяющей степени зависит от технологических особенностей отрасли и специфики труда отдельных профессиональных групп [8, c. 76].

В настоящее время в Республике Беларусь система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний функционирует на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности». Сама система введена в действие с 1 января 2004 г. предшествовавшим данному Указу Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Этим Декретом впервые была предусмотрена страховая схема возмещения вреда, в соответствии с которой наниматель (страхователь) уплачивает страховые взносы страховщику, а страховщик непосредственно возмещает потерпевшему вред. Было определено, что осуществление данного вида страхования возлагается на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» [10].

В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, как орган государственного управления финансами социального страхования, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица. Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. В настоящее время Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства социальной защиты. Его денежные средства являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках.

Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами [7]:

- организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

- осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее - взносы);

- финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

- организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

- финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

- размещает средства профессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы;

- осуществляет капитализацию временно свободных средств государственного социального страхования;

- разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;

- назначает и выплачивает профессиональные пенсии;

- осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикам взносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения и выплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;

- контролирует правильность использования средств государственного социального страхования, направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий, пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;

- осуществляет в установленном законодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;

- сотрудничает с международными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования;

- в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании;

- осуществляет разработку и внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по вопросам государственного социального страхования, назначения и выплаты профессиональных пенсий;

- создает и ведет базу данных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональных пенсий;

- в установленном порядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;

- в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;

- проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;

- в установленном порядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплат из средств государственного социального страхования;

- подает в суд заявления об обращении взыскания на имущество должников для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщиков взносов денежных средств;

- дает разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует общественность о своей деятельности;

- осуществляет мероприятия по комплектованию центрального аппарата и системы Фонда квалифицированными специалистами, обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый состав и его резерв, организует непрерывное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

- рассматривает в соответствии с законодательством обращения граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

- обобщает практику применения законодательства в области государственного социального страхования и обеспечивает единообразное его применение;

- осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения министерства социальной защиты Республики Беларусь» (с изм. и доп.), плательщиками обязательных страховых взносов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения независимо от подчиненности и форм собственности, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, а также работающие граждане [4].

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат граждане, работающие на основе [4]:

- трудовых договоров (контрактов);

- членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм. К указанной категории, в частности, относятся члены (участники) общественных и религиозных организаций (объединений). Таким образом, в случае начисления и осуществления каких-либо выплат своим членам общественные объединения обязаны начислить и уплатить обязательные отчисления по социальному страхованию;

- гражданско-правовых договоров, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Плательщиками обязательных страховых взносов являются юридические и физические лица, предоставляющие работу гражданам по перечисленным выше основаниям.

Уплата обязательных страховых взносов (согласно Указу), начисленных на все виды выплат (в денежном и (или) натуральном выражении) в пользу работника по всем основаниям независимо от источников финансирования, за исключением выплат, предусмотренных законодательством, производится плательщиками из фактически начисленных сумм выплат за истекший месяц, но не менее суммы обязательных страховых взносов, исчисленной исходя из минимальной заработной платы. Таким образом, общественное объединение должно начислять штатным сотрудникам вознаграждение в размере не менее 1 МЗП.

Размеры (тарифы) обязательных страховых взносов устанавливаются в соответствии со статьей 2 Закона «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения министерства социальной защиты Республики Беларусь» [2].

Размеры (тарифы) обязательных страховых взносов устанавливаются для [2]:

1. Общественных объединений инвалидов и пенсионеров, а также предприятий, объединений, учреждений, полностью принадлежащих таким общественным объединениям на праве собственности, у которых работает не менее 50 процентов инвалидов и пенсионеров от среднесписочной численности работников, 4,7 процента;

- коллегий адвокатов 5 процентов;

- нанимателей, у которых работает не менее 50 процентов инвалидов от среднесписочной численности работников, 20,4 процента;

- других нанимателей (в том числе с иностранными инвестициями за граждан Республики Беларусь) 35 процентов.

2. Предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также творческих работников 15 процентов от дохода.

3. Граждан, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, в размерах, установленных пунктами 1 и 5 статьи 2 Закона, от вознаграждений за выполненную работу.

4. Иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь, в размерах, установленных пунктами 1 и 5 статьи 2 Закона, от всех видов выплат.

5. Работающих граждан в размере 1 процента от всех видов выплат, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Размеры (тарифы) обязательных страховых взносов устанавливаются от всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее все виды выплат), кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь [2].

Таким образом, общественные объединения (организации), за исключением общественных объединений инвалидов, относятся к категории других нанимателей и выплачивают отчисления в ФСЗН в размере 35 %. Сотрудники общественных объединений (организаций) производят отчисления в ФСЗН в размере 1 % согласно п. 5 статьи 2 Закона «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения министерства социальной защиты Республики Беларусь».

Средства государственного социального страхования имеют целевое назначение и направляются на [3]:

выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

выплату профессиональных пенсий;

выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет своей целью осуществление страховой охраны имущественных интересов застрахованных (иных лиц, имеющих право на получение страховых выплат), связанных с утратой застрахованными здоровья, профессиональной трудоспособности либо с их смертью в процессе осуществления профессиональной деятельности на основе трудовых и гражданско-правовых договоров, а также членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм и на иных указанных в законодательстве основаниях.

Перечень (список) профессиональных заболеваний утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.03.2009 № 29/42 «Об утверждении перечня (списка) профессиональных заболеваний и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29 мая 2001 г. № 40/6» (далее - перечень). В перечне приведены наименования болезней (синдромов) по международной классификации болезней и проблем в разрезе шести групп [10]:

1. Заболевания, вызванные воздействием химических факторов: острые, хронические интоксикации и их последствия, протекающие с изолированным или сочетанным поражением органов и систем.

2. Заболевания, вызываемые воздействием промышленных аэрозолей.

3. Заболевания, вызываемые воздействием физических факторов.

4. Заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем.

5. Заболевания, вызываемые действием биологических факторов.

6. Новообразования.

По каждой болезни в перечне приведены вредные и (или) опасные производственные факторы трудового процесса, в результате воздействия которых может возникнуть профессиональные заболевания (хронические, острые).

В числе обязанностей страховщика, которым в соответствии с законодательством является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», -- ведение страховых историй страхователей, которыми по данному виду страхования являются юридические лица (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с трудовым и гражданским законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, постоянно проживающим с Республике Беларусь.

Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит жизнь или здоровье граждан:

· выполняющих работу на основании трудового договора (контракта);

· работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя;

· выполняющих работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;

· являющихся учащимися, студентами учреждений образования всех видов, клиническими ординаторами, аспирантами, докторантами и привлекаемых к работам в период прохождения производственной практики (стажировки);

· содержащихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ [11].

Страхователь -- это юридические лица (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с трудовым и гражданским законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь. К застрахованным лицам относятся все граждане, подлежащие обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целом страховая деятельность на территории Республики Беларусь регулируется главой 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О страховании». Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено в Республике Беларусь с 1 января 2004 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18, который регламентировал новый вид обязательного страхования в Республике Беларусь, создавая гарантии для потерпевших на страховое обеспечение.

В настоящее время данный вид страхования осуществляется на основании Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 (далее -- Положение).

Положением определены категориальный аппарат для данного вида страхования; условия, источники, порядок назначения и осуществления страховых выплат, их получатели и размеры; субъекты, объекты и процедура данного вида страхования; страховые случаи для данного вида страхования; права и обязанности субъектов данного вида страхования, их ответственность и другие правовые и организационные аспекты.

В целях реализации Положения на практике Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь издан ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, порядок регистрации страхователей, порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию потерпевших и другие аспекты данного вида обязательного страхования в Республике Беларусь [11].

С введением в действие указанной совокупности нормативных правовых актов, регулирующих обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательства нанимателей перед потерпевшими в связи с причинением вреда их здоровью при выполнении работы переходят к страховщику, в том числе и в случаях прекращения деятельности нанимателей. Размеры страховых тарифов (от 0,07% с до 2,8%) зависят от классов профессионального риска отраслей (подотраслей) экономики (всего 25 классов), которые устанавливаются на каждый финансовый год Указом Президента Республики Беларусь. По сравнению с прежней системой возмещения вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, изменились перечень выплат и их классификация. В частности, вместо выплаты ежемесячно утрачиваемого заработка установлена ежемесячная страховая выплата.

Нужно отметить, что с введением в действие вышеупомянутых нормативных правовых актов отношения по возмещению причиненного вреда, покинув сферу отношений между нанимателем и работником трансформировались в отношения между страхователем и застрахованным, в корне изменив свою юридическую суть. Кроме того, в указанные отношения вступил новый субъект (страховщик), принявший на себя (вместо нанимателя, который со временем может быть реорганизован и даже ликвидирован) обязательства по выплате страхового возмещения застрахованному в случае наступления страхового случая, в качестве которого теперь выступает факт причинения вреда здоровью потерпевшего.

Таким образом, согласно пункту 242 Положения субъектами рассматриваемого вида обязательного страхования являются:

· застрахованное лицо (далее -- застрахованный), иные лица, имеющие право на страховые выплаты;

· страхователи;

· страховщик [4].

При этом застрахованный - это физическое лицо, подлежащее обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством. В случае смерти застрахованного право на получение страховых выплат получают физические лица, указанные в пункте 260 Положения [4].

Страхователями в Республике Беларусь признаются субъекты гражданского права, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу законодательного акта и уплачивающие страховые взносы. Страхователями по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются юридические лица (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с трудовым и гражданским законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь (далее -- граждане).

Страховщиками (страховыми организациями) в Республике Беларусь признаются коммерческие организации, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие лицензии на соответствующий вид страхования.