1. Содержание курса
Типовая программа курса «Организация коммерческой деятельности предприятий (по отраслям и сферам применения)» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования содержит следующие темы.
Раздел 1. Организационно-правовые формы функционирования предприятий по отраслям и сферам применения
Тема 1. Хозяйственные организации
Основная классификация хозяйственных организаций. Типология организаций как юридических лиц. Характеристика коммерческих и некоммерческих организаций. Основные единичные и групповые организационные формы компаний. Особенности функционирования факторинговых и инжиниринговых компаний.
Тема 2. Организация коммерческих служб, управление коммерческой деятельностью предприятий
Цели, функции и задачи коммерческой службы хозяйственного предприятия. Управление коммерческой деятельностью предприятия как системой: методология, процесс, структура, техника и технология управления.
Тема 3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности
Информация как предмет коммерческого распространения. Технология и индустрия коммерческого распространения информации.
Информационное обеспечение управления коммерческой деятельностью предприятия, автоматизация торговли. Привлекательность использования передовых технологий и электронной коммерции для развития бизнеса в России.
Раздел 2. Планирование снабжения, сбыта и организация коммерческой деятельности на предприятиях по отраслям и сферам применения
Тема 4. Планирование снабжения
Сущность планирования и обеспечения хозяйственного предприятия материальными ресурсами, определение потребности и разработка плана закупок материальных ресурсов. Составные части и основные показатели плана материально-технического снабжения деятельности предприятия, контроль за его реализацией.
Тема 5. Планирование сбыта
Основные этапы планирования сбыта: определение внешних и внутренних факторов; подбор внешней и внутренней информации; анализ результатов деятельности предприятия и показателей текущего плана; план сбыта. Составляющие плана сбыта: цели и задачи сбыта, стратегия и тактика сбытовой деятельности, организационные меры по её осуществлению, методы проверки плана сбыта.
Тема 6. Организация коммерческой деятельности на хозяйственных предприятиях
Организационная структура и функции отделов снабжения предприятий. Способы организации деятельности аппарата сбыта. Регламентация организационных отношений в организационных структурах коммерческой деятельности предприятия.
Тема 7. Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта как один из прогрессивных приёмов, направленный на достижение коммерческого успеха. Особенности стимулирования сбыта потребительских товаров. Роль стимулирования в жизненном цикле товара. Основные цели стимулирования продаж. Выбор форм и методов стимулирования сбыта. Последствия и побочные эффекты стимулирования сбыта продукции.
Раздел 3. Особенности организации и управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических структур
3.1. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий в оптовой торговле
Тема 8. Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
Политика коммерческих действий на оптовом предприятии. Задачи коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий, обеспечивающих закупку и сбыт товаров покупателям. Структура и составные части коммерческой деятельности в оптовой торговле.
Тема 9. Организация и управление коммерческой деятельностью в оптовой торговле
Задачи и сущность управления коммерческой деятельностью. Принципы и методы управления коммерческой деятельностью оптового торгового предприятия. Функции и организационная структура управления оптовым торговым предприятием.
Оптовая торговая сеть, её структура и функции, перспективы развития.
Организация складского хозяйства в оптовой торговле: организационная структура склада, виды коммерческих работ и функционирование товарных экономических систем.
Тема 10. Исследование рынков закупок и сбыта товаров
Рынки закупок и сбыта товаров – основа стратегии коммерческой деятельности. Методы исследования рынков закупок и сбыта. Спрос и ёмкость рынков сбыта товаров – предпосылки развития коммерческой деятельности в оптовой торговле. Изучение конъюнктуры в оптовой торговле товарами.
Тема 11. Товарно-ассортиментная политика в оптовой торговле и её составляющие
Товарно-ассортиментная политика как целенаправленное управление товарными ресурсами и номенклатурой товаров с ориентацией на потребителя. Факторы и процедура образования товарно-ассортиментной политики.
Тема 12. Коммерческие связи в оптовой торговле
Системный подход к формированию хозяйственных связей в оптовой торговле. Виды договоров в оптовых торговых организациях по закупкам, хранению и сбыту товаров, их заключение, осуществление и контроль. Кооперация в оптовой торговле.
Тема 13. Организация и управление коммерческой работой в сфере закупок и продаж товаров
Факторы формирования закупочной деятельности. Особенности коммерческих действий при закупке товаров. Планирование, формирование и осуществление закупок. Источники закупок, их оценка и выбор поставщиков. Стимулирование продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления.
Значение и роль товарных запасов. Планирование и образование товарных запасов. Товарные излишки и дефицит. Чистота и сроки оборачиваемости товарных запасов. Инвентаризация наличных запасов, методы и порядок её проведения.
Отдел продажи и его функции. Формирование заказов потребителей: подготовка потребителями заказов на поставку товаров, способы их передачи и расчёта за товары, определение стоимости заказываемых товаров. Продажа товаров: методы, организация и эффективность.
- Организация коммерческой деятельности
- (По отраслям и сферам применения)
- Методические указания и темы курсовых работ
- Для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)»
- Содержание Введение
- 1. Содержание курса
- Тема 14. Формирование процессов товародвижения в оптовой торговле
- Тема 15. Финансовое обеспечение коммерческой деятельности в оптовой торговле
- Тема 25. Эффективность коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
- 3.3 Организация и управление коммерческой деятельностью в торгово-посреднических структурах
- Тема 40. Организация коммерческой деятельности банка
- Тема 41. Организация коммерческой деятельности страховых компаний
- 2. Методические указания по выполнению курсовых работ
- 2.1. Выбор темы работы и объекта исследования
- 2.2. Сбор, изучение, обработка исходного материала
- 2.3. Требования к содержанию работы
- 2.4. Процедура и критерии оценки работы
- 3. Общие требования к оформлению курсовой работы
- 4. Тематика курсовых работ
- 5. Библиографический список
- Организация коммерческой деятельности