§1.2 Виды анализа финансового состояния банка
Важнейшей классификацией видов финансового анализа выступает деление анализа на внутренний и внешний Банковский сектор России: Кризис заканчивается? /М.Ю. Матовников//Деньги и кредит. - 2010. - № 1 с. 5-15. Основным отличительным признаком здесь выступает субъект анализа. Внутренний анализ осуществляется инсайдерами Толковый экономический словарь// http: //abc. informbureau.com банка, в то время как субъектами внешнего (дистанционного) анализа выступают аутсайдеры Толковый экономический словарь// http: //abc. informbureau.com банка, такие как органы надзора (Центральный банк Российской Федерации), банки-контрагенты на рынке, потенциальные клиенты. Отличаясь по субъектному составу, дистанционный анализ соответственно отличается по используемой для анализа информации (информационной базы). Если внутренний анализ оперирует всей полнотой информации о деятельности банка, то внешнему аналитику зачастую доступны только самые распространенные формы финансовой отчетности:
Выделяются следующие группы внешних пользователей отчетности (и соответственно, результатов анализа). Первая группа - это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью банка. Основные представители этой группы Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: учебник/ Жарсковская Е. П.: М., изд. «Омега-Л». 2011. :
Акционеры (участники) банка - им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики;
Кредиторы - кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы; для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам;
Клиенты банка - клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но а данном случае клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности; с этой позиции их интересует прежде всего надежность банка.
Следующая группа внешних пользователей аналитической информации - это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Таких пользователей может быть очень много. Основные представители этой группы Финансовый анализ деятельности коммерческого банка: учебник/ Жарсковская Е. П.: М., изд. «Омега-Л». 2011. :
Центральный банк России - он следит за выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе Российской Федерации;
Аудиторские компании;
Статистические и информационные службы, рейтинговые агентства.
Из изложенного следует, что по субъектам (пользователям) аналитической информации выделяют следующие типы методик дистанционного анализа:
банковские рейтинги;
методики, применяемые центральными банками разных стран;
аналитические процедуры, применяемые в процессе банковского аудита (как правило, при планировании);
методики анализа банков-контрагентов для установления на них лимитов активных межбанковских операций.
Банковские рейтинги - методика анализа, который проводится, как правило, либо информационными службами, либо специализированными рейтинговыми агентствами Информационный портал банковских рейтингов//http: //rating. rbc.ru. Его основные черты - комплексная оценка финансовой устойчивости, завершающаяся чаще всего выставлением общей балльной рейтинговой оценки данному кредитному учреждению. Результатами рейтингов активно пользуется население, акционеры банка. В российской печати также распространено ранжирование банков по определенным показателям (величина активов, капитал, прибыль и тд.). Иногда такого рода ранжирование называется рейтингом. Но к данной деятельности корректнее применять термин рэнкинг (от англ. rank - ряд) Информационный портал сводной энциклопедии «Википедия»// http: //ru. wikipedia.org.
Значение банковских рейтингов очень велико, так как на их основе применяется очень много значимых финансовых решений. Даже банки, обладающие собственными аналитическими методиками для анализа банков - контрагентов, используют рейтинговые оценки как неотъемлемую часть методики анализа.
Для методик центральных банков характерной чертой выступает то, что цель анализа в данном случае - обнаружение финансово нестабильных, проблемных банков для применения к ним различных пруденциальных мер вплоть до отзыва лицензии. Такая цель логична, так как задачей центральных банков многих стран (в том числе и России) является обеспечение стабильности банковской системы, и обнаружение финансово неустойчивых банков необходимо для оптимальной концентрации надзорных усилий. Важная черта многих центробанковских методик - их смешанный характер, предусматривающий как чисто дистанционный анализ по данным финансовой отчетности, так и проверки на местах.
Цель анализа банков-контрагентов, который постоянно проводится аналитическими отделами различных банков, - оптимизация кредитного риска по активным операциям банка. Практическим итогом анализа выступает, как правило, установление лимита активных операций с анализируемым банком, который не может быть превышен. Отличительной чертой многих методик является то, что нет необходимости выставления по итогам анализа общей агрегированной оценки финансового состояния банка (как в рейтингах), вполне достаточен прогноз платежеспособности банка-контрагента через определенный небольшой срок (1-3 мес.).
Отличительной чертой аудиторского анализа финансовой отчетности банка является его нацеленность на выявления проблемных участков учета, тех участков, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание (большой объем аудиторских процедур). Выявляются необычные изменения статей баланса, необычные удельные веса тех или иных показателей отчетности и т.д. Особенностью методик выступает их смешанный характер: данные финансовой отчетности анализируются с точки зрения понимания аудиторов деятельности данного экономического субъекта, полученного им в ходе предыдущих проверок.
Кроме того, финансовый анализ коммерческих банков может осуществляться на основе системного анализа финансовых результатов и финансового состояния или количественных методов финансового анализа.
Она может быть ретроспективной, текущей или оперативной, прогнозной.
К мало разработанным и неизученным аспектам роли финансового анализа в коммерческом банке сейчас относятся: составление прогнозных документов (прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный баланс); прогнозирование движения денежных средств; планирование ликвидности по декадам, месяцам, кварталам; прогнозирование уровня основной банковской деятельности и основных банковских продуктов; изучение и оценка инновационной деятельности (оценка уровня рисков; определение величины возможных доходов; оценка степени диверсифицированности деятельности банка и т.п.) Оценка и анализ активов кредитной организации/ Н.Э. Соколинская// Банковское дело. - 2010. № 3. с. 56-61. .
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Глава 1. Анализ и оценка финансового состояния банка
- §1.1 Сущность анализа и оценки финансового состояния банка
- §1.2 Виды анализа финансового состояния банка
- §1.3 Информация необходимая для анализа финансового состояния банка
- Глава 2. Анализ и оценка финансового состояния ЗАО "МЕГА БАНК"
- § 2.1 Оценка качества активов Банка
- 2.1.1 Анализ динамики и структуры активов
- 2.1.2 Анализ высоколиквидных активов
- 2.1.3 Анализ ссудной и приравненной к ней задолженности
- 2.1.4 Анализ прочих активов
- 2.1.5 Анализ показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность Банка
- § 2.2 Анализ пассивов Банка
- 2.2.1 Анализ динамики и структуры пассивов
- 2.2.2 Анализ привлеченных средств Банка
- Заключение