ВВЕДЕНИЕ
Кредитование малого бизнеса - динамично развивающееся, и, в то же время, наиболее сложное направление в кредитовании юридических лиц.
Проблемы продиктованы слабой кредитной грамотностью самих предпринимателей. Многие из них не представляют всего спектра кредитных продуктов, предлагаемых банком малому бизнесу.
Десять лет назад малый бизнес России имел вид челночно-вещевой и сигаретно-киосковый. Сейчас небольшие предприятия занимаются строительством, инновационными технологиями, открывают кафе, бутики известных марок, салоны красоты и юридические консультации. Процесс и переход на качественно новый уровень налицо. Но и трудностей по прежнему много. Одна из вечных проблем - деньги.
Малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. малый бизнес наряду с которым стоит и средний бизнес, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Население нашей страны все больше и больше заинтересовывается данным видом деятельности.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (доходы) законным путем. Малым бизнесом признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, к критериям малого предпринимательства относятся средняя численность работников, объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и другие. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году, в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
Рыночная экономика, несмотря на многие ее положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многие другие актуальные проблемы.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткий срок.
Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность финансовых ресурсов. Капитал необходим на стадии организации и открытия дела (основной капитал), а в дальнейшем - для финансирования и осуществления текущей деятельности (оборотный капитал). Самый простой и надежный источник - собственные средства. К ним относятся прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций (для акционерных обществ), активов предприятия, также дебиторская задолженность. Но если собственных ресурсов оказывается недостаточно, то существенную помощь могут оказать банки. Целью взаимоотношения является предоставление необходимых средств для расширенного воспроизводства экономики в целом и каждого отдельного объекта малого бизнеса, в частности. Развитие малого бизнеса тесно связано с деятельностью различных видов банков: коммерческих, инвестиционных, банков развития, ипотечных, муниципальных и банков с участием иностранного капитала.
В данной работе будут рассмотрены финансово-кредитные механизмы малого бизнеса посредством кредитования, отражены практические аспекты кредитования малого бизнеса, проведен анализ конкретного кредитования по материалам Читинского отделения СБ РФ №8600.
Объектом исследования в представленной работе является Читинское отделение Сберегательного банка РФ №8600, оказывающий кредитные услуги малому бизнесу. В качестве отдельного объекта анализа послужил также субъект малого предпринимательства - Индивидуальный предприниматель Петрова Н.Г.
Цель исследования - изучение состояния и перспектив развития сферы финансовых услуг, предоставляемых малому и микробизнесу коммерческими банками.
Задачи, которые предстоит решить:
-рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и значение в экономике;
- определить критерии кредитоспособности заемщика и рассмотреть методы оценки кредитоспособности заемщика;
охарактеризовать процесс кредитования и формирования кредитного досье;
на примере Читинского ОСБ №8600 провести оценку кредитоспособности заемщика;
рассмотреть основные проблемы, связанные с кредитованием малого бизнеса в России и за рубежом.
При подготовке данной работы были использованы труды таких авторов, как Лапуста М.Г., Игнатьев A.M., Ковалева A.M., Печникова А.В. и др. При изучении и анализе мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса использованы нормативно-правовые акты РФ, ЦБ, инструктивный материал ЦБ и Сбербанка РФ и др.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПОСРЕДСТВОМ КРЕДИТОВАНИЯ
- 1.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике
- 1.2 Понятие и виды кредитования малого предпринимательства. Банковское кредитование малого бизнеса
- 1.3 Понятие и критерии кредитоспособности заемщика
- 1.4 Методы оценки кредитоспособности заемщика