54. Значение и тенденции развития банковского сектора и банковского менеджмента в современных условиях развития России.
Банковская система любой страны является органической частью ее экономической системы и отражает ее особенности, цели, принципы развития, общую идеологию экономических отношений.
Банковская система РФ состоит из двух взаимосвязанных уровней:
1) ЦБ - осуществляет деятельность на макроуровне (эмиссия, регулирует денежный оборот, контроль за КБ).
2) КБ – обслуживающие сферу предпринимательства.
На каждом уровне банковской системы очевидна необходимость банковского менеджмента. Это связано как с общими закономерностями организации любой экономической деятельности, так и со спецификой собственно банковской деятельности, связанной с организацией и движением финансовых потоков.
Важнейшим фактором, повышающим значение менеджмента, выступают современные информационные и коммуникационные технологии. Усиление конкуренции в банковском деле неизбежно приведет к поиску новых методов, новых финансовых инструментов, новых технологий, отвечающих потребностям клиентов, неизбежно обострится проблема банковских рисков и проблема качества банковского продукта, а значит, и уровня управления банковской деятельностью.
Российская банковская система находится на переходной стадии своего развития. Российские КБ работают в условиях ограниченного информационного и методического обеспечения. Банковская система, ориентированная на рынок, не получает о нем достаточной информации. Отсюда - ошибки в прогнозах, конкретных расчетах доходности и ликвидности. Недостаток методических рекомендаций, подробных инструкций также осложняет управление рисками при совершении банковских операций и сделок. Банковская система России, как известно, работает с ограниченным капиталом. Даже относительно небольшие потери заметно отражаются на финансовом положении банка. Кризисная ситуация, в которой пока продолжают находиться некоторые российские КБ, требует от них высокой культуры совершения операций, усиления внимания к совершенствованию управления своей деятельностью.
1Пруденциальные нормы деятельности - это меры профилактики рисков, меры предусмотрительности и предосторожности. Данное направление контролируется центральным банком при помощи инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение предусмотренных норм деятельности», которая подразумевает под собой:
- Предельные величины рисков;
- Нормы по созданию резервов;
- Требования, невыполнения которых отрицательно виляет на финансовое положение кредитных организаций.
Для контроля за деятельностью банка коммерческий банк обязан представить отчетность центральному банку:
финансовая статистика;
финансовая отчетность;
денежно-кредитная статистика;
статистика платежного баланса;
статистика финансового рынка;
бюджетная статистка.
Кредитные организации несут ответственность за своевременную и достоверную отчетность.
Обязательные экономические нормативы - это ряд показателей, соблюдение которых позволяет ограничить риски коммерческих банков.
В настоящее время установлено 14 обязательных экономических нормативов. В зависимости от экономического содержания обязательные экономические нормативы можно разделить на 3 группы:
Норматив достаточности капитала (Н1);
Нормативы ликвидности (Н2, Н3, Н4, Н14);
Нормативы рисков по пассивным операциями (Н8, Н11, Н13) и нормативы рисков по активным операциям (Н6, Н7, Н9, Н10, Н12).
Ответственность банков за нарушение пруденциальных норм
Банк России устанавливает принудительные ипредупредительные меры воздействия, которые могут применяться к банку как совместно, так и раздельно. Меры зависят от финансового состояния банка и от сложности нарушения.
Предупредительные меры применяются на ранних стадиях возникновения недостатков, которые не влекут за собой значительного улучшения финансового состояния банка, в случае несоблюдения требования законодательства в части регистрации банка, лицензирования, расширения деятельности.
К предупредительным мерам относятся:
Доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и обеспокоенности органа надзора;
Изложение рекомендаций по устранению сложившейся ситуации;
Представить в надзорные органы проект мероприятий по устранению недостатков;
Установление дополнительного контроля.
При более серьезных нарушениях предупредительные меры сочетаются с принудительными. Применение принудительных мер необходимо после неудачных предупредительных мероприятий.
Основаниями для применения принудительных мер являются:
Несоблюдение банковского законодательства;
Представление в ЦБ неполной, недостоверной финансовой отчетности;
Нарушения, которые влекут за собой угрозу для вкладчиков и кредиторов.
К основным принудительным мерам относятся:
Штрафы;
Требования к кредитной организации на финансовое оздоровление (санацию);
Ограничение проведения отдельных операций на срок до 6 месяцев;
Запрет открытия филиалов на срок до 1 года;
Запрет осуществления операций по выданной лицензии на срок до 1 года;
Требования к смене руководства;
Введение временной администрации по управлению кредитной организацией;
Отзыв лицензии.
Все принудительные меры оформляются в виде предписания.
2Забала́нсовый счёт - счёт, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. На забалансовых счетах учитываются:
резервные фонды денежных билетов и монеты
обязательства заемщиков
расчётные документы, сданные банку на инкассо (для получения платежей)
ценности, принятые на хранение
бланки строгой отчетности, чековые и квитанционные книжки, аккредитивы к оплате и т.д.
- Конспект лекций по банковскому менеджменту
- 1. Особенности банковского менеджмента (бм).
- 2. Теоретические основы, цели и задачи банковского менеджмента.
- 3. Содержание банковского менеджмента (бм) и его правовые основы.
- 4. Оценка качества банковского менеджмента (бм).
- 5. Задачи, принципы организации банковской деятельности. Линейные модели организационных структур банка.
- 6. Матричные модели организационных структур банка. Принципы и факторы изменения организационной структуры банка.
- 7. Организация управления деятельностью подразделений банка.
- 8. Сущность, методические принципы и функции планирования. Виды планирования деятельности коммерческого банка.
- 9. Стратегическое планирование деятельности коммерческого банка.
- 10. Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики коммерческого банка.
- 11. Финансовое планирование деятельности коммерческого банка
- 12. Роль банковского маркетинга в системе управления банковской деятельностью.
- 13. Содержание банковского маркетинга
- 14. Составные части банковского маркетинга
- 15. Организация сбыта банковских продуктов.
- 16. Содержание и роль аналитической работы в деятельности коммерческого банка.
- 17. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента: цели, задачи, содержание и направления контроля.
- 18. Организация внутреннего контроля.
- 19. Контроль цб, анализ и оценка аудиторскими фирмами состояния внутреннего контроля в кб.
- 20. Управление персоналом коммерческого банка.
- 21. Оценка деятельности кб: необходимость и содержание, виды и принципы оценки.
- 22. Рейтинговая система оценки надежности банкаСамеl.
- 23. Рейтинговые системы Camels и Fims.
- 24. Рейтинговая система rate.
- 25. Система оценки финансового состояния коммерческих банков цб рф.
- 26. Управление ликвидностью кб: системы централизованного и децентрализованного управления ликвидностью кб.
- 27. Управление ликвидностью кб на основе экономических нормативов.
- 28. Механизм управления ликвидностью кб на основе денежных потоков.
- 29. Зарубежный опыт управления ликвидностью кб.
- 30. Система управления прибылью банка.
- 31. Способы оценки и регулирования уровня прибыли кб.
- 32. Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка и рентабельностью банковского продукта.
- 33. Управление пассивами банка: собственный капитал, оценка и анализ активов по степени их риска.
- 34. Управление собственным капиталом банка.
- 35. Состав и организация управления привлеченными ресурсами кб.
- 36. Управление активными операциями банка.
- 37. Комплексное управление активами и пассивами кб.
- 38. Управление рисками в системе комплексного управления активами и пассивами кб.
- 39. Управление кредитными операциями и кредитнымирисками.
- 40. Система, способы обнаружения и методы регулирования кредитных рисков кб.
- 41. Управление расчетными технологиями в кб.
- 42. Управление рисками и доходностью расчетных технологий при безналичных расчетах.
- 43. Операционные, межбанковские риски и способы управления ими.
- 44. Управление процентным риском.
- 45. Управление валютным риском.
- 46. Управление риском открытой валютной позиции кб.
- 47. Управление рисками форфейтингового кредитования кб.
- 48. Управление риском по валютным финансовым инструментам: валютные форвардные и опционные контракты, хеджирование.
- 49. Организация дилинга кб.
- 50. Способы оценки, расчет и измерение рыночных рисков: специального и общего процентного фондового и валютного риска. Метод var.
- 51. Управление банковскими инновациями.
- 52. Управление кб в процессе их санации.
- 53. Управление финансовой безопасностью кб.
- Текущие валютные риски
- Риски девальвации
- Риски изменения системы валютного регулирования
- Процентные риски
- Ценовые риски
- 54. Значение и тенденции развития банковского сектора и банковского менеджмента в современных условиях развития России.