Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов ОАО "Белагропромбанк"

отчет по практике

2.1 Организация бухгалтерского учета и отчетности в банке

Современный банк является специфической организацией, выступающей как денежно-кредитный институт. Продуктом банковской деятельности являются услуги, связанные с кредитованием, организацией платежей и расчетов, ведением счетов юридических и физических лиц, хранением денежных средств и выполнением прочих банковских операций. Результатом работы банка является экономическая выгода, получаемая не только им самим, но и его клиентами.

Важное значение для эффективной работы банка имеет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении активов и обязательств банка.

Бухгалтерский учет в банках представляет собой систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества банков и обязательств банков методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности банка и его финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

– обеспечение при совершении банком операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

– предотвращение отрицательных результатов деятельности банка и выявление резервов его финансовой устойчивости [1].

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности осуществляется с соблюдением следующих принципов:

– непрерывности деятельности - банк должен исходить из того, что он будет осуществлять свою деятельность в будущем, а в случае возникновения угрозы его ликвидации активы и пассивы должны быть оценены с учетом возможных потерь при их предстоящей реализации;

– осмотрительности (осторожности) - активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в бухгалтерском учете с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды;

– постоянства правил бухгалтерского учета - банк должен обеспечить соблюдение в течение отчетного года принятой методики бухгалтерского учета (учетной политики);

– начисления - все доходы и расходы, относящиеся к отчетному периоду, должны найти отражение в бухгалтерском учете и отчетности на счетах доходов и расходов в этом периоде независимо от фактического времени их поступления или оплаты соответственно;

– приоритета экономического содержания над юридической формой -отражение в бухгалтерском учете и отчетности фактов деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания;

– достоверности - формирование учетной и отчетной информации в соответствии с требованиями законодательства;

– раздельного отражения активов и пассивов - все счета активов и пассивов должны оцениваться отдельно и отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в развернутом виде;

– единицы измерения - активы и пассивы должны учитываться по их первоначальной стоимости на момент их признания в бухгалтерском балансе. Эта первоначальная стоимость не изменяется до момента прекращения их признания, если иное не предусмотрено законодательством;

– преемственности входящего баланса - остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего отчетного периода;

– существенности информации - информация считается существенной, если ее непредставление может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера статей финансовой отчетности, оцениваемых в конкретных обстоятельствах;

– сопоставимости - пользователи получают информацию о финансовом положении банка для определения тенденции ее изменения по сравнению с предшествующими или соответствующими отчетными периодами или деятельностью других банков [2, с.5].

Правила организации бухгалтерского учета и отчетности в открытом акционерном обществе «Белагропромбанк» разработаны на основании Банковского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26.06.2007 № 198 (далее - Инструкция № 198), других нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и определяют систему организации бухгалтерского учета и отчетности в открытом акционерном обществе «Белагропромбанк».

В расчетно-кассовом центре № 15 г.п. Глуск бухгалтерский учет всех операций ведется в головном банке, находящемся в г.Могилёве.

Операционный день - деятельность банка в течение рабочего дня, которая связана с приемом, оформлением, контролем первичных учетных документов клиентов и банка, отражением их в бухгалтерском учете, завершением обработки информации и формированием ежедневного баланса. Таким образом, операционный день банка состоит из двух частей. Первая часть - это банковский день, то есть время работы с клиентами и службами банка. Вторая часть операционного дня состоит из времени, необходимого для завершения обработки информации с формированием ежедневного баланса, который должен быть получен не позднее начала следующего операционного дня. Время начала и окончания (завершения) банковского и операционного дня в Банке устанавливается приказом Председателя Правления Банка [3].

Время начала и окончания банковского дня доводится до сведения клиентов Банка.

Основными составляющими организации операционного дня в Банке являются:

- единый подход к срокам отражения, операций, совершенных в течение операционного дня, в регистрах бухгалтерского учета.

- приём (оформление), контроль первичных учетных документов при осуществлении операций и отражении их в бухгалтерском учете.

- распределение обязанностей и полномочий между ответственными исполнителями по приему (оформлению), контролю первичных учетных документов при осуществлении операций, отражению операций в бухгалтерском учете, формированию отчетности.

- соблюдение установленного Банком документооборота с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка, учетной политики Банка, локальных нормативных правовых актов Банка.

График документооборота составляется центральным аппаратом и Отделением. График документооборота, составленный центральным аппаратом, утверждается Председателем Правления Банка и определяет в том числе взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата, центрального аппарата и Отделения, РКЦ. График документооборота, составленный Отделением, утверждается управляющим Отделением и определяет в том числе прохождение документов между структурными подразделениями Отделения, РКЦ, и между Отделением и РКЦ, центром розничного бизнеса, находящимися в его организационном управлении.

Регистры бухгалтерского учета подразделяются на регистры аналитического учета и регистры синтетического учета. Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажных или машинных носителях информации.

К регистрам аналитического учета относятся: лицевые счета, карточки, журналы (книги), таблицы, картотеки (документы).

Основным регистром аналитического учета является лицевой счет. Остальные регистры служат для ведения аналитического учета по ряду балансовых и внебалансовых счетов (по каждой кассе, видам валют, каждому банкомату, договору, инвентарному объекту, месту хранения, срокам платежа).

Номер лицевого счета содержит 13 разрядов. Структура номера лицевого счета такова:

АААА ВВВВВВВВ К,

где АААА - балансовый счет 4-го порядка в соответствии с планом счетов;

ВВВВВВВВ -- номер индивидуального счета (порядок нумерации клиентов регламентируется банком самостоятельно);

К - контрольный ключ, который предназначен для проверки правильности указания номера лицевого счета при обработке расчетных и кассовых документов. Он рассчитывается с использованием весовых коэффициентов, устанавливаемых каждому разряду исходя из номера банка (филиала, отделения), балансового счета и номера лицевого счета клиента (номера внутрибанковского счета). Контрольный ключ предохраняет информацию от субъективных ошибок оператора, а также от искажения в каналах передачи информации при вводе.

При открытии лицевых счетов необходимо учитывать, что номера ранее закрытых лицевых счетов могут присваиваться вновь открытым лицевым счетам по истечении трех лет после даты закрытия.

Банк вправе осуществлять ведение одной книги регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, в которой будет регистрироваться открытие и закрытие всех лицевых счетов.

Информация, отражаемая на аналитических счетах на основании первичных учетных документов систематизируется в регистрах аналитического учета.

Для ведения аналитического учета в банке применяются также такие регистры как карточки, книги, журналы, которые ведутся на бумажных или машинных носителях информации. В этих документах отражаются данные о наличии и движении основных средств, нематериальных активов, материалов банка, бланков строгой отчетности, заготовок банковских пластиковых карточек и прочих ценностей.

Аналитический учет в банке ведется в денежной (стоимостной) оценке. При этом аналитический учет операций в иностранной валюте ведется в двойной оценке: в иностранной валюте по ее номиналу и в рублевом эквиваленте по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком.

Аналитический учет материальных ценностей ведется в количественно-суммовой оценке.

В синтетическом учете информация о банковской деятельности отражается в обобщенном виде в денежной оценке и только в белорусских рублях.

Основными элементами системы синтетического учета в банке являются синтетические счета и регистры синтетического учета.

Синтетические счета представлены балансовыми счетами 2-го, 3-го и 4-го порядка, а также внебалансовыми счетами 2-го, 3-го, 4-го и 5-го порядка.

Регистрами синтетического учета в банке являются:

- ежедневный баланс;

- кассовый журнал;

- оборотная ведомость;

- проверочная ведомость,

Ежедневный баланс банка построен по принципу односторонней группировки счетов - в одном классе могут присутствовать как активные, так и пассивные счета. Счета бухгалтерского учета располагаются в принятой последовательности по классам, а показатели (суммы) по счетам выносятся в колонки «актив» и «пассив».

В ежедневном балансе отражаются обороты по дебету и кредиту за день, исходящие остатки по активу и пассиву по каждому балансовому счету IV порядка с промежуточными итогами по балансовым счетам III и II порядков. В балансе выводятся итоги по каждому классу баланса и в целом по банку. По внебалансовым счетам отражаются обороты по приходу и расходу и исходящие остатки.

Кассовый журнал составляется на основании документов по приходу и расходу кассы и содержит записи операций, в которых указываются номера лицевых счетов клиентов, код отчетного данного, номер документа, частные суммы операций и итоги по журналу, которые затем сверяются с данными по приходу и расходу кассы.

Оборотная ведомость по балансовым счетам включает в себя входящие остатки на начало периода, обороты, накопленные за соответствующий период, и исходящие остатки на конец периода. Оборотная ведомость по балансовым счетам составляется в разрезе счетов IV порядка с промежуточными итогами по счетам III и II порядков. Оборотная ведомость по внебалансовым счетам включает в себя информацию о входящих остатках на начало периода, накопленных оборотах по приходу и расходу за соответствующий период и исходящих остатках на конец периода.

Проверочная ведомость составляется ежемесячно и содержит информацию об остатках всех лицевых счетов, открытых на балансе банка. В проверочной ведомости выводятся промежуточные итоги остатков по балансовым счетам IV, III, II порядков, по каждому классу баланса и в целом по активу и пассиву. Итоги по балансовым счетам IV, III, II порядков, по каждому классу баланса и в целом по активу и пассиву проверочной ведомости сверяются с соответствующими итогами по балансовым счетам ежедневного баланса. Результат сверки удостоверяется подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного.

Все первичные документы за текущий операционный день подлежат подсчету с получением итогов, которые сверяются с данными ежедневного баланса.

Делись добром ;)