49. Способы прекращения деятельности кредитных организаций.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т. е. приостановления деятельности ряда организаций.
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т. е. происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т. е. смены организационно-правовой формы юридического лица.
Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т. е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).
В зависимости оттого, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо даточным актом (слияние, присоединение, преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.
Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п. 1 ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности товарных рынках» устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.
Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации.
Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена за- коном, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т. е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.
- Понятие и место банковского права в правовой системе Российской Федерации.
- Банковская деятельность. Повышение роли банковской деятельности в Российской Федерации.
- Правовые методы регулирования банковской деятельности.
- Предмет банковского права.
- Система банковского права. Источники банковского права: понятие, виды.
- Понятие и особенности банковских правоотношений.
- Виды банковских правоотношений. Субъекты банковских правоотношений
- 8. Участники правоотношений, возникающих в сфере банковской деятельности.
- Понятие, становление и структура банковской системы Российской Федерации
- Небанковские кредитные организации в банковской системе Российской Федерации.
- Правовое положение союзов и ассоциаций кредитных организаций.
- 12.Понятие банковской группы и банковского холдинга.
- 13.Иностранные банки, их филиалы и представительства. Участие иностранного капитала в банковской системе рф.
- 14.Взаимодействие элементов банковской системы Российской Федерации.
- 15. Развитие самоуправления в банковском сообществе
- 16. Кодекс этических принципов банковского дела как акт саморегулирования в банковском сообществе
- 17. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации: общая характеристика и её особенности.
- 18. Особенности правового регулирования имущественных прав Банка России
- 19. Финансовая основа деятельности Банка России.
- Банковские операции, осуществляемые Банком России.
- Правовые вопросы независимости и подотчетности Центрального банка Российской Федерации.
- Контроль за деятельностью Банка России
- Система Банка России, принципы ее организации
- Правовое положение территориальных учреждений и рассчетно-кассовых центров Банка России
- Функции ту цб рф
- Роль рассчетно-кассовых центров в функционировании платежной системы рф
- 27. Правовые основы взаимодействия цб рф с огв и омсу
- Понятие, виды. Сущность обязательных экономических нормативов.
- Нормативы обязательных резервов, депонируемых в цб рф как инструмент денежно-кредитной политики цб рф
- Цели деятельности и функции цб рф. Классификация функций
- Банковское регулирование
- 32. Деятельность, осуществляемая цб рф в связи с денежной эмиссией и организацией налично-денежного обращения в рф
- 33. Контрольно-надзорная функция цб рф
- 35. Организация и осуществление Банком России единой государственной денежно—кредитной политики
- 35. Организация и осуществление цб рф операций с гос.И мун. Бюджетами, его участие в кассовом исполнении гос.Бюджета.
- 37. Нормотворческая функция цб рф
- 38. Управление в цб рф. Нац.Банк.Совет и органы управления.
- 39. Виды санкций, применяемые цб рф по отношению к кредитным организациям
- 40. Ответственность ко за нарушение бз
- 41. Понятия Ко, нко, б
- 43. Этапы создания ко. Роль террит.Учр-ий цб рф в процессе создания.
- 44. Требования, предъявл. К учредителям ко
- 45. Требования, предъявляемые к уставн.Капиталу ко
- 46. Виды лицензий. Условия получения лицензии цб рф на осуществление банковских операций
- 47. Филиалы и представительства кредитной организации
- 48. Внутр.Структур.Подразделения ко(филиала)
- 49. Способы прекращения деятельности кредитных организаций.
- 50. Реорганизация кредитной организации: виды, формы, регистрация цб рф
- 51. Меры по предупреждению несостоятельности ко
- 52. Основания и порядок отзыва и аннулирования лицензии на осуществление банковских операций
- 53. Правовые последствия отзыва лицензии.
- 54. Ликвидация кредитной организации
- 55. Порядок принудительной ликвидации ко по инициативе цб рф
- 57. Понятие и виды банковских операций
- 58. Понятие и виды банковских сделок
- 59. Банковская тайна
- 60. Понятие платежной системы и осн.Направления.
- 61. Источники правового регулирования осуществления расчетных операций банков
- Часть II ст. 2 Закона "о банках и банковской деятельности" посвящена источникам правового регулирования банковской деятельности в рф.
- 62. Правовое регулирование деятельности платежных агентов.
- 63. Основания и порядок бесспорного списания денежных средств с банковского счета
- 64. Прав.Основы налично-денежного обращения. Порядок ведения кассовых операций
- 66. Прав.Режим банк.Вклада
- 67. Система страхования вкладов в банках России
- 68. Прав.Режим банк.Кредит-я.
- 69. Принципы банковского кредитования
- 70. Лизинг.И вексел.Операции банков
- 71. Валют.Операции банков. Осущ-ие банками валют.Контроля.
- 72. Деятельность кред.Орг-ии на рынке цб
- 73. Виды контроля за деят-ю кред.Орг-ии. Понятие и рпав.Рег-ие банк.Аудита.
- 74. Банк.Система сша
- 75. Особенности верхнего уровня банковской системы фрг
- 76. Особенности верхнего уровня банковской системы Франции
- 77. Организация системы безнал.Расчетов. Понятие безнал.Оборрота и безнал.Расчетов.
- 78. Формы безнал.Расчетов.