Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов ОАО "Белагропромбанк"

отчет по практике

2.2 Учет и документальное оформление безналичных расчетов по поручению клиента

Безналичные расчеты между юридическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции о банковском переводе № 66 от 29 марта 2001 года, утвержденной Постановлением Национального банка РБ.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, плательщиков и получателей средств в РКЦ № 15 г. п. Глуск филиала ОАО «Белагропромбанк» различают следующие основные формы безналичных расчетов: платежные поручения; платежные требования; платежные требования-поручения; расчетные чеки; банковские пластиковые карточки.

Конкретные формы расчета определяются на основе соглашения между поставщиком и получателем продукции и фиксируются в договоре на поставку продукции.

Платёжное поручение это платежная инструкция плательщика, согласно которой банк-отправитель осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель для зачисления на счет бенефициара.

Документооборот при расчетах платежными поручениями представлен на рисунке 2.2.1

Рис.2.2.1 Схема расчетов платежным поручением

1) отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2) оформление платежного поручения и представление его в банк для исполнения;

3) списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк получатель;

4) зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Если на счете плательщика нет необходимой суммы денежных средств, банк не должен принимать платежное поручение к исполнению. Исключением является ситуация, когда договором между банком и плательщиком предусмотрено предоставление кредита на проведение расчетных операций при отсутствии или недостатке средств на счете плательщика. В этом случае банк принимает платежное поручение и исполняет его за счет предоставленных в кредит денежных средств.

Достоинствами расчетов платежными поручениями наряду с их универсальностью является простота документооборота и скорость перечисления средств. В этой форме заложена возможность максимального приближения момента отгрузки товаров к моменту их оплаты, если плательщик сразу оформит и представит платежное поручение в банк.

Платежное требование это платежная инструкция, содержащая требования бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

При расчетах платежными требованиями используется акцептная и безакцептная формы инкассо. Безакцептная форма инкассо применяется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке, на основании исполнительных документов, определяемых действующим законодательством. Акцептная форма используется при расчетах за отгруженные товары, произведенные работы, оказанные услуги и других оговоренных сторонами платежах. В этом случае плательщик передает в банк-отправитель заявление на акцепт, форму которого банки разрабатывают самостоятельно. Акцепт плательщика может быть предварительным и последующим.

Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с последующим акцептом показана на рисунке 2.2.2

Рис. 2.2.2 Схема расчетов платежным требованием с последующим акцептом.

отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

представление бенефициаром платежного требования в банк;

принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель;

принятие платежного требования банком-отправителем к исполнению и передача его плательщику для акцепта;

передача заявления на последующий акцепт после проверки плательщиком в течение установленного срока акцепта обоснованности требования;

списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк-получатель;

зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Заявление на последующий акцепт плательщик должен представить в банк - отправитель в течение пяти банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк. Плательщик может отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично, если бенефициаром не выполнены или ненадлежащим образом выполнены условия договора. При полном отказе банк-отправитель возвращает платежное требование в банк-получатель без исполнения, при частичном ? исполняет в сумме, акцептованной плательщиком.

При отсутствии либо недостаточности средств на счете плательщика платежные требования в неоплаченной сумме учитываются по приходу счета 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При оплате данные документы в оплаченной сумме списываются в расход по указанному счету.

Рассматриваем пример. Клиент филиала банка А направил платежную инструкцию со статусом «срочный» на 10 млн.руб для перевода 10 млн.руб. в пользу клиента банка Б. Бухгалтерские проводки приведем в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 - Бухгалтерские проводки

Операция

Дебет

Кредит

Сумма (тыс.руб)

1 В филиале банка А списание средств с р/с плательщика и субкорсчета филиала

Р/с плательщика 3012

6100А

10

2 Списание средств в головном банке А с кор и субкор счетов для проведения платежа

6110

1201

10

3 В Национальном банке списание средств с корсчета банка-плательщика и зачисление их на корсчет банка получателя

3200А

3200Б

10

4 В головном банке Б зачисление суммы платежа на корсчет и субкорсчет филиала

1201Б

6110Б

10

5 В филиале банка Б зачисление суммы платежа на субкорсчет филиала и р/с клиента-получателя средств

6100Б

3012 Р/с получателя

10

6 В случае, если расчет производится через головные банки, то:

6.1 в головном банке А

3012

1201А

10

6.2 в национальном банке

3200А

3200Б

10

6.3 в головном банке Б

1201Б

3012

10

7 В случае, если расчет производится в пределах одного банка (его филиалов А и Б)

3012А

3012Б

10

Если платежное требование акцептовано плательщиком, но на его счете отсутствуют средства или их недостаточно для платежа, неоплаченное или частично оплаченное платежное требование помещается в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Оплата документов из этой картотеки осуществляется по мере поступления средств на текущий счет плательщика в законодательно установленной очередности.

Для оплаты платежных требований в порядке предварительного акцепта плательщик должен представить в банк-отправитель заявление на предварительный акцепт, где он указывает наименования бенефициаров, номера и даты заключенных договоров, по которым согласен произвести оплату без дополнительного подтверждения, и другую необходимую информацию. В свою очередь платежные требования, поступившие от бенефициара, должны содержать пометку об оплате с предварительным акцептом. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями с предварительным акцептом показана на рисунке 2.2.3.

Рис. 2.2.3 Схема расчетов платежным требованием с предварительным акцептом

1) отгрузка товаров и отсылка отгрузочных документов плательщику;

2) передача заявления на предварительный акцепт (до поступления платежного требования в банк-отправитель);

3) представление бенефициаром платежного требования в банк;

4) принятие платежного требования банком-исполнителем на инкассо и передача его в банк-отправитель;

5) списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк - получатель;

6) зачисление переведенных денежных средств на счет бенефициара и извещение его о переводе.

Преимущества расчетов платежными требованиями заключаются в том, что контроль за порядком их проведения осуществляется всеми участниками, включая банки. Обеспечивается строгая адресность доставки расчетных документов, так как они передаются для исполнения через банки. Основным недостатком, как и в рассмотренных ранее формах расчетов, является отсутствие гарантии платежа, поскольку на счете плательщика может не оказаться необходимой суммы средств. Кроме того, расчеты платежными требованиями довольно трудоемки, их документооборот включает больше этапов, чем документооборот при расчетах платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.

Чек это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести выплату указанной в нем суммы чекодержателю.

В Республике Беларусь для расчетов юридических лиц используются чеки из чековых книжек. Расчеты чеками относятся к гарантированным платежам, поэтому они осуществляется в два этапа: сначала плательщик получает чековую книжку на сумму предварительно депонированных средств, а затем осуществляется расчет чеком (рисунок 2.2.4).

Рис. 2.2.4 Схема расчетов чеками из чековой книжки

представление заявления-обязательства на получение чековой книжки;

выдача чековой книжки на сумму денежных средств, депонированных на счете специального режима.

передача товаров чекодателю;

прием чека из чековой книжки чекодержателем в уплату за товары;

передача чека в банк вместе с поручением-реестром;

принятие чека к оплате и отсылка его с поручением-реестром в банк чекодателя;

оплата чека со счета специального режима;

зачисление средств на счет чекодержателя и извещение его об оплате.

Срок действия чековой книжки составляет 1 год. По его истечении чекодатель должен сдать ее в банк (или по желанию - досрочно). Если при этом депонированная сумма чековой книжки использована не полностью, неизрасходованные денежные средства возвращаются клиенту. В случае, когда по истечении срока действия в чековой книжке остались неиспользованные чеки и на счете специального режима имеются денежные средства, по заявлению чекодателя срок действия чековой книжки может быть продлен банком еще на один год.

В течение срока действия чековой книжки она может пополняться банком по желанию чекодателя. Если при полном использовании чеков из чековой книжки по ней остается неиспользованный остаток, на этот остаток по просьбе клиента банк может выдать новую чековую книжку. Юридическому лицу при необходимости может быть выдано несколько чековых книжек на имя разных его представителей.

Основным достоинством расчетов чеками является гарантия платежа, достигаемая за счет предварительного депонирования денежных средств. К недостаткам можно отнести усложненный документооборот.

Пластиковая карточка - платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты и получать наличные денежные средства.

Расчеты банковскими пластиковыми карточками предполагают наличие определенной системы, в состав которой входят банки, иные участники, которые совместно осуществляют выпуск в обращение и операции с использованием платежных карточек. В составе системы выделяют ее владельца, банк-эмитент, банк-эквайер (проводит операции по обслуживанию карточек). Банк-эмитент является и банком-эквайером, но банк-эквайер не обязательно есть банк-эмитент.

Безналичные расчеты с использованием пластиковых карточек совершаются согласно договору, заключаемому банком с владельцем системы расчетов по установленным им стандартам и правилам.

Делись добром ;)