logo
Независимость Центрального банка – границы и проблемы

2.1 Проблема оценки независимости центральных банков

В настоящее время не существует единого общепринятого определения независимости ЦБ. Как правило, для описания независимости используется ряд характеристик органов денежно-кредитного регулирования. В частности, исследователем Дж. де Хааном (Haan, 1995) были выделены следующие критерии, которые могут использоваться для определения степени независимости центральных банков Трунин Павел Вячеславович. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров А.М. - М.:ИЭПП, 2012. - С.76. :

-наличие открыто объявленной цели денежной политики;

-порядок определения целей по инфляции, к достижению которых стремится центральный банк;

-источник правовых норм, на основании которых функционирует центральный банк;

-степень вмешательства правительства или иных органов власти в процесс принятия решений центральным банком;

-порядок назначения должностных лиц в центральном банке.

В настоящее время в экономической теории проводятся различия между несколькими разновидностями независимости ЦБ (Eijffinger, Haan,1996):

-независимость в постановке целей денежно-кредитной политики;

-операционная независимость;

-независимость в выборе инструментов денежно-кредитной политики.

Независимость в установлении целей денежно-кредитной политики представляет собой теоретическую концепцию самостоятельного определения целей денежно-кредитной политики центральным банком. Независимость в установлении целей подразумевает, что если конечная цель или группа целей денежно-кредитной политики четко не указана в законодательстве страны, то центральный банк должен иметь возможность самостоятельно устанавливать цели своей деятельности.

Операционная независимость означает, что центральный банк сам определяет перечень своих промежуточных и операционных задач, на которые он будет ориентироваться для достижения конечных целей денежно-кредитной политики. Можно предположить, что наделение центрального банка как правом независимого установления целей денежно-кредитной политики, так и операционной независимостью будет способствовать сужению возможностей склонного к проинфляционной политике правительства влиять на денежно-кредитную политику.

Независимость инструментов денежно-кредитной политики предполагает полную независимость ЦБ в выборе инструментов своей политики для достижения поставленных целей. Она означает заключение своеобразного соглашения между правительством (принципалом) и центральным банком (агентом) о делегировании органам денежно-кредитного регулирования полномочий по принятию оперативных решений в области денежно-кредитной политики.

Экономисты, которые рассматривали независимость центральных банков, например, Грилли (Grilli, 1991), ввели понятие политической независимости центрального банка, под которой понимается прежде всего независимая от правительства процедура назначения руководства центрального банка, а также автономное функционирование его менеджеров. В свою очередь, экономическая независимость определяется наличием возможности кредитования центральным банком правительства и вовлеченностью денежных властей в надзор за коммерческими банками. Заметим, что правовой статус ЦБ является только одним из элементов, определяющих его формальную независимость. Многие законы о центральных банках несовершенны и оставляют широкое поле для толкования, которое подчас может быть весьма произвольным.

В результате такие факторы, как традиции или персональные качества управляющего и других должностных лиц ЦБ, могут в значительной степени определять реальный уровень его независимости. Даже в том случае, если законодательство о центральном банке является достаточно подробным, практика может ему не соответствовать. Например, в Аргентине в соответствии с законодательством срок полномочий председателя ЦБ равен четырем годам, но при этом существует традиция, согласно которой управляющий ЦБ уходит в отставку, когда происходит смена всего правительства либо только министра финансов.

Вопросы, связанные с оценкой независимости центрального банка и анализом соотношения ее уровня с макроэкономическими показателями страны, достаточно подробно изучены в научной экономической литературе последнего десятилетия XX и начала XXI в. В основе таких исследований, как правило, лежит следующий типовой алгоритм Трунин Павел Вячеславович. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров А.М. - М.:ИЭПП, 2012. - С.84. :

1. Выделение набора переменных, описывающих факторы независимости ЦБ.

2. Определение перечня стран, центральные банки которых подлежат описанию на основе принятой системы переменных, а также временного

горизонта оценки.

3. На основе полученного описания ранжирование центральных банков по степени их независимости.

4. Сопоставление рангового списка центральных банков с макроэкономической статистикой стран, где они функционируют, для определения взаимного влияния степени независимости центральных банков и макроэкономических показателей.

Как правило, различные способы оценки независимости центральных банков сводятся к анализу следующих характеристик органов денежно-кредитного регулирования Трунин Павел Вячеславович. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров А.М. - М.:ИЭПП, 2012. - С.103. :

-процедура назначения на должность, увольнения с должности председателя ЦБ;

-срок полномочий управляющего центральным банком (председателя);

-участие центрального банка в финансировании бюджетного дефицита и технология разрешения конфликтов между центральным банком и исполнительной властью в вопросах денежно-кредитной политики;

-задачи центрального банка;

-ограничение полномочий центрального банка по кредитованию государственного сектора (ограничения объемов, сроков платежей по долговым обязательствам, процентных ставок и условий предоставления центральным банком кредитов государственному сектору).

Основным способом описания уровня независимости ЦБ являются так называемые индексы независимости, которые позволяют сравнивать органы денежно-кредитного регулирования различных стран по степени независимости. На основе приведенной выше классификации Алесина создал первый индекс независимости центрального банка (см. Alesina, 1988). В его состав входят переменные, описывающие независимость руководства центрального банка от правительства. Подобные индексы носят название «правовых» или «юридических» индексов независимости центрального банка, так как оценка их компонент проводится на основе анализа законодательства о центральном банке.

С середины 1990-х годов большое распространение получили также индекс Цукермана, GMT-индекс и индекс Эйффингера-Шалинга. Индекс Цукермана включает 16 переменных, отвечающих за определенные критерии независимости, объединенные в четыре группы: кадровая автономия, разработка денежно-кредитной политики, ее цели и ограничения на финансирование государственного бюджета. Каждая из 16 переменных может принимать значение от нуля (минимальный уровень независимости ЦБ) до единицы (максимальный уровень независимости). Конкретное значение определяется по таблице, построенной авторами. В соответствии с ней переменные принимают различные значения, определяемые тем, насколько центральный банк независим по данному критерию. GMT-индекс включает две компоненты, отражающие политическую и экономическую независимость центрального банка. Каждая из компонент, также представляющих собой индекс, состоит из бинарных переменных, которые могут принимать только два значения: «истина» (единица) и «ложь» (ноль). Таким образом, данный совокупный индекс независимости центрального банка представляет собой невзвешенную балльную систему. В настоящее время GMT-индекс является одним из наиболее используемых для оценки независимости ЦБ, поскольку для его расчета чаще всего имеется необходимая информация.

Оценка политической независимости в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях Лаврушин О.И Деньги, кредит, банки.  Под ред. Лаврушина О.И. 6-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2012. - С. 160.:

1) глава ЦБ назначается без вмешательства правительства;

2) глава ЦБ назначается на срок больший, чем 5 лет;

3) совет директоров ЦБ назначается без участия правительства;

4) совет директоров ЦБ руководит банком более 5 лет;

5) нет необходимости в обязательном присутствии представителей правительства в совете директоров банка;

6) отсутствие необходимости в одобрении правительством решений в области денежно-кредитной политики;

7) центральный банк по закону обязан стремиться к стабильности цен как одной из приоритетных целей;

8) имеются законодательные нормы, усиливающие позиции центрального банка в случае конфликта с правительством.

Экономическая независимость ЦБ в рамках GMT-индекса определяется оценкой операционной независимости центрального банка и основывается на следующих критериях:

1) не существует автоматической процедуры выдачи кредитов правительству;

2) если имеется возможность выдачи кредита правительству, то правительство может получить его лишь по рыночной ставке;

3) кредиты правительству выдаются на определенный срок;

4) кредиты, выдаваемые правительству, имеют ограниченный размер;

5) центральный банк не является участником первичного рынка государственного долга;

6) ЦБ самостоятельно устанавливает собственные процентные ставки (без согласования с правительством);

7) центральный банк не несет ответственности за надзор за банковским сектором (в этом случае ЦБ присваивает в рамках расчета GMT-

индекса 2 балла) или эта ответственность разделена с другим органом

государственной власти (присваивается 1 балл).

Индекс Эйффингера-Шалинга учитывает три фактора: независимость в определении ЦБ денежно-кредитной политики, присутствие представителей правительства в органах управления центральным банком и доля членов органов управления ЦБ, назначаемых правительством. Данный индекс принимает целочисленные значения от 1 до 5 в зависимости от того, сколько условий выполняется.