1.1. Происхождение и эволюция форм стоимости денег
Деньги – это всеобщий эквивалент товарного обмена. Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.
Деньги имеют товарное происхождение, они выделились из товарного мира в результате развития обмена и смены форм стоимости (табл. 1).
Таблица 1
Развитие обмена и форм стоимости
Виды общественного разделения труда | Сферы деятельности человека | Виды обмена | Формы стоимости |
До первого общественного разделения труда | Не выделены | Обмен продуктами в случайной пропорции | Простая, или случайная, форма стоимости |
Первое общественное разделение труда | Выделение земледелия и скотоводства | Регулярный обмен продуктами | Развернутая, или полная, форма стоимости |
Второе общественное разделение труда | Отделение ремесла от земледелия | Упорядоченный обмен посредством какого–то продукта, выполняющего на отдельных рынках роль всеобщего эквивалента | Всеобщая форма стоимости |
Третье общественное разделение труда | Обособление торговли | Товарно–денежные отношения: товар – деньги – товар (т – Д – т) | Денежная форма стоимости |
Четвертое общественное разделение труда | Международное разделение труда – специализация стран на производстве отдельных товаров | Международная торговля | Появление коллективных (искусственных) валют |
Впервые исследовал исторический процесс развития обмена и смены форм стоимости, объяснив на этой основе причины возникновения денег, известный немецкий ученый К. Маркс.
На ранней ступени развития человечества обмен продуктами носил случайный характер, например, излишек дичи обменивался на излишек рыбы в случайной пропорции.
Первое общественное разделение труда выразилось в выделении земледелия и скотоводства в отдельные сферы деятельности древнего человека. Земледельческие племена предлагали к обмену излишки продуктов растениеводства (зерно, овощи, фрукты), скотоводческие племена – излишки продуктов животноводства (мясо, шкуры и молоко домашних животных). Перечень производимых продуктов и предлагаемых к обмену излишков стал относительно постоянным, а обмен регулярным.
После второго общественного разделения труда, которое выразилось в отделении ремесла от земледелия, обмен продолжал совершенствоваться. По мере его развития из всего товарного мира начинают стихийно выделяться товары, которые какое–то время играют на местных рынках роль всеобщего стоимостного эквивалента. В качестве таких товаров в разное время на разных территориях выступали живой скот, бычьи шкуры, шкурки пушных зверей, соль, украшения и т.д. При этом стоимость всех товаров выражалась в одном всеобщем эквиваленте, роль которого закреплялась на конкретном рынке за одним товаром. Обмен становится еще более упорядоченным, а форма стоимости получает название всеобщей.
Дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений привело к третьему крупному общественному разделению труда – выделению класса купцов, ростовщиков и ростовщического капитала, обособлению торговли. Целью производителей на данном этапе становится получение всеобщего товара необходимого всем. Таким образом, возникла объективная необходимость выделения из товарного мира одного товара–эквивалента, посредством которого можно бы было выделить стоимость всех других товаров. Природные свойства золота (редкость, портативность, износостойкость, делимость, узнаваемость, транспортабельность, высокая потребительная стоимость) послужили причиной того, что оно выделилось из всеобщего разнообразия товаров и стало использоваться в качестве всеобщей меры стоимости – денег.
Таким образом, окончательное свое завершение всеобщая форма стоимости получила в денежной форме, когда всеобщим эквивалентом стал благородный металл. Стоимость товара получила форму цены, и всякий товар как стоимость представляет (идеально) определенное количество драгоценного металла.
Четвертым общественным разделением труда принято считать международное разделение труда (МРТ). Под международным разделением труда понимается устойчивое производство определенных товаров, работ, услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей и для реализации на мировом рынке. Международный обмен товарами и услугами требует осуществления международных расчетов, а для этого, в свою очередь, требуются средства международных расчетов (немонетарное золото, иностранные валюты, коллективные валюты). Если с возникновением и становлением государств в каждом из них появляются национальные денежные единицы, то с возникновением международных экономических организаций, в том числе региональных, некоторые из них начинают выпускать собственные счетные единицы, так называемые коллективные валюты.
- Деньги, кредит, банки
- Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы Содержание дисциплины по гос
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080105.65 – «Финансы и кредит»
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- 2. Рабочие учебные материалы
- 2.1. Рабочая программа Введение
- Раздел 1. Деньги
- Тема 1. Происхождение и сущность денег
- Тема 2. Обращение денег. Платежный оборот и платежная система
- Тема 3. Закон денежного обращения и последствия его нарушения
- Тема 4. Денежная система
- Раздел 2. Кредит
- Тема 5. Кредит как экономическая категория
- Тема 6. Кредитная система экономики и ее институциональные звенья
- Тема 7. Роль кредита в развитии экономики и его границы
- Раздел 3. Банки
- Тема 8. Возникновение и развитие банков
- Тема 9. Банковская система экономики
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» очной формы обучения*
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» очно–заочной формы обучения*
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» заочной формы обучения*
- Учет и операционная деятельность в банках Организация деятельности Центрального банка Организация деятельности коммерческого банка
- Международные валютно-кредитные отношения
- Тема 1. Происхождение и сущность денег
- Тема 2. Обращение денег. Платежный оборот и платежная система.
- Тема 3. Закон денежного обращения и последствия его нарушения
- Тема 4. Понятие и основные элементы денежных систем
- Тема 5. Понятие, сущность и функции кредита
- Тема 6. Кредитная система: понятие, структура
- Тема 7. Роль кредита в развитии экономики и его границы
- Тема 8. Возникновение и развитие банков
- Тема 9. Банковская система экономики
- Тема 10. Центральные банки
- Тема 11. Денежно-кредитная политика Центрального банка
- Тема 12. Основы деятельности коммерческих банков
- Тема 13. Пассивные операции коммерческого банка
- Тема 14. Активные операции коммерческого банка
- Тема 15. Формирование прибыли коммерческого банка. Баланс коммерческого банка. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка.
- Тема 16. Управление ликвидностью и платежеспособностью банка.
- Тема 17.Основы международных валютных отношений
- Тема 18. Основы международных кредитных отношений
- Тема 19. Основы международных финансовых отношений
- Тема 20. Международные финансовые организации
- 4. Основы международных валютных, кредитных и финансовых отношений
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия для всех форм обучения
- 2.6. Балльно – рейтинговая система оценки знаний для студентов
- Баллы, полученные за промежуточные тесты после изучения каждой темы с целью закрепления пройденного материала.
- Баллы по итогам выполнения практических заданий (решение задач).
- Оценка знаний для студентов специальности 080507.65 – менеджмент организации
- Баллы по итогам выполнения практических заданий (решение задач).
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.1. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet)
- 3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине Введение
- Раздел 1. Деньги
- Тема 1. Происхождение и сущность денег
- 1.1. Происхождение и эволюция форм стоимости денег
- 1.2. Эволюция форм и видов денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4. Эволюция теорий денег
- 1.5. Роль денег в современной экономике
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Обращение денег. Платежный оборот и платежная система
- 2.1. Эмиссия денег и ее формы. Механизм банковского мультипликатора
- 2.2. Денежные агрегаты
- 2.3 Платежный и денежный оборот. Структура денежного оборота.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Закон денежного обращения и последствия его нарушения
- 3.1. Закон денежного обращения
- 3.2. Инфляция и ее социально–экономические последствия
- 3.3. Виды инфляции
- 3.4. Антиинфляционная политика государства
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Денежная система
- 4.1. Денежная система и ее структура
- 4.2. Типы денежных систем
- 4.3 Денежная система России
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 2. Кредит
- Тема 5. Кредит как экономическая категория
- 5.1. Сущность и функции кредита
- 5.2. Принципы кредитования
- 5.3. Формы и виды кредита
- По основным группам заемщиков различают кредиты предприятиям, населению, государству, а также межбанковский кредит;
- 5.4. Экономическое содержание ссудного капитала. Ссудный процент
- 5.5. Структура и функции рынка ссудных капиталов
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Кредитная система экономики и ее институциональные звенья
- 6.1 Содержание и структура кредитной системы
- 6.2. Структура институциональной кредитной системы
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Роль кредита в развитии экономики и его границы
- 7.1 Роль кредита в экономике
- 7.2. Границы кредита
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 3. Банки
- Тема 8. Возникновение и развитие банков
- 8.1. Эволюция банков
- 8.2. Образование центральных банков
- 8.3. Основные этапы развития дореволюционной банковской системы России
- 8.4. Особенности банковской системы советской России
- 8.5. Реорганизация кредитно–банковской системы в период реформы 80–90–х гг. XX в.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Банковская система экономики
- 9.1. Банки: сущность, функции, роль в экономике
- 9.2. Типы банковских систем
- Типы банковских систем
- 9.3. Типы банков и банковская инфраструктура
- Вопросы для самопроверки:
- Глоссарий
- 3.3 Методические указания к выполнению практических заданий, в том числе с использованием дот Практическое занятие 1 по теме «Обращение денег. Платежный оборот и платежная система»
- Денежная база (в широком определении) России
- Практическое занятие 2 по теме «Закон денежного обращения и последствия его нарушения»
- Практическое занятие 3 по теме «Кредит как экономическая категория»
- Практическое занятие 4 по теме «Банковская система экономики»
- Практическое занятие 5 по теме «Основы деятельности коммерческих банков»
- Практическое занятие 6 по теме «Пассивные операции коммерческого банка»
- Практическое занятие 7 по теме «Активные операции коммерческого банка»
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Задание на курсовую работу и методические указания к её выполнению
- 4.1.1. Тематика курсовых работ
- Методические указания к содержанию и оформлению курсовой работы
- 4.2.Текущий контроль (тестовые задания)
- Тесты по теме 1
- Тесты по теме 2
- 1. Установите соответствие обозначенных характеристик конкретным индикаторам состояния денежного обращения
- Тесты по теме 3
- 5. Неденежные факторы инфляции определяются
- 6. При инфляции капитал
- Тесты по теме 4
- Тесты по теме 5
- 6. Установите соответствие характеристик, обозначенных в правой колонке, сущностным чертам функций кредита, приведенным в левой колонке
- Тесты по теме 6
- Тесты по теме 7
- Тесты по теме 8
- Тесты по теме 9
- 4.3 Итоговый контроль Вопросы для подготовки к экзамену для специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» (1 семестр)
- Роль денег в современной экономике
- Вопросы для подготовки к экзамену для специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» (2 семестр)
- Вопросы для подготовки к зачету для специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- Роль денег в современной экономике
- На тему: «Особенности реализации денежной политики России»
- Санкт–Петербург
- 191186, Санкт–Петербург, ул. Миллионная, д. 5