logo
Кредитование частных клиентов в банках: направления развития и совершенствования

Введение

Кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности. Он может иметь товарную и денежную форму. Кредит в товарной форме предполагает передачу во временное пользование стоимости в виде конкретной вещи. Первоначально кредит представлялся именно в товарной форме (зерно, скот и т.д.). С развитием обмена появилась денежная форма кредита. Сущность кредита проявляется в широком многообразии кредитных отношений, зависящих от степени развития товарно-денежных отношений.

Развитие банковской деятельности теснейшим образом связано именно с развитием кредитных отношений. Кредитные отношения - это отношения, складывающиеся между кредитором и заемщиком по поводу сделки ссуды, т.е. передачи денег или материальных ценностей на условиях возврата в определенный срок и как правило, с уплатой ссудного процента.

Актуальность выбранной темы работы объясняется ролью, которую играют кредитные операции. Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов. В то же время со структурой и качеством кредитного портфеля связаны основные риски, которым подвергается банк в процессе своей деятельности. В связи с этим тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, за способностью погасить кредит являются одной из основополагающих составляющих финансового благополучия банка.

На сегодняшний день достаточно много литературы, которая рассматривает проблемы банковского кредитования, однако кредитование частных лиц рассматривается лишь в отдельных статьях и брошюрах, имеющих скорее обзорный характер. Между тем, кредитование физических лиц на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся видов банковской деятельности. До последнего времени банки неохотно оказывали такие услуги из-за высоких рисков. Теперь же они перестали быть чем-то экстраординарным. Это стало возможным вследствие стабилизации экономического положения страны, унификации законодательства и обострения конкуренции в других направлениях размещения банковских ресурсов. Расширение масштабов кредитования физических лиц российскими банками требует обобщения отечественного опыта, выявления специфики и системного изложения вопросов теории и практики данного вида банковской деятельности.

Целью данной работы является анализ развития форм кредитования частных лиц на примере конкретного коммерческого банка.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

изучить теоретические основы организации кредитования частных клиентов коммерческими банками;

провести анализ кредитования частных клиентов в коммерческом банке ОАО "ОТП-Банк";

выявить проблемы в организации кредитования частных клиентов в ОАО "ОТП-Банк" и определить направления совершенствования кредитования физических лиц.

Предметом изучения является кредитование частных клиентов в Российской Федерации, а объектом - коммерческий банк ОАО "ОТП-Банк".

Информационной базой работы является специальная и учебная литература, нормативно-правовые документы, данные отчетности банка, статистические данные, ресурсы Интернет.

При написании работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, коэффициентный анализ.