logo
Организация налично-денежного обращения Банком России

3.1 Налично-денежный оборот в Российской Федерации и его прогнозирование

Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения. К ней относятся:

расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;

выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещении по договорам страхования;

выдача кредитными организациями потребительского кредита;

оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;

платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать; уплата населением налогов в бюджет и др.

Ст. 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с их предпринимательской деятельностью. С участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счет этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Лимит устанавливается ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Лимит может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором с учреждениями банков.

Предприятия могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 3 рабочих дней.

По согласованию с обслуживающими учреждениями банков предприятия могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Прогнозирование наличного денежного оборота.

Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте.

Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов.

Основные этапы составления прогноза кассовых оборотов:

С целью равномерного использования кассовых ресурсов учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендий (по дням) на основании сведений предприятий.

Территориальные учреждения Банка России (ТУ БР) на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают в БР для свода в целом по РФ.

Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации налично-денежного обращения и соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Содержание прогноза кассовых оборотов по символам прихода и расхода соответствует номенклатуре символов Отчетов о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций.

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются РКЦ, в котором открыт корреспондентский счет кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.

РКЦ составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег.

Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала квартала сообщаются территориальным учреждениям Банка России, которые могут собирать прогнозы кассовых оборотов непосредственно от кредитных организаций, минуя РКЦ.

Прогнозируемые на предстоящий квартал обороты в целом по региону по приходу, расходу и эмиссионному результату в территориальные учреждения Банка России предоставляются ДЭКО Банка России за 3 дня до начала прогнозируемого квартала.

Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения учитывают при разработке мер по организации налично-денежного обращения в регионе, а также при составлении планов заказов наличных денег в резервные фонды РКЦ.