logo
Анализ и оценка качества кредитного портфеля корпоративных клиентов коммерческого банка

1.2 Управление качеством кредитного портфеля корпоративных клиентов банка, как элемент системы контроля кредитного риска

Управление кредитным портфелем банка является одним из элементов системы управления кредитным риском.

В деятельности по управлению кредитами коммерческие банки руководствуются действующим банковским законодательством требованиями Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О ЦБ РФ", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О реструктуризации кредитных организаций", положениями ГК РФ в части ст.42 "Заем и кредит" параграфа 2 "Кредит".

Управление кредитным портфелем включает в себя две функции. Первая - аналитическая функция. Банк на основе определенных критериев и показателей анализирует движение своих кредитов, прогнозирует их дальнейшее развитие. Вторая функция управления кредитным портфелем - это обеспечение диверсификации кредитного риска. Умелое управление кредитным портфелем дает банку возможность улучшить показатели своей деятельности, укрепить финансовую надежность. Управление кредитным портфелем позволяет распознать негативные стороны в размещении кредитов, развивать или сдерживать кредитные операции, улучшать их структуру, наметить наиболее приемлемую для банка тактику при осуществлении кредитной политики.

Управление кредитным портфелем имеет несколько этапов:

а) выбор критериев оценки качества отдельно взятой ссуды;

б) определение основных групп ссуд с указанием связанных с ними процентов риска;

в) оценка каждой выданной ссуды исходя из избранных критериев, т.е. отнесение ее к соответствующей группе;

г) определение структуры кредитного портфеля в разрезе классифицированных ссуд;

д) оценка качества кредитного портфеля в целом;

е) анализ факторов, оказывающих влияние на изменение структуры кредитного портфеля в динамике;

ж) определение суммы резервного фонда, адекватного совокупному риску кредитного портфеля банка;

з) разработка мер по улучшению качества кредитного портфеля [30].

В России число критериев оценки качества ссуд пока ограничено. Исходя из рекомендаций ЦБ РФ в настоящее время применяется два главных критерия: степень обеспеченности возврата ссуды и фактическое состояние с погашением ранее выданных ссуд, т.е. история обслуживания долга заемщиком. Они соответствуют содержанию первого этапа управления кредитным портфелем.

С учетом указанных критериев ЦБ России предлагает выделять 5 групп кредитов с дифференцированным уровнем отчислений в резервный фонд банка, что соответствует содержанию второго этапа управления кредитным портфелем.

Согласно инструкции Банка России "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" к 1 группе риска ("стандартные ссуды") относятся: текущие ссуды не зависимо от обеспечения при отсутствии просроченной задолженности по уплате процентов, кроме льготных текущих ссуд и текущих ссуд инсайдерам;. обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов до 5 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу до 5 дней включительно; переоформленные 1 раз без изменения условия договора. По этой группе ссуд создается резерв на возможные потери от кредитного риска в размере не менее 1% от величины выданных ссуд [3].

Ко 2 группе ("нестандартные ссуды") относятся:

1. обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов от 6 до 30 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу от 6 до 30 дней включительно; переоформленные до 2 раз без изменения условия договора; переоформленные 1 раз с изменениями условий договора;

2. недостаточно обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов до 5 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу до 5 дней включительно; переоформленные 1 раз без изменения условия договора;

3. льготные текущие ссуды и текущие ссуды инсайдерам при отсутствии просроченной задолженности по уплате процентов.

По этой группе ссуд создается резерв на возможные потери от кредитного риска в размере не менее 20% от величины выданных ссуд [3].

К 3 группе ("сомнительные ссуды") относятся:

1. обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов от

31 до 180 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу от 31 до 180 дней включительно; переоформленные 2 раза с изменением условий договора; переоформленные более 2 раз независимо от наличия изменений условий договора;

2. недостаточно обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов от 6 до 30 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу от 6 до 30 дней включительно; переоформленные 2 раза без изменения условия договора; переоформленные 1 раз с изменением условия договора;

3. необеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов до 5 дней включительно; при наличии просроченной задолженности по основному долгу до 5 дней включительно; переоформленные 1 раз без изменения условия договора;

4. льготные ссуды и ссуды инсайдерам при наличии просроченной задолженности по основному долгу или процентам до 5 дней включительно.

По этой группе ссуд создается резерв на возможные потери от кредитного риска в размере не менее 50% от величины выданных ссуд [3].

К 4 группе ("безнадежные ссуды") относятся: обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов свыше 180 дней; при наличии просроченной задолженности по основному долгу свыше 180 дней; недостаточно обеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов свыше 30 дней; при наличии просроченной задолженности по основному долгу свыше 30 дней; переоформленные 2 раза с изменением условия договора; переоформленные более 2 раз независимо от наличия изменений условия договора;

2. необеспеченные ссуды: текущие при наличии просроченной задолженности по уплате процентов свыше 5 дней; при наличии просроченной задолженности по основному долгу свыше 5 дней; переоформленные хотя бы 1 раз с изменением условий договора; переоформленные более 1 раза независимо от наличия изменений условия договора; льготные ссуды и ссуды инсайдерам

при наличии просроченной задолженности по основному долгу или процентам свыше 5 дней [3].

По этой группе ссуд создается резерв на возможные потери от кредитного риска в размере не менее 100% от величины выданных ссуд [1].

Отнесение конкретных ссуд, выданных банком и числящихся на балансе на квартальные даты, к соответствующим группам составляет содержание третьего этапа управления кредитным портфелем.

На четвертом этапе работники банка определяют структуру кредитного портфеля в разрезе классифицированных ссуд, т.е. суммируют все ссуды одной группы и получают данные об объеме каждой группы, а также кредитного портфеля банка в целом на соответствующую дату. На пятом этапе определяется совокупный риск кредитного портфеля банка. Для этого сумма кредитов по каждой группе умножается на соответствующий процент риска.

На шестом этапе анализируются факторы, влияющие на изменение структуры портфеля. Они могут быть связаны как с изменением финансового состояния заемщиков (увеличение объема просроченных ссуд или удлинение их продолжительности), так и с ухудшением обеспеченности возврата ссуд при использовании залогового права, гарантий или страхования.

На седьмом этапе осуществляется формирование достаточных резервных фондов. Аудиторы должны подтвердить полноту формирования указанного резерва.

На восьмом этапе менеджеры банка на основе рассмотрения сложившейся структуры кредитного портфеля и факторов, вызывающих ее изменение, намечают меры в области кредитной политики банка на перспективу. К ним могут относиться: изменения в целевой направленности ссуд или сфер вложения кредитных ресурсов, получение дополнительных гарантий, усиление предварительного и последующего контроля за выполнением условий кредитного договора, улучшение тех или иных элементов организации кредитного процесса.

Основным классификационным фактором оценки качества ссуды будет являться финансовое состояние заемщика и качество обслуживания долга.

Финансовое положение заемщиков может быть трех видов:

а) "хорошее", если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем, включая информацию о внешних условиях, свидетельствуют о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе;

б) "среднее", если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем, включая информацию о внешних условиях, свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению при наличии у заемщика негативных явлений (тенденций), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к появлению финансовых трудностей, если заемщиком не будут приняты меры, позволяющие улучшить ситуацию;

в)"плохое", если заемщик признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо он является устойчиво неплатежеспособным, а также если анализ производственной и (или) финансово-хозяйственной деятельности заемщика и (или) иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться несостоятельность (банкротство) либо устойчивая неплатежеспособность заемщика. К угрожающим негативным явлениям (тенденциям) в деятельности заемщика могут относиться: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства, существенное падение кредиторской и (или) дебиторской задолженности и т.д. [3].

Второй квалификационный критерий - качество обслуживания заемщиком долга. Выделяются три категории: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

Обслуживание долга по ссуде может быть признано "хорошим", если:

а) платежи по основному долгу осуществляются своевременно и в полном объеме;

б) имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

по ссудам, предоставленным юридическим лицам, до пяти календарных дней включительно;

по ссудам, предоставленным физическим лицам, до тридцати календарных дней включительно.

Обслуживание долга по ссудам не может быть признано хорошим, если:

а) платежи по основному долгу и (или) процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику кредитной организацией - ссудодателем прямо или косвенно;

б) ссуда реструктурирована;

в) имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

по ссудам, предоставленным юридическим лицам, от шести до 30 календарных дней включительно;

по ссудам, предоставленным физическим лицам, от 31 до 60 календарных дней включительно.

ссуда прямо или косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику кредитной организацией в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде.

Обслуживание долга признается "плохим", если:

а) имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

по ссудам, предоставленным юридическим лицам, свыше 30 календарных дней;

по ссудам, предоставленным физическим лицам, свыше 60 календарных дней;

ссуда реконструирована и по ней имеются платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое;

б) ссуда прямо или косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику кредитной организацией в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо кредитная организация прямо или косвенно приняла на себя риски (опасность) потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее.

Оценка обслуживания ссуды может производиться до срока выплат, но в этом случае может быть оценено:

а) при оценке финансового положения как хорошего - как хорошее;

б) при оценке финансового положения как среднего - не лучше, чем среднее;

в) при оценке финансового положения как плохого - только как плохое. Определение категории качества ссуды осуществляется на основе комбинации двух классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга) в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качество обслуживания долга

Обслуживание долга/ Фин. положение

Хорошее

Среднее

Плохое

Хорошее

Стандартные (1 ка-тегория качества)

Нестандартные (2 ка - тегория качества)

Сомнительные (3 ка-тегория качества)

Среднее

Нестандартные (2 ка-тегория качества)

Сомнительные (3 ка-тегория качества)

Проблемные (4 ка-тегория качества)

Плохое

Сомнительные (3 ка-тегория качества)

Проблемные (4 ка-тегория качества)

Безнадежные (5 ка-тегория качества)

Кроме этого в Положении №254-П оговорены особенности отнесения ссуд ко второй и третьей категориям качества.

Обеспечение используется только в регулировании суммы резерва на возможные потери. В соответствии с п.6.1 по ссудам, отнесенным к категориям 2-5, резерв формируется с учетом обеспечения 1 и 2 категории качества [5].

Таким образом, изначально адекватно определенный уровень качества кредитного портфеля является основой для проведения оценки уровня кредитного риска и своевременного начисления резервов на возможные потери по ссудам.