logo
Контроль в системе управления филиалом ЗАО "Банк Русский Стандарт"

1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации

Основываясь на исследования разных учёных и экономистов в области внутреннего контроля в коммерческих банках попробуем представить классификацию внутрибанковских контрольных действий (таблица 1.5).

Таблица 1.5 - Классификация видов внутреннего контроля в коммерческом банке

Направления

Виды контроля

в зависимости от специфики решаемых задач

-административный;

-бухгалтерский;

-финансовый;

-правовой

-технологический;

-управленческий;

-специальный;

в зависимости от объемов и полноты охвата контролем

-полный или частичный;

-комплексный или тематический;

-сплошной или выборочный;

в зависимости от времени совершения контрольных действий

-предварительный (анализ, юридическая оценка и логический контроль);

-текущий (мониторинг, анализ, юридическая оценка, формальная и арифметическая проверка, логический контроль и визуальное наблюдение);

-последующий (ревизия, аудит, анализ, встречная проверка, инвентаризация и экспертиза);

в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль

-документальный (юридическая оценка, логический контроль, встречная проверка, формальная проверка, способ обратного счета и др.);

-фактический (инвентаризация, экспертиза, визуальное наблюдение, контрольный замер, лабораторный анализ и др.);

-компьютерный;

в зависимости от используемых приемов и процедур при проведении внутреннего контроля:

-аудит;

-анализ;

-ревизия;

-мониторинг;

в зависимости от уровня контроля

- низший (уровень работника или группы работников);

-средний (уровень принятия текущих решений и их реализации подразделений);

-высший (уровень прогнозирования и планирования деятельности банка в целом);

В зависимости от специфики решаемых задач, в своем учебном пособии Л.В.Усатова выделяет только 2 вида: финансовый и административный [33. С.44], а Р.Г.Ольхова выделяет 4 вида: административный, бухгалтерский, финансовый и правовой [30. С.273]. А.М. Тавасиев дополняет к этим видам ещё рыночный, технико-технологический, управленческий, информационный и учётно-отчетный [32. С.330]. Многие исследователи согласны с его классификацией, но исключают рыночный, объединяя технико-технологический, технологический и информационный в один вид, а учётно-отчётный разделяют на финансовый и бухгалтерский.

Административный контроль включает в себя контроль за: ходом выполнения стратегических и текущих планов; обеспечением полноты, уровня и своевременности разработки правил, инструкций, процедур, раскрывающих алгоритмы проведения операций, а также положений, регламентирующих деятельность органов управления банка; обеспечением стандартизации внутрибанковских процессов; правильностью и целесообразностью действий руководителей всех уровней и органов управления банка; координацией действий внутренних подразделений банка; состоянием его технического уровня, экономической и информационной безопасности; совершенствованием взаимоотношений с клиентами; качеством предлагаемых услуг.

Бухгалтерский контроль, в первую очередь, должен обеспечивать контроль за: сохранностью привлеченных средств банка, его активов и имущества; полнотой и достоверностью учетной информации и отчетности; соблюдением учетной политики, правильностью оценки активов в соответствии с ее принципами; обоснованностью производимых затрат банка, совершением клиентских и банковских платежей; выполнением нормативных требований ЦБ и налоговых органов. В условиях усиления конкуренции в банковской сфере контроль за затратами банка становится одной из актуальных задач бухгалтерского контроля.

Финансовый контроль представляет собой контроль за: выполнением финансовой политики банка; качеством управления его финансовыми потоками; образованием, распределением и использованием ресурсов всеми подразделениями банка; соблюдением установленных лимитов; эффективным управлением ликвидностью, банковскими рисками; проведением комплексного экономического и финансового анализа деятельности банка, его подразделений; организацией и эффективностью внутрибанковского хозрасчета; формированием и корректировкой бюджетов; созданием и использованием резервов; соблюдением финансовых нормативов.

Правовой контроль служит инструментом надзора за законностью всех проводимых банком операций и заключаемых сделок, правовым обеспечением деятельности банка в целом, ведением на должном правовом уровне судебных, арбитражных дел.

Технологический контроль предполагает осуществление контрольных функций за четким соблюдением технологии осуществления всех банковских операций, процедур выполнения работ, должностных инструкций.

Управленческий контроль представляет собой систему оперативных мер за правильностью и целесообразностью действий руководителей всех уровней и органов управления банка; осуществляет при этом контроль со стороны менеджеров за деятельностью руководимых ими подразделений банка и деятельностью непосредственных подчиненных; за выполнением управленческих решений; за распределением потоков управленческой информации.

К специальному может быть отнесен контроль в целях противодействия легализации через банки доходов, полученных преступным путем. В соответствии с федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк обязан выявлять операции своих клиентов с деньгами и/или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю на основании данного Закона, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, и сообщать о таких операциях уполномоченному органу, каковым сначала являлся Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ), а с апреля 2004 г. - Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) [4]. В целях реализации банками указанной обязанности Банк России выпустил «Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки обязаны разработать и утвердить в соответствии с порядком, установленным правительством РФ и Банком России, правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных, а также ввести специальную должность ответственного сотрудника, который отвечал бы за разработку и реализацию правил и иных внутрибанковских мер в тех же целях. Данный ответственный сотрудник должен быть независим в своей деятельности от других структурных подразделений банка и подотчетен только руководителю банка. Банкам также разрешается определить или сформировать структурное подразделение для этих целей.

Анализируя в зависимости от времени совершения контрольных действий доктор экономических наук Г.Г. Коробова выделяет только текущий и последующий виды контроля [27. С. 728-731], но нельзя забывать о необходимости предварительного контроля. В своих работах Л.В. Усатова и Т.И. Капаева считаю, что система внутреннего контроля должна начинаться даже с контроля за подбором и расстановкой кадров [29. С. 44].

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период [24. С.53]. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.