Национальный банк РК и его место и роль в банковской системе

дипломная работа

1.2 Место и роль Национального банка в банковской системе Казахстана

Новые реформы банковской системы республики с, каждым годом более четко определяют функции и деятельность банков.

Национальный банк РК почти полностью отказался от практики направленных и субсидированных кредитов и стал предоставлять централизованные кредиты банкам через систему кредитных аукционов, что способствовало возникновению и развитию конкуренции между банками.

В то же время Национальный банк Республики Казахстан в 1995 году проводил политику укрупнения банков, сокращения количества мелких акционерных, кооперативных и частных банков, о чем свидетельствует практика установления уровней минимального размера уставного фонда банков.

Обязательным условием, необходимым для обеспечения эффективной деятельности банковской системы в рыночных условиях, является развитие правовой основы, системы регулирования и контроля.

Институциональные преобразования в банковской системе Республики Казахстан сопровождались ликвидацией о банкротившихся коммерческих банков, закрытием малых частных банков, а также укрупнением банков при соединении уставных капиталов. Изменения в банковской сфере за этот период происходили по формированию и объему уставного фонда. На конец 1995 года банков фактическому уставному фонду до 20 млн. тенге было 69, а на конец 1996 года число их снизилось до 33 банков. В свою очередь, крупные банки, оставались на уровне. Но в последующие годы сокращение числа коммерческих банков продолжалось. Результаты реформирования банковской системы привели к концу 2001 года к резкому уменьшению количества банков в Казахстане. В данное время действуют 32 банка

В функциональном отношении за последние годы банки стали расширять свои операции так по традиционным, так и не традиционным услугам. Многие банки, получив лицензию Национального банка РК, занимаются операциями с ценными государственными бумагами, развивают современные расчетные операции с внедрением в оборот векселей, нот Национального банка страны, пластиковых карточек, электронных переводов.

В правовом отношении банковская система Республики Казахстан в 1995 году укрепляется новыми законодательными актами государства и нормативными положениями. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О национальном Банке Республики Казахстан» (30 марта 1995 года) и Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности Республике Казахстан» (31 августа 1995 года). Утвержденные после пересмотра и дополнения эти акты, завершили в целом создание фундаментальной правовой и экономической основы банков в Казахстане, выделив статус Национального банка государства. Национального банка Республики Казахстан, и банков второго уровня.

Таким образом, банковская система Казахстана в определенной степени за прошедшие первые пять-шесть лет была сконструирована по стандартам и модели, существующих в мировой практике, стала отвечать основным принципам рыночной экономики. Вместе с тем, совершенствование правовых, организационных основ банков продолжается в Республике, и это связано со многими факторами внутреннего и внешнего характера.

При дальнейшем качественном преобразовании в банковском деле республике важными остаются принципы руководства в банковской системе, ведущая роль Национального банка Казахстана, как главного финансового института, эффективность принятия и исполнения законодательных и нормативных положений об обеспечении кредита, регулировании страховой деятельности, о неплатежеспособности и кредитоспособности.

Регулирование деятельности ориентированных на рынок банков и надзор за ней является обеспечением эффективного руководства банками, своевременным решением задач, с которыми сталкиваются банки, стимулированием банков к ведению эффективной деятельности и ликвидации неплатежеспособных банков.

Хорошая система регулирования и контроля на правовой нормативной базе выступает основой, ориентированной на рынок частной и хорошо управляемой банковской системы. Установив рамки конкуренции банков, система регулирования банковской деятельности в республике будет обеспечивать добросовестную конкуренцию и процветание наиболее эффективных банков. В свою очередь, контроль за деятельностью банков обеспечивает соблюдение банками правил, регламентирующих их деятельность, и стимулирует эффективное руководство [14, c. 192].

Поэтому, наиболее эффективные банки должны быть заинтересованы в создании хорошей системы регулирования их деятельности, а также в создании такого положения, при котором надзор Национального банка Республики Казахстан в состоянии обеспечить соблюдение банками соответствующих норм и правил.

Образование банка в республике происходит на основании учредительного договора и перечня документов согласно законодательства о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан. При создании банка особое внимание обращается на такие стороны, как: организационно-правовая форма и формы собственности; принципы образования и использования фондов банка; порядок принятия решения органами управления банка и т.д.

Национальный банк Казахстана является центральным банком республики и представляет собой верхний уровень ныне действующей банковской системы республики Казахстан.

Он представляет и защищает интересы РК в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Изменения в характере деятельности банков верхнего и второго уровней потребовало правового урегулирования.

Правовой основой, на которой строит и осуществляет свою деятельность Национальный банк республики является Конституция Республики Казахстан

Основными нормативными актами, регулирующими банковскую деятельность в Казахстане являются: Указы Президента (имеющие силу закона) «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан и ряд других законов республики международные договора и соглашения, которые в настоящее время как принятые для руководства, действуют в Республике.

В соответствии со статьей 1 Законодательного акта о Национальном Банке это учреждение является главным банком Казахстана и находится в его собственности. Правовой статус банка имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством, с другой - он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Казахстана.

Таким образом, Банк Казахстана имеет двойственную правовую природу.

Национальный Банк одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом осуществляющим хозяйственную деятельность.

Осуществление Национальным Банком Казахстана хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно контрольных полномочий не совершается независимо друг от друга.

Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли, он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются Национальным Банком в рамках общей государственной деятельности банка.

Управление денежно-кредитной системой Казахстана Национальный Банк осуществляет двумя способами:

- с помощью властных предписаний;

- экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками

Главной особенностью правового положения Национального Банка в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено одной и той же цели и задачам - управлению кредитной системой.

Административные функции Национального Банка можно условно разделить на:

организаторскую (организация и управление денежным обращением)

функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Национальный Банк издает нормативные акты, то есть, нормативно-творческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Организация денежного обращения заключается в производстве денежной эмиссии, организации обращения денег и изъятия их из обращения, издание нормативных актов по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранении и инкассации наличных денег, управлении денежным обращением экономическими методами [11, c. 201].

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляет основное содержание деятельности Национального Банка. Это не является особенностью деятельности Национального Банка Казахстана. Национальный Банк любого современного государства с рыночной экономикой вынужден решать те же вопросы.

Ни одно государство не отказывается от контроля за деятельностью кредитных учреждений, усматривая в ней своеобразный личный интерес, заключающийся в создании условий для нормального осуществления гражданского оборота.

Законодатель обязан защитить вкладчиков банков не только от расточительства со стороны банкира по отношению к суммам, которые они ему доверили, но также и от не вполне грамотного управления банком.

Неэффективное управление банком может угрожать его ликвидности, а значит, привести к невозможности для клиентов истребовать вложенные ими средства в случае необходимости или при наступлении определенного срока. В соответствии с законом, Национальный Банк решает указанную задачу следующим образом:

- во-первых, путем проверки законности и целесообразности создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций;

- во-вторых, путем установления кредитным учреждениям экономических нормативов, издания нормативных актов, регулирующих их деятельность;

- в-третьих, путем осуществления непосредственного контроля деятельности кредитных учреждений за законностью их операций.

В соответствии с Указом «О Национальном банке РК» Национальный банк республики в процессе осуществления надзора может назначать проверки.

Если в результате проверок будут выявлены нарушения банковского законодательства, Национальный банк выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Банк законодательно вправе требовать от них представления отчетности, балансов, справок.

В случае нарушения законодательства, неисполнение предписаний главного банка страны об устранении выявленных им ранее нарушений Национальный банк требует от учредителей кредитного учреждения:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка;

замены руководства банка;

ликвидации банка;

отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Выполнение абсолютно всех административных полномочий управлению кредитной системой законодательно возложено только Национальный банк Казахстана.

Законодательство предоставило Национальному банку право давать нормативные акты, обязательные для исполнения лицами, к которым они адресованы. Это инструкции, положения, письма, телеграммы.

Активная денежно-кредитная политика Национального банка Казахстана, начиная с 2000 года направлена на достижение макроэкономической стабильности, развитее сектора финансовых услуг, создание новых систем в сфере платежей, страхования. Разработанная денежно- кредитная политика Национального банка РК на 2007-2008 г выступает целевым ориентиром для всей банковской системы [9, c. 244].

Делись добром ;)