logo
Национальные системы подготовки страховых кадров

1.1 Нормативно правовые акты в сфере национального страхования

Основным документом на начальном этапе становления страхования в постсоветское время, регулирующим правовые взаимоотношения в области страхования, был Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "О страховании" С принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г, а именно главы 48 "Страхование", произошло окончательное оформление и становление законодательной базы страхового дела, был завершен первый этап ее формирования в условиях построения рыночной экономики. Фактически в Российской Федерации была заложена законодательная основа национального страхования

Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 1361-р была одобрена Концепция развития страхования в Российской Федерации (далее - Концепция). Она была написана с учетом анализа деятельности страхования за прошедшее время и действующего законодательства в области страхового дела. Концепция уточнила роль страхования в решении социально-экономических задач государства, т.к. не все задачи, определенные Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1139 "Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах", удалось решить. А именно такие задачи, как повышение уровня капитализации страховых организаций, развитие национального перестраховочного рынка, страхование крупных рисков без значительного участия иностранных страховых компаний и необоснованного оттока страховых премий за границу. А также в Концепции говорилось, что из-за недостатка средств компенсация убытков зачастую происходила избирательно, что подрывало доверие к страховщикам и к страхованию в целом. Поэтому законодательное закрепление требования к повышению величины уставного капитала, контроль и надзор за платежеспособностью, финансовой устойчивостью остались актуальными и для новой концепции. Принятие законодательных мер, направленных на увеличение уставного капитала, должно было обеспечить выполнение страховщиками всех взятых на себя обязательств и позволить российским страховщикам конкурировать на международном рынке страхования. К тому же финансовую устойчивость страховщика Концепция дополнительно вновь связала с необходимостью разработки законодательных мер по стимулированию сострахования и перестрахования. Так как из-за финансовых трудностей многие страховые организации не могли осуществлять страхование крупных рисков, но, передав часть рисков перестраховщику, смогли бы гарантировать выполнение своих обязательств.

Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 1361-р была одобрена Концепция развития страхования в Российской Федерации. Настоящая Концепция направлена на создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. Она была написана с учетом анализа деятельности страхования за прошедшее время и действующего законодательства в области страхового дела. Концепция уточнила роль страхования в решении социально-экономических задач государства, т.к. не все задачи, определенные Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1139 "Об Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах", удалось решить. А именно такие задачи, как повышение уровня капитализации страховых организаций, развитие национального перестраховочного рынка, страхование крупных рисков без значительного участия иностранных страховых компаний и необоснованного оттока страховых премий за границу. А также в Концепции говорилось, что из-за недостатка средств компенсация убытков зачастую происходила избирательно, что подрывало доверие к страховщикам и к страхованию в целом. Поэтому законодательное закрепление требования к повышению величины уставного капитала, контроль и надзор за платежеспособностью, финансовой устойчивостью остались актуальными и для новой концепции. Принятие законодательных мер, направленных на увеличение уставного капитала, должно было обеспечить выполнение страховщиками всех взятых на себя обязательств и позволить российским страховщикам конкурировать на международном рынке страхования. К тому же финансовую устойчивость страховщика Концепция дополнительно вновь связала с необходимостью разработки законодательных мер по стимулированию сострахования и перестрахования. Так как из-за финансовых трудностей многие страховые организации не могли осуществлять страхование крупных рисков, но, передав часть рисков перестраховщику, смогли бы гарантировать выполнение своих обязательств.

Дальнейшее направление развития страховой системы России должен был определить разработанный к 2007 г. проект "Стратегии развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 годы", но он не был утвержден. Это было, наверное, связано с тем, что требование предыдущих документов еще не было до конца отражено законодателем в принятых нормативно-правовых документах, а по принятым законам еще невозможно было разглядеть результат. Поэтому четко и правильно выработать новые стратегические рекомендации по развитию страхования было трудно. Но правовая работа по текущему совершенствованию законодательства продолжалась. Для улучшения качества и организации работы обществ взаимного страхования под контроль Закона РФ N 4015-1 ставилась профессиональная подготовка их руководителей. Это был последний участник страхового дела, на чью квалификацию законодатель долго не обращал внимание. Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в статью 32.1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <10> внес изменения в Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", дополнив его новыми требованиями к руководителям обществ взаимного страхования, указав им на то, что они обязаны иметь высшее образование, подтвержденное документом, а также стаж работы в страховом деле и (или) в сфере финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер обществ взаимного страхования обязан иметь высшее образование, подтвержденное документом, а также стаж работы по экономической специальности или на должности, требующей знаний бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховом деле