1.2 Функции и виды расчетно-кассового обслуживания в современных коммерческих банках
Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:
- организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
- организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
- оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Исходя из этих функций можно выделить от отдельные виды операций по расчетно-кассовому обслуживания клиентов банка, как физических, так и юридических лиц:
1. открытие и ведение банковских счетов в рублях и иностранной валюте;
2. безналичные переводы денежных средств, находящихся на счетах Клиентов;
3. срочное исполнение всех платежей, поступивших в Банк в течение операционного дня;
4. выдача наличных денежных средств;
5. пересчет и проверка денежной наличности;
6. доставка разменной монеты;
7. инкассация денежных средств и ценностей;
Банковские операции в рамках расчетно-кассового обслуживания осуществляются в наличной и безналичной формах.
Все банковские операции условно можно поделить на три блока: вспомогательный - виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение собственно платежных операций; основной - собственно платежные операции; дополнительный - сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка.
Для каждого вида операций по расчетно-кассовому обслуживанию заключается договор, в котором указан предмет договора, порядок оказания услуги, права и обязанности банка и клиента, тарифы, ответственности сторон и прочие условия договора.
Следует отметить особенности учета наличной иностранной валюты.
Операции в иностранной валюте учитывают на всех балансовых счетах, где может согласно Правилам и указаниям Нацбанка РК фиксироваться движение данной валюты. Синтетический учет операций в иностранной валюте ведут только в теньговом исчислении. Что касается аналитического учета, записи в его регистрах производят в двойной оценке: в разрезе видов валют и в теньговом эквиваленте по официальному курсу Нацбанка РК.
Клиентам банки открывают расчетные и текущие счета, а другим коммерческим банкам - корреспондентские счета.
При открытии расчетного (текущего) счета банк заключает с клиентом договор расчетно-кассового обслуживания, который предусматривает:
- ведение счета клиента, то есть зачисление на счет поступающих на имя клиента и от него самого денежных сумм, списание денежных средств по распоряжению клиента;
- расчетное обслуживание клиента;
- кассовое обслуживание клиента, то есть прием от него наличных денежных средств для зачисления их на банковский счет или списание со счета и выдача наличных денег клиенту.
Проведение безналичных расчетов и кассовое обслуживание клиентов осуществляются через расчетно-кассовые подразделения банков.
Для кассового обслуживания клиентов в банке создается кассовый узел - специально оборудованное помещение банка. Кассовый узел обеспечивает выдачу, прием, обработку и сохранность денежной наличности. Совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называют операционной кассой. В ее состав входят приходно-расходные, приходные и расходные кассы, кассы пересчета и размена денег, вечерние кассы. Для подкрепления операционных касс банк может получить в специальном подразделении банка - расчетно-кассовом отделении (РКО) - по денежному чеку наличные деньги, при этом соответствующая сумма списывается с корреспондентского счета банка в РКО. В свою очередь, выдача денег из касс банка осуществляется также на основе денежных чеков и расходных кассовых ордеров. [7, c.124]
Организации, имеющие наличную денежную выручку, ежевечерне инкассируют ее в учреждениях банка, где она зачисляется на их расчетный счет. При этом наличные деньги превращаются в безналичные. В кассе организация может иметь ограниченное количество наличных денег. Государство стремится ограничить налично-денежный оборот для юридических лиц в целях снижения издержек обращения, повышения эффективности национальной экономики и собираемости налогов, а также в других целях. Поэтому для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег в кассе. [8, c.37]
Лимит кассы организации определяется по согласованию с банком, осуществляющим кассовое обслуживание, при этом банкам вменяется в обязанность осуществлять контроль кассовой дисциплины клиента.
- Глава 1. Теоретические и организационные аспекты расчетно-кассового обслуживания в банках второго уровня
- 1.1 Понятие и сущность расчетно-кассового обслуживания в БВУ
- 1.2 Функции и виды расчетно-кассового обслуживания в современных коммерческих банках
- 1.3 Принципы организации и проведения расчетно-кассовых операций
- 2. Анализ системы расчетно-кассового обслуживания на примере АО «Евразийский банк»
- 2.1 Организация расчетно-кассовых операций в АО «Евразийский банк»
- 2.2 Валютно-обменные операции в АО «Евразийский банк»
- Тема 12. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка
- Тема 9. Расчетно-кассовое обслуживание в банке
- Тема 3. Организация расчетно–кассового обслуживания юридических лиц коммерческими банками
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- Тема 6. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка
- 32.1. Расчетно-кассовый центр Банка России
- Расчетно-кассовые операции банков
- Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка
- 4.4. Порядок кассового обслуживания банков