Введение
Тема является актуальной так как в условиях нынешней сложившей ситуации в мировой экономике с отсутствие надлежащего внутрибанковского контроля над инвестиционными и кредитными операциями, управлением активами и пассивами явилось одной из главных причин кризиса банковской системы, в результате которого стали банкротами сотни российских и зарубежных коммерческих банков. В данный период у службы внутреннего контроля осложняется задача в связи с тем, что кризис порождает неопределенность, которая влияет на поведение людей.
Целью работы является рассмотрение, анализ, изучение деятельности коммерческих банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля за кредитными организациями.
Для достижения цели исследования в моей работе были поставлены следующие задачи:
выяснить сущность и организацию системы внутреннего контроля;
изучить этапы развития внутреннего контроля и его эволюцию в банковском деле;
разграничить понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита;
ознакомиться с разновидностями существующих методик оценок внутреннего контроля;
определить риски, влияющие на развитие банковского бизнеса;
изучить состояния внутреннего контроля в российских банках;
проанализировать зарубежные подходы к стандартизации процессов управления рисками и внутреннего контроля;
рассмотреть основные направления работы службы внутреннего контроля ЗАО «Банк Русский Стандарт» в г. Томске;
определить пути совершенствования системы внутреннего контроля в коммерческом банке.
Объектом исследования является деятельность российских и зарубежных банков, надзорных органов и других организаций в области внутреннего контроля. В рамках объекта исследования непосредственным предметом изучения является внедрения, механизм и проблемы функционирования службы внутреннего контроля кредитной организации.
В настоящий момент в России существует довольно большое количество работ, посвященных формированию концепции и методологии контроля, оценке эффективности системы внутреннего контроля, внутреннему контролю в российских финансовых институтах, внутреннему аудиту и ревизии. Однако большая часть работ издана в 1996-2004 годах, они представляют собой серьезную базу для детального изучения тематики внутреннего контроля, но, к сожалению, во многих из них методология не актуализирована в соответствии с современными международными и российскими тенденциями в области создания и функционирования эффективной системы внутреннего контроля. Для написания работы использовались труды российских ученых и банковских специалистов, а также публикации в специализированных журналах «Управление в кредитной организации», «Бухгалтерский учёт и аудит», «Аудит и налогообложение», «Деньги и банки», «Банковское дело», «Риск-менеджмент», «Банковские услуги», «Бухгалтерия и банки», «Аудиторские ведомости», «Финансы и кредит» и т.д. В ходе исследования были изучены нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие внутренний контроль и аудит в России.
При проведении анализа статистических данных использовались различные приемы и способы: сравнение, анализ, обобщение, комплексность и системность, расчет абсолютных и относительных величин, графическая иллюстрация, группировки данных и др.
Наиболее существенные результаты работы, полученные лично мною:
представление авторской классификации внутрибанковских контрольных действий в коммерческом банке;
совершенствование системы внутреннего контроля путем выявления дополнительных рисков в период мирового кризиса;
проанализированы российские и зарубежные подходы к оценке эффективности системы внутреннего контроля;
применение методики оценок качества системы внутреннего контроля на ЗАО Банке «Русский Стандарт»;
проведена проверка внутреннего контроля в Операционном офисе «Томск № 2» Филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт» в г.Новосибирске в соответствии с внутренними документами банка.