logo
Кредитование малого бизнеса (по материалам Читинского отделения Сбербанка России №8600)

1.2 Понятие и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса

Кредитование представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности.

Одна из форм государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого бизнеса. Средства из государственного бюджета могут передаваться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о Федеральном бюджете.

Нормы о бюджетном кредитовании содержатся в БК РФ. В ст.69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст.6 БК РФ, бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита не могут быть индивидуальные предприниматели.

Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100% предоставляемого кредита. При этом обеспечение должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. При заключении кредитного договора применяется процентная ставка, установленная Федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий год.

Нормы о кредитовании малого бизнеса содержатся и в Законе №88-ФЗ. Однако там речь идет о льготном кредитовании. Согласно ст. 11 Закона №88-ФЗ кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого бизнеса. Но при этом источником финансирования являются бюджетные средства, которые должны быть направлены на поддержку определенных проектов.

Недостатком системы предоставления кредитов через фонды является ее громоздкость. Фонды применяют достаточно сложные процедуры отбора, экспертизы и кредитования проектов, предъявляют традиционные для коммерческих банков требования к условиям и срокам возврата кредитов их обеспечению и гарантиям. Создаются такие условия, что льготный кредит получить практически невозможно. Вследствие этого лишь незначительное количество малых предприятий получают такую помощь.

Несмотря на имеющиеся издержки, все же финансирование через фонды для малых предприятий более выгодно по сравнению с другими кредитными учреждениями. Это выражается в более продолжительном сроке кредитования, пониженном проценте ставок по кредитам, предоставлении бесплатного консультирования конечным заемщикам и др. Таким образом, трудности получения кредитов от фондов компенсируются их дешевизной.

Следующей формой бюджетного кредитования малого бизнеса является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом Кодексе РФ (НК РФ). Согласно ст.66 первой части НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет.

Малое предприятие имеет право на инвестиционный налоговый кредит в следующих случаях:

при проведении этой фирмой научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ;

технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

при осуществлении этой фирмой внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создании новых или совершенствовании применяемых технологий, создании новых видов сырья или материалов;

в том случае, если эта фирма выполняет особенно важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особенно важные услуги населению.

Малое предприятие, получившее ИНК, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об ИНК. При этом уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период, до тех пор пока сумма, не уплаченная фирмой в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме кредита, указанной в соответствующем договоре.

Помимо инвестиционного налогового кредита НК РФ предусматривает возможность получения предпринимательскими фирмами, в том числе и малыми предприятиями, налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться в следующих случаях:

-при причинении фирме ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или «иных обстоятельств непреодолимой силы»;

-при задержке фирме финансирования из бюджета или оплаты выполненного этой фирмой государственного заказа;

-при угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты ею налога.

В случае предоставления налогового кредита по первым двум основаниям проценты на сумму кредита не начисляются. Если же кредит предоставлен по последнему основанию, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период предоставления налогового кредита.

Субъекты малого предпринимательства могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента от 08.07.1994 №1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета (в ред. от 13.04.1996). Согласно данному указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности для следующих целей:

на проведение структурной перестройки производства;

для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов;

на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.

Что касается ссуды для проведения структурной перестройки производства, то ее получение осложняется необходимостью предоставления банковской гарантии о возврате ссуды.

Следующая форма бюджетного финансирования малого предпринимательства - государственные и муниципальные гарантий.

Главный недостаток государственного финансирования малого бизнеса в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реально функционирующих малых предприятий. Выборочное финансирование прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшее стимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществление государственной поддержки в форме гарантированного кредита.

Выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства также, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является достаточно рискованным проектом для организаций, предоставляющих кредиты. Поэтому данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеет несомненные преимущества. Государственные и муниципальные гарантии - это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов.

Согласно ст. 115 БК РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование - гарант - дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Предоставление субъектам малого предпринимательства (МП) государственных гарантий предусмотрено постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 №1470 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета - развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» (в ред. от 03.09.1998). В данном постановлении предусмотрены льготы для субъектов МП, участвующих в конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ.

В мировой практике гарантии, предоставляемые аналогичным организациям, как правило, варьируют в пределах 75-90%. Неполное покрытие суммы кредита повышает ответственность банка, а также самого субъекта МП, «дополняющего» сумму гарантий своим имуществом. Выдача стопроцентных гарантий сделала бы нерациональным проведение кредитора, поскольку в этом случае выбирались бы проекты без тщательного учета рисков и уровня их окупаемости.

Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что в российском законодательстве уже есть немало норм, предусматривающих предоставление субъектам МП бюджетного финансирования. Вместе с тем необходим еще ряд мер, направленных на развитие и совершенствование форм финансово-кредитной политики малого предпринимательства.

Банковское кредитование малого бизнеса.

Одна из основных функций банковской системы состоит в финансировании потребностей реального сектора экономики. Процентная политика коммерческих банков должна быть такой, чтобы кредиты были экономически выгодными как для банков, так и конечных заемщиков.

В условиях кризиса и отсутствия возможностей получения дохода от операций на финансовых рынках операции по кредитованию, особенно малого предпринимательства, становятся наиболее привлекательными для банков. В связи с этим Сбербанком РФ рассматриваются вопросы о создании кредитных бюро, в которых аккумулируется информация о финансовом состоянии заемщиков и их кредитной истории.

Банком России в настоящее время разрабатываются новые механизмы рефинансирования банков, активно работающих с реальным сектором экономики. Изучаются возможности разработки системы мер по формированию рынка краткосрочных и долгосрочных обязательств, эмитируемых предприятиями реального сектора экономики, и практического использования, учета и переучета этих обязательств.

Наконец, перспективным направлением являются также программы ипотечного кредитования населения, которые могли бы проводиться банками, активно работающими с населением и прежде всего Сбербанком России.

Поддержку малого бизнеса Сбербанк России может осуществлять посредством реализации кредитной политики.

Основой кредитной политики коммерческих банков остается краткосрочное кредитование. При этом более высокая кредитная активность банков, имеющих большой оплаченный уставной фонд.

Долгосрочные же кредиты предоставляют в основном те банки, которые уже давно и постоянно работают с реальным сектором экономики.

Сбербанк обладает большими кредитными ресурсами по сравнению с другими банками города, так как Сбербанк является основной кредитной организацией по привлечению денежных средств населения города.

Сложившаяся в России экономическая ситуация требует расширения и углубления финансовых связей банковского и промышленного сектора. Это может выражаться в совместном использовании финансовых ресурсов, объединений капиталов, создании благоприятных условий осуществления взаимовыгодной экономической деятельности, снятия взаимных барьеров. Соответственно, увеличивается нагрузка на российскую банковскую систему, поскольку темпы роста производства и инвестиций в малый бизнес все больше зависит от притока банковских кредитов.

Именно кредитование наряду с принятием депозитов и осуществлением расчетов является одной из базовых функций банковской системы, от эффективности выполнения которой прямо зависит состояние экономики страны.

Банковское кредитование осуществляется в различных правовых формах: кредиты, включая межбанковские; приобретение (учет) векселей; выплаты по банковским гарантиям; финансирование под уступку денежного требования (факторинг) и т.д.

Привлечение денежных средств физических и юридических лиц, в том числе и субъектов МП, в качестве основной деятельности может осуществлять помимо банков целый ряд организаций: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, общества взаимного кредитования, общества взаимного страхования и т.д. Деятельность этих организаций не является банковской, поскольку отношения, возникающие при привлечении ими денежных средств, не являются отношениями по банковскому вкладу и банковскому счету. Более того, для каждой из вышеуказанной организации устанавливается отдельный правовой режим деятельности.

Таким образом, можно выделить следующие основные критерии разграничения банковского и небанковского кредитования:

источник размещаемых денежных средств, о которых было сказано выше;

в банковском кредитовании в качестве кредитора выступает специальный субъект - банк;

размещение средств при банковском кредитовании осуществляется на принципах возвратности, платности и срочности. При небанковском кредитовании принцип платности может отсутствовать;

предметом банковского кредитования могут являться только денежные средства. При небанковском кредитовании предметом могут быть и вещи, определенные родовыми признаками (например, товарный кредит);

при кредитовании банк размещает денежные средства от своего имени и за свой счет. Небанковское кредитование может осуществляться от имени и за счет клиента банка, например, осуществляемое в рамках профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

при банковском кредитовании наряду с частными присутствуют и публичные интересы (например, в виде установления экономических нормативов). Небанковское кредитование, за исключением тех его видов, для которых устанавливаются специальные правовые режимы, в основном регулируется нормами частного права (например, заем, товарный и коммерческий кредит);

-банковское кредитование может быть только прямым, т.е. оно предполагает обязательно фактическую выдачу (перечисление) денежных средств. Небанковское кредитование может быть и косвенным, например коммерческое кредитование.

Исходя из вышесказанного, можно провести четкую грань между банковским и небанковским кредитованием малого бизнеса.

В экономической системе страны особенно важную роль играют региональные банки. Именно региональные банки являются теми самыми кредитными организациями, которые в настоящее время кропотливо работают с нарождающимся малым и средним бизнесом.

Кредитование малого бизнеса представляет интерес для территориальных банков, поскольку в этой сфере лежит потенциал развития банковской системы.

Проблема состоит в том, что кредитной организации сам кредит, даже при условии субсидирования и гарантирования, не всегда выгодно предоставлять. Действительно, сейчас банковская система более стабилизировалась, наблюдается рост кредитов реальному сектору, значительно увеличилась доля активов, предоставленная вкладам юридических лиц. Но при всем при этом для банка заниматься крупномасштабным финансированием малого бизнеса без определенных действий для минимизации риска довольно сложно, поскольку издержки, которые он может понести, слишком велики.

С одной стороны, размеры заемщика для банка вроде не имеют определенного значения. И все же, чем крупнее компания, бизнес которой оценивается стабильным, у банка появляется больше возможностей для подбора инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Этот выбор может включать от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к покупателям и заказчикам. Соответственно, чем меньше компания, тем меньше возможностей для выбора адекватного покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и окружающую его бизнес-среду, и тем с большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов.

Такой подход характеризует стратегию индивидуальной работы с каждым заемщиком. Это трудоемкая работа требует от банковских работников специальных и разносторонних знаний в различных отраслях, а так же возможного привлечения консультантов.

Затраты на подобную индивидуальную работу либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес либо, будучи переложенными на заемщика кредитный проект, в котором он был заинтересован. В данном случае для клиента альтернативой будет поиск либо специализированного банка, понимающего его бизнес и располагающего возможностями найти инструменты для покрытия рисков, либо ресурсов вне банковской системы среди лиц, готовых разделить его риски.

Иногда бывает ситуация, когда малому бизнесу проще получить кредит через банковские услуги кредитования физических лиц и потребительского кредитования.

Главная причина этого -- сложность и медленность оформления банками кредитов для юридических лиц. Можно выделить три критерия продукта для малого бизнеса: цена, простота оформления и скорость получения. Причем, чтобы они удовлетворялись в равных долях. Услуга банка, которая предоставляется в кратчайшие сроки, при минимуме оформляемых бумаг со стороны клиента, имеет больший успех даже при высокой процентной ставке. Однако банки несут значительные риски, связанные с кредитованием малого бизнеса, и вынуждены «замораживать» часть средств в фондах обязательного резервирования.

В первую очередь это результат отсутствия единых банковских информационных баз кредитоспособности клиентов, а также необеспеченность ссуд, предоставляемых малому бизнесу (согласно нормативным актам обеспечением ссуды является залог, который представители малого бизнеса часто не в состоянии предоставить, в то время как поручительство физического лица обеспечением не является и на суммы создаваемых банком резервов не влияет).

Проблемой в обеспечении кредита остается отсутствие или недостаточность стартового капитала предприятий малого бизнеса.

Сегодня востребованы такие ссудные операции как факторинг, вексельное кредитование. Такие операции позволяют значительно ускорить оборачиваемость средств в расчетах, дают возможность увеличивать оборотные средства. Данные механизмы начали активно использоваться региональными банками, необходимы они как для малого, так и для среднего бизнеса.

Таким образом, по развитию малого предпринимательства необходимо решить две тесно увязанные проблемы: развитие малого предпринимательства и увеличение числа коммерческих банков, кредитующих региональный бизнес. Необходимо создание в регионах эффективной банковской системы, которая способна выступать в качестве партнера малого бизнеса. Необходима также программа обучения персонала кредитных организаций по работе с малыми предприятиями. Только конкретные меры будут способствовать усилению роли банков в кредитовании малого бизнеса.