logo
Аккредитивная форма расчетов

Форма и этапы работы с аккредитивом

Основные параметры аккредитива:

1) Заявитель (приказодатель) и бенефициар;

2) Вид аккредитива;

3) Дата открытия и срок действия аккредитива, место истечения срока действия аккредитива;

4) Валюта и сумма аккредитива;

5) Банк-эмитент, а также при необходимости авизующий, подтверждающий, исполняющий банки;

6) Наименование товара (обычно указывается номер контракта, условия поставки);

7) Перечень документов, против которых производится платеж, и их параметры (количество копий или оригиналов, язык документов, наименование грузополучателя и грузоотправителя, место отгрузки и доставки товара, специфические параметры - например, чистый коносамент или страховой полис, покрывающий все риски; период отгрузки, срок представления документов с момента отгрузки и т.д.);

8) Рамбурсные инструкции - условия платежа (платеж против предъявления документов или по истечении определенного периода с даты представления документов; акцепт или негоциация тратт, смешанный платеж и т.д.);

9) Прочие условия (разрешены ли частные отгрузки и перегрузки по аккредитиву, указание за чей счет комиссии; ссылка на Унифицированные правила).

Виды акредитива по условиям платежа:

- аккредитив с платежом против предъявления документов: в этом случае банк, получивший полный комплект документов по аккредитиву, проверяет эти документы по внешним признакам в срок, не превышающий семи рабочих дней, после чего принимает решение об оплате или об отказе в оплате документов;

- аккредитив, предусматривающий акцепт тратт (срок платежа соответствует сроку оплаты векселя): разновидностью данного вида аккредитива является аккредитив с негоциацией тратт, отличие состоит в том, что негоциацию может произвести любой банк, и банк обязан вексель немедленно учесть;

- аккредитив с рассрочкой платежа: банк проверив документы по внешним признакам и приняв решение об их оплате, осуществляет платеж по аккредитиву в указанный срок - по истечении определенного периода после представления документов (через месяц, три месяца, полгода, и т.д.) или в определенную в аккредитиве дату;

- аккредитив с «красной оговоркой» предусматривает выплату аванса.

Основные этапы работы с аккредитивом:

1. Выставление аккредитива. По заявлению приказодателя и в соответствии с ним банк-эмитент выставляет аккредитив, т.е. передает его в подтверждающий/авизующий банк, используя систему корреспондентских счетов. При необходимости банк-эмитент обращается с просьбой к другому банку подтвердить аккредитив.

2. Внесение изменений в аккредитив. При необходимости в условия аккредитива могут быть внесены изменения: изменен перечень документов, продлен срок действия аккредитива и т.д.

3. Представление и оплата документов. Бенефициар формирует комплект документов. Документы должны быть представлены в исполняющий банк в месте истечения срока действия аккредитива до истечения этого срока. Банк проверяет документы по внешним признакам. Если представлены документы, не оговоренные в аккредитиве, банк их не рассматривает. При отсутствии расхождений в представленных документах с условиями аккредитива, документы оплачиваются в соответствии с условиями, оговоренными в аккредитиве. Если при проверке документов банком обнаружены расхождения, запрашивается банк-эмитент, который в свою очередь, запрашивает приказодателя о допустимости оплаты документов с расхождениями; в этом случае оплата возможна с разрешения приказодателя.

Оплаченные документы направляются приказодателю.

Положительные стороны аккредитива заключаются в первую очередь в том, что он дает гарантию сторонам по контракту (гарантия оплаты поставки для бенефициара, с одной стороны; гарантия для приказодателя, что денежные средства уйдут только после отгрузки - с другой). Использование аккредитива в схемах финансирования позволяет оптимизировать стоимость и структуру заемных средств для предприятий; поскольку существует обязательства банка оплатить товар, поставщик может предоставить покупателю товарный кредит, оговоренный в аккредитиве как рассрочка или отсрочка платежа. К отрицательным сторонам аккредитива относят сложность и относительную длительность расчетов, высокую стоимость по сравнению с другими формами расчетов.

Аккредитивная форма широко распространена за рубежом.

Аккредитив в пользу иностранных поставщиков выставляется банками с валютных счетов фирмы.

Если аккредитив выставляет российское предприятие при расчетах с иностранным поставщиком, то его учет ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». Это активный счет, сальдо его показывает сумму на которую открыты не оплаченные еще аккредитивы.

В развитие счета 55 «Специальные счета в банках» следует ввести такие субсчета:

55-1/1 «Аккредитивы внутри страны»

55-1/2 «Аккредитивы за границей»

55-2 «Чековые книжки».

Корреспонденция счетов при использовании аккредитивной формы расчета может быть следующей:

Дебет 55-1/1 «Аккредитивы внутри страны» Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - открытие аккредитива с рублевого или валютного счетов или за счет получения кредитов банков.

Дебет счетов 60-3 «Расчтеы с поставщиками и подрядчиками по авансам, выданным в валюте, 60-4 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте Кредит счета 55-1/2 «Аккредитивы за границей» - использование аккредитива при оплате задолженности российким или иностранным поставщикам.

Дебет счета 55-1/2 «Аккредитивы за границей» Кредит счета 91-3 «Курсовые разницы» - положительная курсовая разница, возникшая на субсчете 55-1/1 «Аккредитивы внутри страны».

Дебет счета 91-3 «Курсовые разницы» Кредит 55-1/2 «Аккредитивы за границей» - оотрицатедльная курсовая разница, возникающая при увеличении курса иностранной валюты.

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55-1 «Аккредитивы» - возврат неиспользованной суммы при закрытии аккредитива.

Аналитический учет расчетов по аккредитиву необходимо организовать в разрезе выставленных аккредитивов.