logo search
IPO_suschnost_znachenie_rossii_774_skaya_praktika_30_IGEA (1)

1.1. Ipo: сущность и значение

До развития кризисных явлений роль IPO как источника привлечения капитала в российскую экономику усиливалась. Так, только за четыре предкризисных года (2004-2007гг.) объем IPO российских компаний увеличился в 29 раз, а количество – более чем в 4 раза. В то же время в нашей стране отсутствует единая трактовка понятия IPO, и, более того, до сих пор отечественными авторами не предпринималось попытки свести воедино и обобщить различные точки зрения на определение данного понятия (следует отметить, что и в международной практике IPO не имеет четкого юридического определения. По этой причине часто возникает вопрос, насколько правомерно относить тот или иной выпуск ценных бумаг к IPO.

При IPO, как это следует из российского законодательства, акции могут размещаться только через открытую подписку, под которой Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (п.6.2.1), утвержденные приказом ФСФР России от 25 января 2007г. №07-4/пз-н, понимают «адресованное неопределенному кругу лиц приглашение делать предложение (оферты) о приобретении размещаемых ценных бумаг». Это вытекает из определения публичного размещения (оно дается в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», ст.2), под которой понимается «размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».

Чтобы завершить рассмотрение понятия IPO согласно российскому законодательству, остается в словосочетании «первичное публичное размещение акций» раскрыть смысл слова «первичное». Исходя из лексического значения данного слова можно сделать вывод, что публичное размещение будет являться первичным в случае, если оно проводится в первый раз. Такая точка зрения широко распространен, она приводится в учебной литературе. Однако, как будет показано далее, в экономической литературе существует и другое мнение относительно толкования первичности или вторичности того или иного размещения ценных бумаг [9 ,С. 85].

Надо обратить внимание также на место проведения первичного публичного размещения акций. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (ст.2) допускает публично размещать акции в том числе на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, то есть как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.

Таким образом, основываясь на российском законодательстве, выделим следующие основные признаки, характеризующие IPO:

А теперь обратимся к толкованиям IPO, которое приводится в экономической литературе.

Под IPO обычно понимают первоначальное (на публичном рынке акции компании на момент размещения не обращались) публичное (среди неограниченного числа инвесторов) размещение (предложение, распространение) ценных бумаг на фондовом рынке с целью привлечения капитала. В Великобритании для обозначения того же понятия используют термин «flotation» (размещение). То есть IPO за рубежом, как это следует из литературных источников, в отличие от российского законодательства понимается шире: это не только первичное публичное размещение акций, но и первичное публичное обращение акций на вторичном рынке[22 ,с. 36].

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (ст.2) следующим образом определяет понятие «обращение ценных бумаг» и «публичное обращение ценных бумаг». В первом случае это «заключение гражданско-правовых сделок», влекущих переход прав собственности на ценные бумаги», во втором – «обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы». При первичном публичном размещении инвесторам предлагаются лишь акции нового, дополнительного выпуска (первый выпуск акций при учреждении акционерного общества может размещаться только одним способом – путем распределения среди учредителей общества), а в случае первичного публичного обращения – ранее выпущенные («старые») акции. Соответственно, доход будут получать: в первом случае – сама компания, во втором – лица, предлагающие акции (акционеры, продающие акции, или сам эмитент в случае продажи ранее выкупленных им же самим акций).

Таким образом, с учетом определений IPO в экономической литературе основные признаки, характеризующие IPO, изменяются незначительно: