logo
Организация кредитования населения в коммерческих банках

1.1 Понятие, сущность и формы кредита

Кредитная политика банков предусматривает выдачу кредитов юридическим и физическим лицам.

Кредитование является одним из приоритетных направлений деятельности банков. Зачастую, кредиты, выдаваемые физическим лицам, называют потребительскими.

Потребительский кредит -- это кредит с рассрочкой платежа для приобретения потребительских товаров.

Кредит - это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заёмщику на условиях возвратности; чаще с выплатой заёмщиком процентов за пользование ссудой; разнообразные виды кредитов различаются по форме, срокам предоставления и выплаты процентов.

Кредит происходит от латинского «kreditum» (ссуда, долг). В то же время «kreditum» переводится как «верую», «доверяю».

В перспективе работа с физическими лицами будет представлять собой один из наиболее стабильных источников, как привлечения, так и использования денежных ресурсов банков. В нашей стране еще предстоит сформировать систему коммерческих банков, которые дадут развитие этому сектору банковского кредитования.

Поэтому деньги физических лиц становятся одним из важнейших элементов государственной экономики.

Во-первых, накопления физических лиц в банках и займов у банковской системы со стороны населения -- это реальные инвестиции в ряд направлений российской экономики.

Во-вторых, поведение населения порой определяет тенденции в экономике в целом и в банковском секторе в частности [14, с. 241].

В России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужд, на образование, кредиты индивидуальным частным предпринимателям, оказание услуг и на прочие потребности, имеющие целью их удовлетворение посредством необходимого дополнительного финансирования (на возвратных и платных основах). [12, с. 36]

Согласно определению, данному в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре потребительский кредит (от англ. «consumer credit», «purchase loan») -- это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. В Словаре-справочнике финансового менеджера, потребительский кредит определяется как розничная продажа товаров индивидуальным покупателям с предоставлением отсрочки платежа на определенную часть их стоимости.

Таким образом, это особая форма кредита, предоставляемая его получателям в виде отсрочки платежа за покупаемые ими потребительские товары и (или) оказываемые бытовые услуги.

Потребительский кредит служит средством удовлетворения различных потребительских нужд населения. Ссуды, которые предоставляются физическим лицам для предпринимательской деятельности, потребительскими не считаются.

При потребительском кредите заемщиком являются физические лица, а кредиторами - кредитные организации, а также предприятия и организации различных форм собственности. Потребительский кредит может предоставляться как в денежной, так и в товарной форме [28, с. 25].

В России в последние годы активно развивается кредитование населения через торговые организации. Покупатели нередко приобретают товары длительного пользования (холодильники, стиральные машины, компьютеры и др.) с рассрочкой платежа.

Кредиты, предоставляемые, по кредитным картам и овердрафт по текущим счетам также считают разновидностью потребительского кредитования, так как имеет место определенная рассрочка платежа в пользу физического лица -- владельца данного платежного средства. Если относить к потребительским ссудам все виды предоставления в той или иной форме денежных средств (или их суррогатов), способствующих замедлению расчетов при усилении товарооборота, то данный вид расчетов будет правомерно отнести к потребительским кредитам наравне с ломбардными ссудами, оплатой жилищно-коммунальных услуг и покупками в магазинах самообслуживания. Очевидно здесь также возникновение и третьего лица -- посредника в кредитных отношениях между банком (в котором открыт «карточный» счет клиента) и самим клиентом. Это может быть магазин, дилер производителя продукции и другие.

В целом потребительские кредиты рассматриваются банкирами в качестве прибыльных кредитов с "неприятными" процентными ставками. Это означает, что ставка по кредиту обычно значительно превышает стоимость привлеченных средств, но является чаще всего фиксированной величиной, не зависящей от изменения рыночных условий в течение срока кредитования (в отличие от процентных ставок предпринимательским фирмам).

Одна из основных причин высоких процентных ставок была выявлена с помощью ежегодно проводимого в федеральных резервных банках функционального анализа издержек (FCA). Согласно проведенному анализу потребительские кредиты являются наиболее дорогостоящими и рискованными видами вложений в расчете на 1 долл. кредитных ресурсов. Использование кредита в значительной степени зависит от уровня образования и доходов потребителей. Лица с более высокими доходами обычно больше пользуются заимствованными средствами.

Кредит выступает в качестве формы разрешения противоречий между накоплением временно свободных денежных средств у одних экономических субъектов и потребностью в них у других. Банковское кредитование как рабочий процесс, т.е. как определённые действия участников банковских кредитных операций, прежде всего банковских работников, - это совокупность отношений между банком как кредитором и его заёмщиком.

Фундаментальной основой кредитного отношения, его необходимым элементом можно полагать доверие между заёмщиком и кредитором. Первый должен верить, что банк вовремя предоставит кредит в необходимом размере и на нормальных условиях, а второй должен быть уверен, что заёмщик правильно использует кредит, в срок с уплатой причитающихся процентов возвратит ранее полученную сумму. Вместе с тем это один из тех случаев, когда следует четко придерживаться известного принципа: доверяй, но жёстко проверяй. В любом случае ясно, что доверие - это такой фактор кредитных отношений, в силу которых они не могут полностью базироваться на каких - либо формальных процедурах проверки [9, с. 186].

Банк, как посредник, аккумулирует временно свободные средства, формируя судный капитал, и предоставляет его во временное распоряжение тем лицам, которые испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов на определённых условиях.

Банковское кредитование населения осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность в области кредитных отношений.

К принципам банковского кредитования относятся:

срочность;

возвратность;

платность;

обеспеченность кредита;

целевое использование;

дифференцированный подход.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов.

1. Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количественные изменения во времени переходят в качественные.

2. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита.

Принцип возвратности исходит из того, что ссуда предоставляется на срок и должна быть возвращена заемщиком кредитору, а кредитором банком своему вкладчику, поскольку банки в большей степени ссужают привлеченные средства, то есть средства своих клиентов.

Срочность и возвратность кредитования обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и в конечном итоге они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату (правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому «золотое» банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.

3. Платность банковских ссуд означает внесение получателями кредита определенной платы за временное пользование для своих нужд денежными средствами. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это своего рода «цена» кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный расчет предприятий, побуждая их на увеличение собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования их на собственные и другие нужды.

4. Обеспеченность кредита снижает один из основных кредитных рисков - риск непогашения ссуды. Если бы не принимался во внимание этот принцип, то банковское дело превратилось бы в спекулятивное занятие, где высокий риск ведения операций привел бы к резкому росту процентных ставок. Чтобы обеспечить возврат ссуд, банки, как правило, требуют от своих клиентов материальных гарантий возврата ссуд.

Надо отметить, что решение проблемы обеспеченности кредита зависит от типа кредитования и от субъекта ссуды.

5. Принцип целевого использования кредитных средств вытекает из той роли, которую кредит играет в экономической жизни. Роль кредита измеряется активностью его воздействия на хозяйственную жизнь страны, способностью стимулировать достижения высоких конечных результатов всех звеньев экономики. Предоставляя ссуду, банк должен быть уверен, что кредитный ресурс будет использован эффективно и возвращен в срок. Учет цели использования ссуды позволяет точнее просчитать риск и доходность по ссуде.

6. Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем заёмщикам, которые в состоянии её своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитования, под которыми понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются посредством анализа их баланса на ликвидность, обеспеченность хозяйства собственными источниками, уровень рентабельности на текущий момент и в перспективе.

Степень кредитоспособности (или уровень кредитоспособности) клиента является показателем индивидуального или частного кредитного риска для банка, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной клиенту.

Все эти принципы взаимосвязаны. С принципом срочности возврата кредита очень тесно связаны два других принципа кредитования, такие как дифференцированность и обеспеченность.

Оценка кредитоспособности лиц, испрашивающих кредит, проводимая банками до заключения кредитных договоров, дает им возможность в определенной степени подстраховать себя от риска несвоевременного возврата кредита (и связанных с этим для банка убытков) и, следовательно, предвосхитить соблюдение принципа срочности кредитования. Дифференциация кредитования препятствует покрытию потерь и убытков за счет кредита и служит необходимым условием его нормального функционированного процента - это своего рода “цена” кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на коммерческий расчет предприятий, побуждая их к увеличению собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств.

Смысл этих принципов состоит в достижении действительно партнёрских отношений, объединяющих усилия кредитора и заёмщика, объективно равно заинтересованных в развитии национальной экономики, росте производительности труда и на этой основе получении большей прибыли, в достойном социальном обеспечении всех граждан, то есть тех отношений, которые 15 лет назад были декларативно провозглашены как центральная идея коммерциализации экономических связей между различными собственниками в России, но так пока и не сложились. На деле они приобрели совершенно иную форму, при которой каждая из сторон пыталась решить свои проблемы за счёт «партнёра».

В учебной литературе можно встретить примеры излишне расширенного толкования принципов кредитования. В их число включают, например, некие общеэкономические принципы, то есть такие, которые ни являются специфическими для кредитного дела. В других случаях к принципам пытаются причислить достаточно частные положения констатации самоочевидных вещей, которые никакой «принципиальной» нагрузки нести не могут [10, с. 160].

В различных странах действуют разные законы в области кредитования индивидуальных заёмщиков, однако их объединяет общая установка: ради повышения уровня жизни потребителей кредит должен быть доступен в необходимом объёме.