45. Совокупный спрос (ad) и совокупное предложение (as).
Совокупный спрос включает в себя совокупную потребность в благах со стороны всех потребителей, и бизнеса (предпринимателей, создается всеми секторами. Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса являются:
Потребительские расходы;
Инвестиционные расходы;
Государственные расходы;
Чистый экспорт.
См. таблицу в тетради на стр.70
Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:
Размер национального (реального) дохода;
Налоговое «бремя»;
Кредитная политика.
Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами: эффектом процентной ставки, эффектом реального богатства, эффект импортных закупок. Эффект процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента. Известно, что чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Эффект богатства объясняется влиянием изменения уровня цен в стране на величину реального богатства населения. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отображается в отрицательном наклоне кривой AD. Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент Xn сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.
Совокупное предложение – это объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. См. стр.71 тетради – график.
Кейнсианский подход. 30-40-е годы XX века. Уровень цен не влияет на объем производства. В период кризиса в США необязательно было повышать цены, чтобы увеличить производство. Российское машиностроение (в ходе кризиса машинопроизводство сократилось в 7 раз, на сегодняшний день задействовано лишь 15-20% мощностей).
Имеет ту же динамику, т.е. изменение уровня цен вызывает и рост совокупного предложения (отрасли, набирающие только обороты, где изменение цен влияет на совокупное предложение. Развитие автомобильных заводов на территории России, совместно с другими странами).
Классический участок. Масштаб цен может быть каким угодно, но совокупное предложение остается неизменным. Такая динамика возможна тогда, когда достигнута полная занятость, и все произведенные мощности в данной отрасти задействованы, для того, чтобы увеличить Q, нужно увеличить создание мощностей (Нефтяная отрасль – наращивает объемы производства, увеличивается цена нефти. Масштаб цен высокий, а Q увеличится. В Ханты-Мансийске с 268-275, а также угольная отрасль – отрасль старых мощностей).
Изменение технологий производства: график стр.42
- 1. Предмет и задачи макроэкономики.
- 2. Основные макроэкономические показатели: их классификация, система национальных счетов.
- 3. Методы расчета ввп и внп.
- 4. Основные проблемы расчета традиционных макроэкономических показателей, новые макроэкономические показатели (чнб, нб и др.).
- 5. Сущность и структура финансов и финансовой системы.
- 6. Функции финансов.
- 7. Денежная система: сущность и структура.
- 8. Основные функции денег.
- 9. История появления денег и основные этапы развития.
- 10. Денежная политика.
- 11. Сущность и формы кредита.
- 12. Структура кредитной системы.
- 13. Виды и основные функции банков.
- 14. Основные функции коммерческих банков.
- 15. Основные функции специализированных кредитных учреждений.
- 16. Основные функции центральных банков.
- 17. Государственный бюджет: структура, роль и значение в экономике страны.
- 18. Налоговая система: структура и функции.
- 19. Виды налогов.
- 20. Взаимосвязь размера налогообложения и поступления доходов в государственный бюджет. Налоговая политика.
- 21. Структура расходов государственного бюджета.
- 22. Бюджетный федерализм.
- 23. Роль и значение территориальных бюджетов.
- 24. Сущность и причины инфляции.
- 25. Виды инфляции.
- По темпам:
- 26. Социально-экономические последствия инфляции.
- 27. Антиинфляционная политика.
- 28. Сущность, структура и функции рынка ценных бумаг.
- 29. Основные виды ценных бумаг.
- 30. Фондовая биржа и фондовые индексы.
- 31. Внебиржевой оборот
- 32. Сущность и фазы экономических циклов.
- 33. Причины и последствия цикличности экономического развития.
- 34. Виды экономических циклов.
- 35. Антициклическое регулирование экономики.
- 36. Цели и задачи экономического роста.
- 37. Основные показатели экономического роста.
- 38. Факторы экономического роста.
- 39. Типы экономического роста.
- 40. Преодоление внешних эффектов. Концепция устойчивого развития.
- 41. Цель и задачи проведения социальной политики.
- 42. Основные принципы реализации социальной политики.
- 43. Рыночный механизм формирования доходов (кривая Лоренца, коэффициент Джини ).
- 44. Политика регулирования доходов.
- 45. Совокупный спрос (ad) и совокупное предложение (as).
- 46. Макроэкономическое равновесие в модели «ad-as».
- 47. Эффект храповика. 48. Кейнсианская модель общего равновесия («Кейнсианский крест») 49. Модель «is»
- 50. Парадокс бережливости.
- 51. Классическая модель макроэкономического регулирования.
- 52. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования.
- 54. Эволюция макроэкономического регулирования.
- 55. Мировой рынок труда.
- 56. Мировой рынок товаров: международное разделение труда и сущность специализации, теория равнительных преимуществ.
- 57. Мировой рынок товаров: структура, динамика и основные регионы мировой торговли.
- 58. Мировой рынок товаров: государственное регулирование внешней торговли. 59. Мировой рынок капитала, сущность и структура мирового рынка капитала.
- 60. Международная валютная система.